Сердце балерины

Павел Карабанов
Авторы   Произведения   Рецензии   Поиск   О портале   Вход для авторов


Сердце балерины
Павел Карабанов
 
L'amour est comme une rose, sa beautе nous fait oublier ses еpines.
Любовь подобна розе, её красота заставляет забыть о шипах.

 
Сердце балерины.


     «Ломакина, Земцова, Рябова!» - объявила председатель комиссии четким холодным голосом. На несколько секунд в балетном классе повисла полная тишина, сквозь которую внезапно прорвались всхлипывания одной из девочек. Это плакала Ира Ломакина. Катя Рябова стояла, молча и смотрела в сторону выхода. Аня Земцова тоже молчала, но глаза её, как и у Иры, были уже мокрые, по щекам текли слёзы. По результатам смотра, их троих комиссия отчислила из балетной академии.
    Даша сдала экзамены на «отлично». За шесть лет учебы в балетной академии она видела достаточно слез. Слез тех, чьи надежды рушились в одно мгновенье решением комиссии, и тех, кто просто не выдерживал бесконечных ежедневных испытаний. Взору восторженного зрителя предстаёт лишь самая красивая сторона балетного искусства. Основная его часть всегда остается позади занавеса сцены, и навеки сохраняется в памяти балерин.
    Новый день, и новый балетный класс. Такой же, как и любой из сотен других. Все «точат носок»  с максимальным рвением и самоотдачей. Занятия у станка, отработка техники прыжков, demi plie. Преподаватель Мария Георгиевна не в духе. Впрочем, как и всегда.

    «Лена, Тебе сколько раз говорить, «поймать стояк»  это Твоя работа! Да, тяжела и неказиста жизнь балетного артиста! А как Ты хотела? Я не вижу «галочки», Алина! Не вижу! Даша, хвост подбери! Еще! Да! Вот! Приседаешь в бедре! Подъем большой, хорошо! Про хвост помни! Ира, я последний раз Тебе делаю замечание про Твой «завал»! Я с Тобой больше церемониться не собираюсь, ясно это Тебе? Я спрашиваю, ясно?» Ира Соболева покорно кивнула в ответ.  « Люда, с Твоими ногами «иксовыми»,  Ты будешь примой когда-нибудь. Умница! Альбина, если не улучшишь шаг, то не сменой Ульяны Лопаткиной  будешь, а всю жизнь «стоять у воды» в кордебалете или вылетишь из академии вовсе! За хвостом следи! Будут Тебе веники на сцену кидать вместо цветов! Оля! Семёнова! Подними заднюю ногу выше! Выше, я говорю! Так! Переднюю не заваливай! Не заваливай, бестолочь!»
    У Семеновой проблемы  с весом. Несмотря на то, что ей наконец-то «сломали» подъем, комиссия поставила ей «три с пэ», что значило вероятное скорое отчисление. Ей нужно снизить вес. В этот раз она уже чувствовала неминуемое отчисление, морально была к нему готова и не пыталась что-то изменить.
     Если после занятий девушки не выходили из класса мокрыми насквозь, то Мария Григорьевна, или «Мэги», как её все между собой называли в классе, говорила, что зря потратила своё время на «неучей». Почти всем доставалось от неё на занятиях по несколько ударов пластиковой бутылкой с водой. Еще она часто пронзала кожу учениц своим острым как копье индейца пальцем. Ругательства и крики «Мэги» давно были для всех привычной составляющей занятий в балетном классе.
     «Вы должны жить балетом, если хотите чего-то добиться!» – говорила Мария Григорьевна, требуя от всех своих учениц максимальной концентрации на каждом занятии и максимальной самоотдачи во всём и всегда.


_____________________________

«Балетный класс» - ежедневный тренинг артистов.
 «Точить носок» - оттачивать мастерство.
Demi-pliе  (франц.) - полуприседание выполняется по всем позициям. В этом упражнении пятки от пола не отрываются, тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги. Сгибание и разгибание ног выполняется плавно, без остановки, «выворотно», колени направлены в стороны, по линии плеч. Осанка прямая.
«Поймать стояк» - устоять на одной ноге максимально долго.
«Галочка» («птичка») - особое положение стопы в вытянутом состоянии.
 «Сломать подъем» стопы – сделать его больше путём тренировок и особых упражнений. Большой подъем – большой плюс для танцовщика.
 «Завал» - неправильная постановка стопы, при которой происходит завал на большие пальцы ног.
«Иксовые ноги» - когда колени прогибаются в сторону икры намного сильнее, чем у человека, не занимающегося балетом.
«Стоять у воды» - обычно  так говорят о балерине, чья карьера не сложилась, и она во всех спектаклях танцует в последней линии кордебалета, у самой задней кулисы, где  часто изображен водоем, как в «Лебедином озере», например.



