Савелий Сорин и его магические портреты

Алина Алексеева-Маркезин
                Портрет (Фрагмент)Философ Лев Шестов 1922 бум. на х. цв. мелки, графит 56.5;47.6 дар А. Сориной 1954 г. Метрополитен музеум N5452  США

        Савелий Абрамович Сорин (Завель Израилевич) родился  в 1878 году
в Полоцке Витебской губернии в небогатой еврейской семье. Отец был портным. В 16 лет он ушел из дома, из-за ссор с отцом и через некоторое время приехал в Одессу.

    В 1896—1899 годах учился в Одесской художественной школе у знаменитого Костанди, окончил учебу с медалью, дававшей право поступления в Императорскую Академию художеств (ИАХ) без экзаменов.

      С 1899 года занимался в Высшем училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ у И. И. Творожникова и В. Е. Савинского, затем — в мастерской И. Е. Репина.

  В 1907 году за картину «Вдохновенная минута» был выпущен из Академии со званием художника и правом пенсионерской поездки за границу, таким образом побывав в 1908 году в Голландии и Франции.

      8 мая 1920 года он вместе с Судейкиными сели на пароход и отплыли из Батума в Марсель, а  20 мая они прибыли в Париж. И все - он стал невозвращенцем.
Поселившись в Париже, быстро снискал себе известность. В 1922—1923 годах Сорин выставлял свои работы в Осеннем салоне, в 1926—1930 — в салоне Тюильри. Продолжал участвовать в выставках русского искусства, в том числе в 1921 в галерее «Денси», в 1927 году — в последней выставке «Мира искусства» в галерее «Бернхейма». В 1920—1930 годах провел ряд персональных выставок в галереях Парижа и Лондона.

      Часто бывал в США, подолгу жил в Нью-Йорке, его персональные выставки прошли в Бруклинском музее (1923), галерее «Вильденштайн» в Нью-Йорке (1927, 1934), Вашингтоне (1924), Питтсбурге (1924—1925), Чикаго (1927). В 1932 году принял участие в выставке современного русского искусства в Филадельфии.

           Во время Второй мировой войны поселился в США. Сделал несколько крупных денежных взносов в Фонд помощи СССР.
Умер 22 ноября 1953 года в Нью-Йорке.

О СОРИНЕ-ПОРТРЕТИСТЕ.

"У портрета есть еще одно важное свойство: репрезентативность. «Сам человек исчезнет, а портрет останется,  и люди потом будут судить об этом человеке и представлять его по этому портрету», — говорил сам С. Сорин.

 Савелий Сорин был очень одаренным. художником. Все, что он мог увидеть, подумать, почувствовать и даже ощутить неосознанно, тут же отражалось на бумаге или холсте.

        Талант С.Сорина был таков, что у него получалось изображение и очевидных, главных, и  самых мимолетных, самых интимных и глубоко скрытых черт личности портретируемого, и на первых сеансах при поиске, из чего сложить образ.
     Для такой скрупулезной, филигранной работы требовалось по 30 и более сеансов. Ведь задуманный художником образ портретируемого складывался из того, как он представлял себе, а не как конкретно сегодня  видел этого человека. А художник Савелий Сорин был романтиком, и это определяло  характер задуманного им образа. 
 Неудивительно, что портреты Сорина были неординарны и  незабываемы. Красивые женщины на его портретах не просто красивы. Они или беззащитны.

       Уже во время учебы он не всегда следовал советам преподавателей. Его учитель И. Е. Репин, увидев эскиз дипломной работы Савелия, сделал ряд существенных замечаний о главной фигуре картины. Он посоветовал что-то изменить, убрать, переделать. Однако в окончательном варианте все осталось без изменений. Репин, посмотрев работу, похвалил ученика: «Хорошо, что не послушались меня и ничего не переделали».

      Главное внимание он обращал на лицо, позу и иногда руки портретируемого, и прежде всего, на глаза: «Глаза  – зеркало души».

