Ошибки

Юрий Фейдеров
Есть такая расхожая фраза: «Ошибки молодости»…
Такая глупость!... Как будто ошибки совершаются только в молодости…
Теперь, когда я нахожусь на семидесятом году жизни, я с уверенностью могу вам сказать, что они совершаются на протяжении всей жизни. И в молодости может быть даже реже потому, что целеустремлённость создаёт уверенность в правильности выбранных решений.
С возрастом мы становимся нерешительными, мнительными, наполненными страхами ошибочных шагов, могущих привести к потерям. Ведь мы годы жизни и силы потратили на приобретение каких-то материальных благ, и вдруг что-то из того потерять? А с чем останемся? Вот про это «игольное ушко» и говорил Иисус… А что нужно человеку для жизни? Очень мало…  Но страх потерь…

Ошибки… Ошибки преследуют нас потому, что Бог даёт нам право выбора! И если в молодости нас ожидает впереди длинная жизнь, в которой, нам кажется,  можно всё исправить. То во второй половине жизни мы ощущаем уже дефицит времени.
Какую профессию выбрать? Я начал задумываться об этом уже в пятом классе. Я мысленно примерял на себя множество профессий. От врача, по линии матери все медики, до лётчика-испытателя…  И что?  Стал радиоинженером. Правильно ли? Ошибка! Инженеры на пенсии никому не нужны. За годы работы меняется схемотехника, комплектующие, приходит в мир то новое, что в твоём детстве казалось фантастикой! А ты, уволившийся из НИИ на завод, безнадёжно отстал… И если советская пенсия позволяла бы прилично доживать. То нынешняя добавляет тебя в армию бедноты.
Лучше бы стал врачом. Их постоянно не хватает. Даже отсталых и старых маразматиков принимают на работу, затыкая кадровые дыры. Тогда бы имел и пенсию, и зарплату…  Мог бы жить лучше…

Следующая ошибка – женитьба. «Столько вокруг замечательных красивых девушек! И откуда берутся плохие жёны?»  Столько знакомств, встреч, раздумий, взвешиваний… И всё равно находишь «говно»… И вступаешь в него, то есть – в брак…  И потом всю жизнь ищешь ту девушку, свою первую любовь, на которой надо было жениться сразу после школы, потому, что ей уже пора было замуж, и она этого хотела, а ты мечтал сначала окончить институт, получить хорошую работу…  И всё это ты получил, а девушки рядом уже не было. Жизнь развела по разным городам, она вышла замуж…
Потом, конечно,  и у тебя жизнь наладилась. И жена появилась любимая, и дети пошли… Но всю жизнь жило в глубине сердца желание найти ту, первую… Узнать, как жилось ей все эти годы. Была ли она счастлива, как ты? И если «да», то значит, всё было правильно…

А то, что ушёл из НИИ, разве не ошибка? Ведь там светила карьера стать доцентом, а может и выше?...  Было столько задумок! Множество рацпредложений приносили деньги…
Но жить было негде, семье требовалась квартира. И уйдя из НИИ, я нашёл работу, где давали квартиры,  через год её получил, пусть сначала коммуналку. Но спустя годы, благодаря ей, мои дети получили полноценные квартиры. А в НИИ мне тогда ничего не светило. Мои сотрудники начали получать жильё только пятнадцать лет спустя!..

Сколько ошибок совершено в жизни! Десятки или больше. Душа болит… Хотелось бы на мгновение вернуться и исправить!... Ну почему жизнь не устроена так? Один миг! И всё пошло бы правильно и справедливо… НЕТ! Жизнь приносит нам душевные раны, которые зарастают рубцами… И эти рубцы теребят нашу память. Не дают жить спокойно и размеренно, как уже должно быть на пенсии, когда пора радоваться каждому наступающему дню…

Но, надо ли это исправлять? Может быть всё, что делалось мною ошибочно, делалось так не случайно? Может быть то «НЕЧТО», что верующими принимается безоговорочно, как решение Бога, и руководило моею жизнью и наталкивало  меня на правильные поступки, а иные были бы катастрофическими для моей жизни?
Я понимаю, что моя жизнь протекала благополучно, хотя и не без стрессов и трудностей, и с разочарованиями.  И то, к чему я пришёл на склоне лет, вполне меня устраивает. Просто хотелось бы прожить ещё два, а то и три варианта жизни…  Но она даётся нам один раз. И количество наших ошибок, как и правильных решений только разнообразило её течение.

«Радуйся, человече!», - сказал А.П. Чехов в одном из своих рассказов. И был прав! А что ещё нам остаётся делать?