Как бедняк отдал сына чёрту в науку. Сказка

Серж Пьетро
Украинская народная сказка (в переложении Сергея П. Емельченкова).

   Прожил один человек сорок лет, а потом женился.
Через год родила ему жена сына. Он этому так обрадовался.
    Но сама она недолго пожила:
Сыну только девять лет минуло, как остался он без матери. Как быть?
Опечалился человек - как ему теперь одному сына растить?
Вышел на улицу, прислонился к плетню, задумался. Стоит, как в оцепенении, будто ум застыл.
В это время ехал мимо пан. Остановил карету, спрашивает:
— Чего это ты приуныл?
— Как же мне не унывать? Нет у меня никакого хозяйства, не знаю, как сына прокормлю. Ничего у меня, кроме сына, и нет.
— А велик ли сын?
— Девять лет.
— Как раз такой мне и нужен! Я его в школу отдам.
— На школу деньги нужны. Где я их возьму?
— Ничего ты не будешь платить. Я для бедных людей всё делаю сам.
А сейчас я еду в село, подберу ещё девять таких хлопцев, как твой,
А ты иди, приготовь сына в дорогу и жди меня на этом же месте. Я его заберу с собой.
    Пошёл человек, собрал хлопца в путь, ждёт, где велено.
Вот подъезжает пан, посадил хлопца в карету и говорит тому человеку уверенно:
— Помаши сыну рукой, да я помчался,
Придёшь за сыном через десять лет.
И умчался.
   Тут спохватился бедняк, что забыл у пана адрес узнать. Как ему теперь сына найти?
Заплакал и пошёл домой. Идёт, плачет по пути.
   Десять лет он горе мыкал, а потом собрался и решил сына искать - в ту сторону, куда барин сына увёл.
Надел шапку, положил в торбу кусок кукурузного хлеба, взял в руку палку и пошёл.
    Шёл, шёл - пришёл в дремучий лес. Шагает день, идёт всю ночь - не смыкает век.
Пока ещё месяц светил, не страшно было, а как стемнело - совсем оробел человек.
Прижался спиной к дереву и думает:
Сзади меня теперь никто не тронет, а спереди палкой отобьюсь - вот и  посох пригодился.
Вдруг как зашуршит что-то в листве! У бедняка и дух захватило, а как увидел, что это мышь, рассердился:
— Вот сейчас огрею тебя так, что глаза на лоб выскочат! Чтоб ты пропала!
    Да тут же самому человеку и стыдно стало: 
За что её бить? Она, бедняга, видно, оголодала.
Сунул руку в торбу, отломил кусок хлеба и кинул мышке - хлеб простой, из кукурузной муки с овсом.
Спрашивает тогда мышь человеческим голосом:
— Куда, человече, идёшь?
— За своим сыном. Иду - разыскиваю.
— А где же твой сын?
— Не знаю.
— Как же ты его тогда найдёшь? Сказала бы я тебе, где твой сын, только признайся по чести, смело:
Что ты подумал, когда я листом зашелестела?
     Человек, конечно, не говорит - стыдно, совесть гложет,
Выкручивается, как может.
— И чего ты не скажешь правды? Я сама скажу, что ты подумал сначала:
Вот сейчас огрею тебя так, что глаза на лоб выскочат! Чтоб ты пропала! -
Ну да ничего, я тебе прощаю. А теперь поведу тебя к сыну из этой тьмы.
Привела мышь человека на край глубокой ямы.
— Полезай вниз и иди.
Пан, как услышит, что ты идёшь, обернёт хлопца в голубя. Ты за всем следи.
Будет пан угощать тебя галушками - ты их не ешь,
Только зубы поломаешь.
Проси у него голубиного мяса, чтоб, якобы, с аппетитом шло.
    Так оно и вышло. 
Обрадовался пан, что человек просит блюдо из голубей,
Свернул им головы, поджарил и разложил по тарелкам побыстрей.
    Да мышь ещё наказывала бедняку:
— Ты голубей не ешь, а приглядись: у которого из очей перед казнью кровавые слёзы побегут,
Того возьми и опусти на землю. Да не забудь глянуть пану на ноги в тот же миг - прямо тут!
   Глянул человек, а у пана вместо ног - конские копыта. Вот так вот!
— Эге, - думает человек, - так ты ж не пан, а чёрт!
Как только опустил голубя на землю, превратился голубь в красивого парня
и исчез из-за стола вместе с отцом, а потом  и говорит:
— Скоро конец дня,
Пойдёмте, отец, домой!
Собрались они, идут, присядут ненадолго порой.
Вышли на дорогу и спрашивает сын:
— А не голодны вы, отец?
— Ещё б не голоден! Запасам еды уж давно конец.
— Будет у вас обед, только меня слушайте, да не пугайтесь.
Я сейчас обернусь псом. А вон, видите, впереди пан на охоту едет? Вы его  не чурайтесь.
Пан будет пса покупать, так вы возьмите за меня хлеба, сала и денег. Только смотрите,
Не отдавайте ему цепочку: если и её продадите,
То больше вам меня не видать.