-2-


     Даша вспомнила, как проходила первые отборы в академию. Когда они с мамой долго сидели на лавочке в парке перед вторым отборочным смотром и смотрели на тех девочек, которые выходили из академии после него в слезах, навсегда прощаясь со своей заветной мечтой - стать балериной.
     - Даша, если Ты хочешь, мы не пойдём на второй этап и закончим все эти мучения уже сегодня? - сказала тогда Даше мать.
     - Мне правда тяжело, Мама... Знаю, что будет ещё тяжелее, будет не просто... Знаю, что Ты за меня очень сильно переживаешь... Мамочка! Я должна поступить! Должна, понимаешь? Я просто не могу не танцевать...
     По решению членов экзаменационной отборочной комиссии, благодаря неизмеримой ничем огромной поддержке мамы и своему желанию, Даша все же поступила в академию, оказавшись среди лучших девочек – тех, к кому судьба была благосклонна и дала шанс попробовать заслужить звание «артист балета».
Для людей далеких от балета, это звание мало что значит, но для воспитанниц балетной академии это их детство, юность, судьба и целая жизнь. Это то, что способно возвысить их до небес или погубить: годы жесточайших тренировок, стоптанные в кровь ноги, улыбка сквозь боль, лишения во всем и победа над собой, ежедневная победа над собой – вот лишь несколько слов о балете. Это победа ради заветной мечты, искусства, желания и выбора быть среди лучших, стать лучшей из них. Выбора хрупких и сильных духом девушек, на тонких ножках и худых плечах которых держится слава и величие русского балета.
     Увенчанная красотой музыки и одухотворенная пластика балета, его необыкновенная магия, способны творить настоящие чудеса! Они зажигают глаза зрителя огнём, наполняют его сердце любовью. Глаза его горят, сердце бьётся в ритме танца, и восторг вырывается аплодисментами и криками «браво» из самой глубины души!
     Не смотря на то, что артисты балета испытывают огромные нагрузки и даже болеют в четыре раза чаще обычных людей, их необычайная сила воли позволяет им всегда держать себя в отличной форме. Даже обувь не выдерживает колоссальных нагрузок и за год балерина меняет около ста пар пуант, стремясь стать примой. Балерина-прима меняет за год около трёхсот пуант... У них короткий век и нелёгкая жизнь. Отслуживших своё - без сожалений и колебаний просто выбрасывают и больше о них никогда не вспоминают.
     Из сорока, поступивших в академию девочек, на выпускном курсе осталось восемь. Восемь тех, которые все ещё продолжали свой путь к мечте, не смотря ни на что и вопреки всему. Этот путь у каждой воспитанницы академии был свой. Кто-то месяцами спал в шпагате, привязываясь ремнями к спинкам кровати; кто-то морил себя голодом, даже с диагнозом «анорексия»; кто-то подолгу не видел родных и близких, находиться вдали от дома и лишая себя детства и юности ради искусства.
    
     На одном из спектаклей у Даши случилась неприятность - прямо на сцене оторвалась ленточка на пуантах и «поехала» нога. Безупречная кичка , хороший шаг и разбитые пальцы  тут не спасут. Хладнокровие, воля и мастерство позволили Даше дотанцевать все элементы блестяще, с улыбкой на лице, и так, что лишь немногие глубоко посвященные в мир балета зрители в зале смогли понять, что произошло на сцене на самом деле.
     После спектакля к девушкам в гримёрную разрешили пройти нескольким родителям. Мать одной из воспитанниц – Анна, артистка балета, видя в глазах Даши остатки волнения из-за возможного падения во время представления, подошла к ней близко и тихо сказала: «Если бы Ты только знала, в каких театрах я падала! А Ты расстраиваешься из-за пустяка…  Если забыла порядок, то переходи на «шене»!» – добавила Анна и улыбнулась. Даша тоже уже улыбалась.
     Анна напомнила Даше о случае с российской балериной Ольгой Лепешинской, которая сломала ногу прямо на сцене, причем характерный хруст слышали даже зрители. Однако, артистка выполнила свой номер до конца, не прервав его даже на минуту и получив в тот день тройной перелом ноги. О таких случаях хорошо знают балерины, и почти не знают зрители.
    Несмотря нелёгкий ежедневный труд и множество поводов чувствовать себя несчастными, танцовщицы всегда находят в себе силы для улыбки и, отдавая себя целиком балету, делают счастливым своего зрителя и дают ему возможность видеть только  самое прекрасное и светлое.

   
 
________________________________
 
«Шаг» балерины – уровень растяжки, высота, на которую она может поднять ногу.
Ульяна Лопаткина - артистка Мариинского театра (г. Санкт-Петербург), народная артистка России.
 «Три с «П» - оценка «три» с предупреждением, предполагающая отчисление в случае не устранения замечаний членов комиссии к контрольной дате.
 Любить – это прежде всего рисковать (франц.).
«Кичка» - прическа балерины – волосы, собранные на затылке и убранные в специальную сетку.
 «Разбитые пальцы» – размятые под ногу пуанты.
 «Шене» - движение, которое смотрится эффектно, занимает место на сцене и им можно заполнить музыку, если вдруг танцовщик во время танца забыл порядок движений.