         Казалось бы, и в этом Сорин был не оригинален. В. Серов, К. Сомов, Л. Бакст, Дж. Сарджент , Дж. Больдини и многие другие современные ему замечательные художники использовали именно такой прием. Но почему же именно Сорину удавалось так много показать в своих работах, что зрители долго не могли оторваться от того или иного его портрета? Они говорили, что, глядя на него, можно, по меньшей мере, написать роман.

          Для такой филигранной работы кисть часто оказывалась не самым удобным инструментом, —  даже — очень тонкая — , поэтому  наряду с ней художник использовал карандаши – графитный, угольный и цветные, пастель вместе с акварелью  и гуашью, тушь и белила, а также лак и фиксатуар. Даже для портретов в полный рост в натуральную величину он брал не холст, а бумагу, наклеенную на холст: так было легче изображать мелкие, требующие точности детали.

             Вот что заметил по этому поводу знаменитый знаток живописи тех лет и художественный критик П. Бархан:
           » Никто, как Сорин, не мучает себя своей работой. Ученик Репина, пройдя французскую и итальянскую школу, он достиг уровня старых немецких мастеров. Восприняв и переработав в себе Энгра, он создал свой собственный самобытный стиль. Его портретные рисунки в натуральную величину — комбинация карандаша, акварели и пастели — тонкая, иногда филигранная работа. Усердно и напряженно ставит он точку за точкой, черточку за черточкой, а эффект, как и у Сомова ,— изящность и легкость. Его самоистязание в итоге порождает свободу».

      Одним из самых мощных изобразительных средств, взятых С. Сориным из арсенала великих академических мастеров, была изящная упругая линия рисунка. Энгровская линия, соринская  линия  —  неважно, как называют это искусствоведы, многократно отмечавшие эту черту как особенную характеристику портретов С. Сорина.

                Все отмечали в портретах С. Сорина поразительное сходство с моделью, но сходство это не фотографическое, а  романтическое. Этот закрытый, угрюмый и очень одинокий человек,  битый жизнью и унижаемый, особенно в молодые годы, всегда оставался романтиком. Отсюда   желание помогать  тем, кто нуждается в помощи, независимо от  того, родственник ли,  друг ли этот человек или нет. Отсюда и непрерывающаяся связь с  мачехой-родиной. Отсюда же, а не от желания услужить клиенту, и то, что пожилые женщины у него выглядят (им на радость) моложе и привлекательней. Ведь если любишь женщину, то просто не не видишь ни морщинок, ни каких- либо других признаков старения. А он любил, почти обожествлял женщин. Для него они были, действительно, прекрасный пол.

       Известный искусствовед Андрэ Салмон написал :
«Одним из секретов огромной притягательности его (Сорина — В. С.) портретов является то,что он не идеализирует модель, а ловит идеальный момент. Это так очевидно в его прекрасном портрете Павловой, когда она вот-вот начнет танец. Он открывает нам ее душу в момент окрыления».

С. Сорин  любил красивых женщин (что не мудрено) и восхищался ими, некрасивым сочувствовал и искренне хотел, чтобы современники и потомки увидели их лучшие черты. Поэтому женщины получались у него особенно изящными, привлекательными, нежными или решительными, сияющими или грустными, достойными сочувствия и любви.

               Это привлекало к его мольберту других женщин и мужчин, и дало повод мало понимающим в портретной живописи недоброжелателям упрекать художника – особенно в начале пути — в салонности, как упрекали многих успешных портретистов. Но Сорин как будто не замечал этих упреков, как не замечал и обвинений в отставании от прогресса, сервильности и многого другого. Суровая жизнь научила его неуклонно идти к цели, а целью его было не больше и не меньше, как дать людям отражение их души в его собственной душе.

       Вот именно этим С. Сорин и отличался от множества своих коллег: устройством собственной души художника —  вниманием и уважением к личности других людей, вдумчивым интересом  и сочувствием, желанием понять. Какой бы человек перед ним ни сидел, он был интересен художнику. «Искусство – не отражающее зеркало, а увеличивающее стекло».  И стекло это – душа, личность художника. Это необходимая составляющая того редкого сплава с мастерством и упорством, который и дал драгоценный результат.

Использованы материалы сайта http://artforspb.ru/metod-s-sorina/