Русь моя

Ли -Монада Татьяна Рубцова
     Каждое утро я делаю пересадку на станции "Площадь революции". Там есть такая "волшебная" собачка, которой все проезжающие трут нос, чтобы, значит, желание сбылось. Иногда я тоже потираю ей нос, приговаривая: "Собачка, собачка, пошли мне удачку!" Станцию украшают и другие скульптуры, кто-то трет туфельку студентки, кто-то курочку и петушка, кто-то пистолетик,  а мне больше всего нравится лапоток крестьянина. Потру его со словами: "Лапоток, лапоток, помогай мне, дружок!" и еду на работу. Вроде бы помогает. Крестьянин - основа основ Руси, он из гущи народной, он сам - гуща народная, всегда на переднем крае, на нем земля-матушка держится. Я тоже из гущи народной, на мне тоже Русь держится, это-то нас и роднит.
     Возмутится народ христианский: "Что это ты  лапотку поклоняешься? Для этого Господь есть!" А я отвечу: "И Господу молюсь, куда ж без Него ...  Без Него и шагу ступить нельзя. Каждый день с Ним разговариваю.  Не обхожу храмы стороной. Душа болит за детей, внуков, будущих правнуков."
    Вот, к примеру, назвали меня Татьяной, по-православному, значит, Татианой. Хоть и греческое имя, а на Руси прижилось. Это имя  в основном простолюдинкам давали. Спасибо А.С. Пушкину, заметил он в нем что-то, дал своей героине, и с его легкой руки  пошло оно  гулять по родной земле. Среди  нынешней молодежи Татьян не так много, имя еще не слишком устарело, чтобы быть модным, но через поколение возродится, наши любят старину. Да и что в нем плохого? У нас, у Татьян, есть специальный праздник, 25 января, День студентов. Прямо скажем, вечная молодость нам дана и есть лишний повод для поздравлений.
     Чем же еще хороша Русь моя?  А речью своей хороша. Словцо у нас есть на всякий жизненный случай, да не одно. "Штили"-то еще Михайло Ломоносов определил для всякого дела. С начальством мы разговариваем так. Диссертации пишем эдак.  В быту- всяко-разно . По телефону - смотря по обстоятельствам.  А как ругаемся - позавидует любой! О, непереводимый русский фольклор! Тебя впитали не только те, кто разговаривает с начальством, но и само начальство, тебя вполне усвоили кандидаты и доктора наук. И сантехник, и тракторист. Помните, у Шолохова?  Лагерфюрер Мюллер ругает пленных: "Он  матершинничает  почем  зря,  а  нам  от  этого  легче становится:  вроде слова-то наши, природные, вроде ветерком с родной стороны подувает... "
     Как-то иду я по зарубежной стороне и наблюдаю: папа маленькую дочку на велосипеде везет. В корзинке ее пристроил впереди себя, девочка лопочет: "Мутер! Мутер!" Я сначала и не поняла, что она маму зовет. Так непривычно было. Нам-то кажется, что нет ничего прекраснее слова "мама". "Ой, мамочки!" - могу воскликнуть я, увидев много  грибов или испугавшись чего-то. В возможности выплеснуть свои эмоции словами "ой, мамочки!" я тоже ощущаю причастность  к своей Родине.
     Как сказать о своей России не избито, зная, что у нее есть и недоброжелатели, и даже враги? Как написать так, чтобы и через пять, и через десять лет, и даже через сто я не изменила бы  ни одного слова?
     Россия - женского рода. Она символ русской женщины. Я  - одна из них. Очень терпеливая, не сквозит во мне гордыня, я рада друзьям, стараюсь не иметь врагов, уважаю традиции других. Только не лезьте ко мне со всяким вздором, дайте возможность жить, растить детей, заниматься любимым делом, дайте состариться среди близких и родных, дайте спокойно уйти, когда придет время, в иной мир с чистой душой. Я многого не прошу. Во мне нет южной горячности, нет желания жрать в три горла,  нет  стремления подчинить себе других,  подавляя своим авторитетом. Но бывают случаи, когда меня доведут до крайней точки терпения. Ну тогда берегитесь! Как дам больно! Окружающие притихнут, удивятся. А что вы хотели, сев мне на шею и свесив ножки? Ну то-то! Есть у Сергея Трофимова песня о русских бабах, она очень правдивая. Помните слова: "Люди воскликнули: "Бабу на царство!" Баба ответила: "Шли бы вы на..."? Может быть, чаша русской бабы  и не очень сладкая, но она моя, моя собственная. Вот и Россия приблизительно такая.