Так и сталось, как сказалось. Время обратно-то - не отдать.
  Остановил пан коней, слез, приценивается, гладит собачью спину туда-сюда, будто это мех:
— Что просишь за пса?
— Прошу хлеба, сала и денег.
     Дал пан человеку хлеба, сала и сотню серебром дал.
Очень хотел купить и цепочку, да человек не продал.
   А пан бросил ещё монет в кусты - с силой, отчаянно,
А сам попросил человека найти - мол, для человека ж и нёс, обронил нечаянно.
Тот пошёл искать, а пан посадил пса силой в бричку и уехал. Быстро его конь скачет.
А человек вернулся - нет сына! - Присел у оврага, ест хлеб, а сам плачет:
— Был у меня один сын, повидал я его один раз да, может, больше и не увижу, значит.
А пан в бричке по полю мчится. Держит пса, чтоб не убежал.
Вдруг из кустов заяц выскочил, а пёс, как ему и полагается - сразу уши прижал.
Пан и думает:
— Хорошую купил собаку, будет она мне зверя гонять.
А что, если пустить её на зайца - погонять?
    Взял и пустил. Кинулся пёс за косым, вот-вот настигнет, догонит -
Наседает на зайца, а зубами не берёт, только к лесу гонит.
Загнал в лес, сам обернулся в парня и пошёл навстречу пану.
Спрашивает пан парн, не ведая пока обману:
— Не видал ты, случайно, хлопче, куда мой пес зайца гнал?
— Вон туда, в лес погнал!
     Вернулся сын к отцу:
— Ну, отец, слушайтесь меня и дальше, всегда вам хорошо будет, если добро вокруг царит.
Шли они, шли, домой пришли. Заходят в хату, сын и говорит:
— Надо бы нам, отец, новую хату, эта уж больно стара.
— Заработаем денег, может, и поставим. Хотя, конечно, пора.
— Нет, отец! Завтра как раз ярмарка. Я обернусь таким конем, какого ещё и свет не видывал, причём давно.
К моему хвосту будет привязан мешок, а на мешке написано:
Этому коню цена -  вот такой мешок золота.
Людям и прицениваться не надо, каждый сам прочтёт - на то и грамота.
Только глядите -
Не забудьте уздечку снять, как только меня продадите.
    На ярмарке обступили коня купцы, удивляются.
Сложились, собрали немало золота, да до полного мешка не хватает золотца.
Махнули рукой, пошли. Тут приходит один богатый купец, - а то был не купец, а чёрт, учитель хлопца.
Долго не торговался, а только сказал:
— Подставляй мешок! Ты ж это мне его пустой оставил?
Отвязал старик мешок, подставил.
   Купец насыпал золота с верхом, да так, что через край посыпалось - было выше вершков.
Нагнулся человек подобрать монеты, а купец - прыг на коня и был таков.
    Вспомнил тогда старик про уздечку, а купца уже и след простыл.
Заплакал старик, от горя чуть волком не завыл:
— Ой, что же я наделал, не видать мне теперь сына!
     Купец коня гонит, только искры из-под копыт летят. Готов скакать без сна -
Бьёт, погоняет, а заморить не может - великая у коня сила.
Пронеслись через два села,
В третьем стали: решил чёрт подковать коня на все четыре ноги и чтобы каждая подкова на шесть пудов была.
Заходит к цыгану-кузнецу, у которого печь в кузнице пылала:
— Давно ли кузнечишь?
— Да вот уже двадцать лет.
— Чего ж твои дети такие ободранные?
— Заработков не хватает. Деньжат нет даже на обед.
— Если подкуёшь коня на совесть, - говорит переодетый в барина чёрт, - я тебе так заплачу, что больше и работать не придётся!
    Обрадовался цыган, взялся за дело. По всей округе стук молота по железу на наковальне  раздаётся.
Сколько в кузне было железа - всё в одно свалил,
Два дня от наковальни не отходил, про еду  - и то забыл.
   Зовёт кузнеца жена:
— Иди, муженёк, поешь. Два дня работаешь и ничего в рот не брал.
— А мне казалось, всего два часа ковал.
     Выковал цыган первую подкову, примерил, хороша ли. Поглядел купец, говорит:
— Добре! - хвалит.
      Собирает кузнец железо ещё на три подковы, а тут небо тучами затянулось, буря зашумела, грянул гром.
Чёрт, известно, грома боится, спрятался с цыганом в хате, а коня возле кузницы на привязи оставил под дождём.
   У кузнеца в саду были груши. Как закачала буря деревья, груши и посыпались наземь.
Случились тут ребятишки - бросились груши собирать. Увидели коня, загляделись:
— Мы такого в жизни не видели. Смотри, какая на нем уздечка!  Вот бы её нам по-цыгански снять!
      Услыхал конь этот разговор, опустил шею, притворился, будто спит.
— Заснул, теперь снимем, - один хлопчик говорит.
    Самый смелый сдёрнул с коня уздечку и спрятал её в крапиве. А конь в тот же миг превратился в голубя и полетел - и был таков.
