Дважды родина

Елена Савенок
                КАРАГАНДА -  город моего детства

      Воинская обязанность в бывшем Советском Союзе была обязательной. Ребята из  христианских семей  были вынуждены отбывать эти два года в «Стройбате», то есть в строительном батальоне и засылали их частенько куда-нибудь подальше.
    И вот, было это в 75 – 76 годах в Карелии в небольшом городке Кемь  недалеко от Беломорска, получил солдат увольнительную и пошел искать Дом молитвы, останавливал прохожих на улице и спрашивал, не знают ли они верующих в Бога людей, долго искал, пока не подсказали ему адрес одной верующей бабушки, да только и та не смогла ничем помочь. Не было в этих городах Дома Молитвы. Представьте, какая печальная действительность – два города и ни одного Дома молитвы! Этот короткий рассказ услышала я на одном воскресном собрании во время проповеди этого «бывшего солдата».
    Одним жарким воскресным днем в августе 1963 года окрестности знаменитого города ссыльных Караганды огласились моим громким, протестующим криком – это было моё первое рождение в этом городе. Мне повезло, я родилась в христианской семье. И много позже, через 16 лет город моего детства стал свидетелем моего второго рождения,  рождения свыше. Мое второе рождение в отличие от первого принесло мне удивительную радость и мир в сердце, и от переполнявших меня чувств я тихо плакала и благодарила Бога за это чудо.
      Караганда, в этом городе прошли мое детство и молодость. Город, в котором было столько Церквей, Домов Молитвы,и разных христианских общин, что я не в состоянии их все перечислить: Молитвенный дом Баптистов, в народе его называли «Копай», так как он находился в районе Копайгорода, где  служение происходило в несколько смен из-за большого количества людей, «38-я» называли мы другой дом молитвы, по названию автобусной остановки, где он находился; были так же: Лютеранская Церковь, Католический собор, несколько Православных церквей,  2-3 общины не регистрированных менонитов, лютеранская  братская община, большая община пятидесятников, субботников, единственников  и многие другие...
     В Советских школах была должность завуча по воспитательной программе. В нашей школе это была Любовь Ивановна, и она старалась, как могла, вызывая поочередно на проработку нас детей из христианских семей. И уже тогда, мы дети, посещавшие разные молитвенные дома, старались держаться вместе. Мило улыбаясь, Любовь Ивановна старалась выпытать у меня, в какую же церковь ходит Леночка Валл, которая была на год старше меня и училась в другом классе. Или может быть,  меня родители принуждают ходить в церковь? Как же она нервничала, когда после целого часа усиленной проработки ей не удавалось ничего узнать.

Позже, когда я уже работала на большой швейной фабрике, мне не раз приходилось слышать, как переговаривались между собой женщины:

-  Лиля,  Лиль,  ты не знаешь, кого это хоронили, похоронная процессия была      больше километра?
- Да это верующие кого-то своего хоронили, прям как министра...

- Нет, вы представляете,  рассказывала Валентина,  еду я на работу в автобусе, проезжаем мы через финский поселок, ну там Церковь есть православная, стоит молодой парень, настоящий художник с мольбертом и рисует эту церковь, и это днем то...

- Ох и пели же на этой свадьбе, и музыка у них была, только своя церковная, а народу, народу, большая палатка и вся битком,  рассказывала Татьяна...

Да петь мы любили, и вот однажды решили, а что если на улице, или в автобусе запоем? – запоем! Под струны гитары на остановках и в автобусах зазвучали христианские песни. Помню, ехали мы в «7-ке», автобус битком, нас человек 8- 10 на задней площадке молодежь, поем, дружно поем, хорошо получается, люди слушают, никто не возмущается, что нарушаем общественный порядок.
     Вдруг из середины автобуса поднимается с сиденья парень, протискивается к нам на заднюю площадку, достаёт из портфеля сборник песен, и спрашивает, а вы эту песню знаете: «Он для тебя творил и солнце и луну...» – Так мы познакомились с Давидом Дерксен. Мы выучили этот псалом и пели его и многие другие вместе с Давидом, когда иногда встречались в автобусах по пути домой каждый из своего собрания. Однажды чрезмерно усердный водитель, которому не понравились христианские песни завез нас в милицейский участок на автостанции в Пришахтинске, и сдал нас капитану милиции «как злостных нарушителей порядка». Капитан отнесся к нам весьма доброжелательно, немного пожурил и со смехом спросил одного из ребят: неужто ты веришь, и он ткнул в мою сторону пальцем, что Бог создал её из твоего ребра? Может быть, не растерялся тот. Жаль не знаем мы адреса и фамилии этого капитана милиции, а то бы написали ему, что мы с Сашей действительно поженились.
   После прихода перестройки много бывших Карагандинцев выехало в Германию, Америку, Канаду, Австралию, Бельгию и  во многие страны бывшего Советского Союза.
 
Мельканье времени и лиц,
Листание памяти страниц.
Друзей я слышу голоса -
Живет, поёт КАРАГАНДА!

Во многих уголках земли
Поют теперь друзья мои,
И строят дружно голоса
Во славу Господа Христа.

Земная жизнь нас развела
В чужие села, города...
Надеждой полнится душа,
Что встречу вас у ног Христа,

Когда земной окончим путь,
Постигнем радостную суть,
Мы дружным хором запоем
Христу не спетый наш псалом:

Благодарим за жизни дни,
Были прекрасными они,
Ты нас в Караганде призвал,
Святую церковь создавал.

Лелеял нас Ты и растил,
Чудесной дружбой наделил,
Хоть разделила нас судьба –
Христу поёт КАРАГАНДА!               
               

Это было похоже на чудо, да  это и было чудо - в одном небольшом городе столько христиан. Мы встречались, общались, обменивались стихами и песнями, ходили друг к другу на свадьбы, хоронили вместе друзей... и всей нашей жизнью
славили Бога!
Германия, 2000 год