     Какая она еще, Россия? Что нам твердят о загадочной русской душе? Да, нам свойственны безалаберность, разгильдяйство. Иванушка-дурачок - наш любимый герой. Любимый, потому что имеет недостатки и слабости. Ну не любы нам правильные, безупречные. Это как будто и не наши вовсе. Слабые, несчастные нам больше по душе. Их на Руси большинство. И любим мы их не потому, что  внутренне хотим возвыситься, а потому, что жалость - природная черта русского человека. Не знаю, просят ли подаяние за границей, а у нас просят. И мы уже нюхом чуем, кто вправду нуждается, а кто из этого делает "бизнес". Наверное, только у нас жалеют пропащих алкоголиков, бездомных, только у нас женщина будет терпеть мужа-буяна, потому что он пропадет, ежели его выгнать на улицу. Только у нас жена может вызывать полицию, чтобы усмирить мужа, и тут же защищать его от полиции, потому что жалко.
      С точки зрения Запада, мы неправильные. А мы этого и не отрицаем. Мы знаем, что мне, неправильному, посочувствует другой неправильный, не бросит помирать на дороге. Иной раз пройдешь мимо чужой беды, а потом совесть замучает.  Люди с изъяном - это наши люди. Потому на Руси так почтительно относились к блаженным и юродивым. Таков уж наш менталитет: тех, кто ошибается, мы любим больше, чем тех, кто не ошибается.  Наши любимые литературные герои - все неправильные. Мы сочувствуем Родиону Раскольникову, потому что он страдает, а через страдания приходит к покаянию. А лесковский Левша? А типажи Тургенева? Калиныч, Касьян, Ермолай, Лукерья... Это не плохо и не хорошо, но в них - дух России.
     А еще мы не любим доносчиков. На Руси есть такая пословица: "Доносчику - первый кнут." К сожалению, есть целый период истории, за который нам по-настоящему стыдно. Мы не действия властей осуждаем, а осуждаем тех, кто  в 30-е годы доносил на своего ближнего, кто марал кляузы направо и налево в угоду своим личным интересам. Она же, история, расставила все по своим местам, преподав нам жестокий урок. И это тоже моя Русь, страдающая Русь, и оттого так  жалко бывает ее.
     О любви к Родине можно говорить высокими словами. Можно вспомнить всю нашу историю, назвать имена великих ученых, писателей, полководцев, героев, прославившихся в веках. А сколько их, безымянных! Эта историческая память помогает нам жить, верить в лучшее. Мы чувствуем свою сопричастность, мы продолжаем творить  историю. В нас есть некая соборность. Не помню, кто ввел это понятие, но примеров, когда весь народ,  сплотившись в жесткий кулак,  объединившись духом, преодолевая самые тяжелые времена, множество. Вот эта дремлющая в нас сила непонятна, перефразируя слова Ф.И. Тютчева, гордому иноплеменному взору. 
     А можно признаваться в любви к родине и просто. Я люблю Русь мою за прекрасную природу, за смену времен года. Именно у природы мы учимся стойкости и знаем, что на смену холодной зиме придет весна, наступит обновление, потеплеет на сердце. Я еду на машине из Москвы в свой маленький городок  Мценск  и в это время думаю о величии столицы, всего народа русского, и вспоминаю историю местечка, где я родилась и выросла, где каждый уголок напоминает о прожитых годах. Я думаю о своих родителях, вспоминаю ныне покойных бабушек и дедушек и мысленно дойду аж до пятого колена, спрашивая себя, не натворила ли я чего, не будет ли им за меня стыдно?
     А по сторонам дороги необъятные просторы: леса, поля, луга, рощицы. Деревеньки спят, лишь в некоторых окошках горит огонь, и от этого на душе становится теплее, вспоминается строка из М.Ю. Лермонтова: "Дрожащие огни печальных деревень". И -раз! - ты уже мыслями переносишься к русской литературе, к "умом Россию не понять", читаешь указатели,  что ни указатель, то ИМЯ: поворот на Ясную Поляну, поворот на Спасское-Лутовиново... И вот ты дома. По твоей земле ходили Иван Тургенев и Афанасий Фет, твоя земля вдохновляла их на самые высокие порывы, на твоей земле были уничтожены танки непобедимого Гудериана...
      Как-то перед уроком обратилась к одиннадцатиклассникам: "Ребята, я хочу развить тему: "Русь моя" . Предполагаю, что каждая моя фраза будет восприниматься неоднозначно, ведь мы же знаем, что у нас есть не только хорошее, но и плохое, с чем  нельзя мириться. Помогите мне определиться, что же такое "Русь моя"? Почему "моя"? И одна девушка ответила, пристукнув ладонью по столу: "Да потому что это наша Родина. И все."

 Январь 2017