Отгремело, стихло, вышел купец на улицу, а коня и след простыл, не понадобилось и подков.
    Купец тоже обернулся голубем и пустился догонять.
Летел, летел, вот-вот догонит, стал нагонять.
   А первый голубь пролетал мимо царских палат.
У того царя была дочка, жила в отдельной комнате, никуда не ходила, 
Но окно у царевны открыто было
И первый голубь  в комнату мигом влетел.
Царевна обрадовалась и поскорее окно захлопнула, чтоб не улетел.      
     Второй голубь следом за первым - шасть в окно, да ходу нет.
А первый голубь сидит на столе, отдыхает. Царевна гладит его, радуется. Принесла служанка обед.
Принесла царевне еду на трёх тарелках.
Царевна вышла в другую комнату, а голубь обернулся молодцем и съел весь обед
Да спрятался, чтоб не накликать на себя бед.
     Вернулась царевна, глядит: на тарелках пусто. Разозлилась и служанку  вызвала.
— Ты почему мне пустые тарелки принесла?
— Да не может того быть! Разве что кухарка напутала...
    Принесла служанка обед во второй раз.
А царевна спряталась в соседней комнате, подглядывает в щёлку.
Не успела служанка выйти, как голубь обернулся молодцем и сел за стол.
Царевна вбежала, обняла парня, целует. Вот теперь в жизни будет много толку! -
Говорит:
— Я твоей женой буду! Такое счастье со мной в первый раз творится!
— Как же мне тебя брать, если я из бедного рода, а ты - вон кто! Да и не отдадут тебя за меня царь с царицей.
Царевна знай твердит:
— Отдадут!
Служанка согласно кивает ей.
Тут царица пришла. Царевна ластится к ней:
— Смотри, мама, какой из того голубя добрый молодец вышел. Видишь, тебе улыбается.
Стала просить, чтобы позволила ей мать за парня выйти. Мать согласилась, только сомневается:
— Может, царь не захочет?
Позвали царя.
— Гляди, - говорит царица, - какого жениха нашла себе дочка. Хочет свадьбу сыграть. Вижу - не зря.
Понравился и царю молодец. Начали к свадьбе готовиться.
Царь пошёл музыкантов нанимать,
Да все заняты, только и нашёлся один-единственный цыган, который согласился на свадьбе играть.
      Царь не знает, как быть, пошел за советом к зятю:
— Тот цыган хвастает, будто так умеет играть, как никто и никогда не играл.
Парубок сразу догадался, что это за цыган.
— Знаю я того музыканта, слыхал.
То правда, что он так играет, как вы сроду не слыхали, лихие песни будут,
Гости и про еду, и про питьё забудут.
  Пошёл царь с цыганом рядиться, а тот говорит:
— Мне за всё жених заплатит, а у самого глаз от злости, что всё упустил, аж горит.
    В день свадьбы приходит цыган на царское подворье да как заиграл, пляшет всё подворье, вся улица,
А царь, министры и прочие гости про угощенье забыли, только слушают да музыкантом любуются.
   А цыган не один играл,
С ним вместе ещё сто чертей на разных инструментах наяривали - такой грохот стоял!
И вправду никто ещё такой музыки не слыхал.
А парень шепчет невесте молодой:
— Знаешь, какую он плату за свою музыку спросит?
— А какую?
— Вот это колечко, что я тебе на палец надел. Он давно посматривает - кто что носит.
Ты только смотри, не пугайся:
Как у тебя цыган колечко попросит,
Сними его с пальца, подай мне.
Будешь подавать - оброни кольцо на землю, будто невзначай, пусть лежит на земле.
Тут я рассыплюсь маковым зерном, а ты наступи на самую крупную зернину ногой и не сходи с места.
Да ещё раз говорю, ничего не пугайся, а оробеешь - больше тебе меня не видать, будешь вечная невеста.
    Подошёл цыган и требует плату - колечко с невестиного пальца. Больно, - говорит, - кольца люблю.
Сняла молодая колечко, подает мужу, да, будто ненароком, и обронила кольцо на землю.
Рассыпался тут царский зять маковым зерном.
Царевна и наступила ногой на самую крупную зернину сразу же, как учил жених, не потом.
    Цыган выпустил из-за пазухи  цыплят, стали они мак собирать в кучу.
Видит цыган, что дело медленно подвигается, сам обернулся наседкой и  ну - крыльями по маку хлопать - собирать.
    Тут жених царевны превратился в орла и так клюнул наседку, что та сразу перестала квохтать,
А все цыплята мигом исчезли, а наседка в чёрта превратилась в цыганской одежде,
Которую чёрт у цыгана-кузнеца украл.
    Дернулся было чёрт бежать, да после орлиного удара  шаг сделал и копыта свои бесовские отбросил, замолчал.
Когда вся нечисть пропала, обернулся орёл снова человеком.
Стали молодые обниматься да миловаться, наверное, и до сих пор наверно, продолжают от радости целоваться.
Вот и сказке Как бедняк отдал сына чёрту в науку конец,
А кто слушал - молодец!