Диалог с сердцем

Усман Юсупов
Я устал…
Нет сил тебя слушать, сердце. Прошу тебя, дай мне немного покоя.
Я ни в чем не виноват…
Ежедневно, ежечасно убивают твой народ!
Цветущих, пышущих здоровьем людей превращают в калек. Им ломают руки и ноги, их скальпируют и кастрируют, их пытают электричеством, голодом и холодом, бросают на растерзание взбесившимся псам, из них вытягивают жилы. За ними охотятся и бородатые чужеземцы, скрывающиеся в густых лесах, и белобрысые северяне, обосновавшиеся на широких полях. Весь мир стал их врагом.
Плачут матери, потерявшие детей. Плачут дети, оставшиеся сиротами. Плачут наши беззащитные, униженные сестры. Не плачут только наши отцы… Но посмотрите в их гаснущие глаза, и вы увидите безграничное, седое горе. Что слезы по сравнению с этим морем тоски?!.
Я не виноват!..
Ежедневно, ежечасно убивают твою землю!
Поля наши перепаханы бомбами и снарядами, леса уничтожены, реки отравлены. Плачет земля, кормившая, согревшая нас. Наша земля… Такая своя, такая родная. Что мы без нее?!. Она же пропитана потом и кровью наших отцов и матерей, а значит, каждая песчинка, каждый растущий на ней кустик, каждая травинка – это частички нашей души.
Ну почему, почему мы допустили эту войну?
Почему не сберегли свою землю?!
Моя земля!
Ты делила со мной все печали и радости, я доверял тебе самые сокровенные мечты. У нас не было тайн друг от друга. Я прибегал к тебе с целым ворохом чувств, переполнявших сердце в детстве и в юношеские годы. Оставался наедине с тобой часы напролет. И всегда находил и понимание, и поддержку. Позже, когда я повзрослел, когда более серьезные думы завладели моим умом, ты не уставала заботиться обо мне, напоминая, кто я и откуда пришел.
Сколько раз, проходя по густым зарослям орешника или сидя в тени развесистого бука, стоя на краю пропасти или слушая журчание родника, я почти физически ощущал на себе испытующий взгляд пращуров. Не было в этом взгляде укора и недоверия. Я чувствовал, они верили в своих потомков. Я закрывал глаза и видел…
Как на богатырском коне разъезжал по горам и долинам Северного Кавказа великийТурпалНохчо, отмечая границы будущих владений сынов своих;
как полуметровая ступня богатыря Берсы отпечаталась в камне, словно в глине, рассеивая сомнения матери-вдовы в правдивости слов сына, возвестившего в Чечне Ислам;
как люди толпами собирались на проповеди святых земли чеченской, проповедовавших человеколюбие…
Мы предали это волшебство…
Но я не виноват!
В чем, в чем, скажи, моя вина?
Я никогда не нарушал ни одного закона – ни религиозного, ни светского. Всю жизнь работал, и хлеб мой не был легким. Когда весь окружающий мир пустился в дикий пляс во славу Сатаны, я оставался в стороне…
Но ты живешь!
Я не просился на этот свет. Жизнь – не мой выбор. Я ни в чем не виноват…
Ты виноват!!!
Туча разряжается огненной молнией, разрывая атмосферу оглушительным грохотом.
Ты виноват!!!
Все вокруг погружается во мрак. Я падаю, ослепший и оглушенный, не чувствуя ничего, кроме адской боли в груди. И холода. Ледяной дождь кинжальными струями пробивает мое тело насквозь, кости мои мерзнут. Мне непонятно, почему так холоден майский дождь, откуда этот пронизывающий осенний ветер? Все перевернулось в этом мире…
Я плачу. Не из жалости к себе. Нет. Я плачу от бессилия. И еще может быть от того, что понимаю – я действительно виноват. Я плачу, моля небеса только об одном – подарите мне смерть, ибо жить я не в силах.
Какими бы непростительными ни были мои грехи, какой бы ни была моя вина… Хватит мучений. Я достаточно наказан тем, что имею неравнодушное сердце. Будь ты проклято, сердце! Или смирись, или перестань биться! Дай мне покоя…
Муки мои продолжались. Ослабевшие ноги не держали меня, и я упал в грязную лужу. Меня бил озноб, душили рыдания.
Скорчившийся, уменьшившийся до размеров букашки, без тени страха я ждал момента, когда душа моя покинет это слабое, грязное тело и наконец-то освободится из земного плена.
Не знаю, сколько длилось мое ожидание – минуты, а может и века. И в тот самый момент, когда мне оставалось сделать последний выдох, я увидел…
436 лет назад 9-ти летний мальчик спас умирающего волка. Он перевязывал ему раны, носил еду. Они подружились. И с тех пор не расставались. Мальчик был сиротой. У него не было ни братьев, ни сестер. Не было никого и ничего, кроме ненависти к убийцам своего отца. Он был один, и потому спасенного волка назвал Братом.
Однажды Брат повел своего спасителя по известным лишь ему тропам в сторону белевших вдали гор. Мальчик доверял четвероногому другу и потому смело следовал за ним. Через какое-то время они оказались на небольшой поляне, со всех сторон окруженной густым лесом. Посреди поляны сидели полукругом девять седобородых старцев. Каждый держал вытянутую правую руку на посохе… и не было здесь двух одинаковых посохов… Старцы встали, приветствуя гостей, долго шептали какие-то заклинания. И вот, наконец, усадив мальчика перед собой, открыли ему тайну, скрытую в ущелье Гумса…
– Наступит день, – возвестили в конце старцы, – когда народ твой, страдающий от несправедливости и гонений, истерзанный и обескровленный, оклеветанный и оболганный, будет спасен этой горой, заключенными в ней силой и мудростью. Сюда придет твой потомок, вооруженный истинными знаниями, чистый душой и телом, и возьмет из рук твоих чащу мудрости… Первый шаг за тобой. И ты его сделаешь в назначенный Небом час…
Я узнал этого мальчика, прославившегося впоследствии отвагой, мудростью и добродетелью. Я слышал все, о чем поведали ему старцы. Я знаю, «потомок, вооруженный истинными знаниями, чистый душой и телом», уже идет к горе, готовый взять из рук предка чащу мудрости…
…Я виноват. Страдает мой народ, унижается моя земля. Значит, я виноват. И я понял, что преступно убегать из жизни в небытие, не сделав тот главный шаг, ради которого, быть может, ты и создан Творцом.
Усман Юсупов
2006г.