- 3 –

 
 
     Однажды, после очередного спектакля, красивый молодой человек подошёл к сцене, и, не отводя своего восторженного взгляда от Даши, протянул ей большой букет цветов.
    - Это Вам! – сказал он, улыбаясь и протягивая ей большой букет белых роз.
    - Merci! – поблагодарила Даша и сделала поклон, также улыбаясь ему в ответ.
    От радости она совсем не чувствовала усталости. За годы занятий балетом она привыкла к усталости и к боли, относилась к ним с пониманием и спокойствием, как необходимым спутникам на пути к достижению своей цели.
Будто на крыльях она влетела на «пальцах»  в гримёрку, как и всегда с левой ноги, крепко держа в руках букет белых роз. Это был уже не первый букет, подаренный ей на сцене.
     «Какие же они красивые!» – подумала Даша, прижимая букет роз к себе и улыбаясь зеркалу. Она вдохнула аромат роз и вдруг заметила в них белый квадрат бумаги. «Записка?! Неужели, да?» – Даша быстро достала белый квадрат из букета и быстро спрятала его в ладони, чтобы другие девочки не заметили его.
     Сердце юной балерины забилось чаще, и она сама не могла объяснить того, что с ней происходит. Чувство гордости за свое удачное выступление смешалось с радостью и восторгом от подаренного букета, таинственностью содержания записки и нетерпением скорее узнать её содержимое.
     Как только выдалась свободная минутка, Даша прочла текст записки:
«Здравствуйте, Дарья! Меня зовут Андрей. Все выступление я смотрел на Вас, не отводя взгляда! Вы покорили меня своей грацией и неземной красотой! Я восхищен Вами и безумно хочу увидеть Вас снова! Прошу Вас, позвоните мне! Номер телефона… С нетерпением жду Вашего звонка! Андрей».
     Это была любовь. Она поселилась в сердце Даши и, будто пламя костра, разгоралось с каждым новым днём всё сильнее и ярче, даря чувство душевного тепла и неземного восторга. Жизнь балерины вся расписана по дням, часам и минутам. Всю неделю занятия, дополнительные тренировки, подготовка к спектаклям, выступления и снова тренировки. Свободного времени практически не остаётся.
Оставшиеся крупицы этого времени Даша посвящала свиданиям с Андреем. Они встречались уже восемь месяцев. Прогулки на катере по Неве, букеты, пылкие признания, поцелуи… Всё это сводило Дашу с ума и открывало для неё новые, неизведанные ранее горизонты.
    
     Словно кошка на мягких лапах, в Петербург пришла весна, наполнив весть город солнечным теплом и светом.    До выпуска из академии оставалось меньше месяца.
     Каждый день Даша с завидным упорством и настойчивостью оттачивала у станка навыки движений, стараясь довести их до совершенства. Эта юная девушка день за днем, месяц за месяцем и год за годом, терпеливо и усердно выполняла demi plie , battment tendu , battment jete piquе.
Даша строила планы карьеры и счастливой личной жизни в родном городе. Андрей должен был в июне закончить институт, после чего его уже ждала хорошая должность на крупном предприятии. Всё складывалось прекрасно само собой.
      На одном из свиданий Даша с Андреем гуляли вечером вдоль набережной Фонтанки. Они увлеченно разговаривали о балете, любви, совместных планах и мечтах. Казалось, что на всём белом свете нет никого счастливее этой пары влюблённых сердец!
     - А Ты любишь наш город? – спросила Даша Андрея.
     - Кончено! Он классный!
     - Нет! Он – удивительный! Он бесконечно родной, тёплый и фантастически радостный – наш Санкт-Петербург! Идёшь по ночному Питеру, улыбаешься от счастья, что живёшь в таком необыкновенном городе, и хочется обнять его крепко-крепко!... Хочется глубоко вдыхать его волшебный воздух и выдыхать медленно, с улыбкой радости и счастья!
     Андрей остановился и, взяв Дашу за руку, спросил: «Даша, ответь мне, пожалуйста… Только правду! Неужели он Тебе настолько нравится, этот балет? Постоянные тренировки, подъемы в пять утра, эти все диеты, режимы… Постоянно терпеть боль, всё новые и новые требования преподавателей, бесконечные репетиции… Ради чего всё это? Зачем? Неужели Ты готова всё это терпеть просто ради мечты? Ты правда думаешь, что Ты сможешь стать примой? Серьёзно? Прости, но ведь это просто невозможно!»
     Даша опустила глаза и немного задумалась. Затем она посмотрела куда-то вдаль, едва заметно улыбнулась, и, посмотрев Андрею прямо в глаза, ответила тихо:
    - Понимаешь, Андрей… Это не объяснить словами… Ты спрашиваешь меня, ради чего всё это, на что я готова ради мечты? Я готова на всё! И дело не только в мечте. Да, я могу терпеть боль, не есть, мало спать и многое другое… Могу! Я не могу только одного!
    - Чего же? Даша улыбнулась. Её глаза вспыхнули маленькими огоньками, будто две свечи в ночной мгле.
     «Я не могу только одного», - повторила она. – «Я не могу не танцевать!"
Некоторое время Андрей и Даша молча шли вдоль набережной, думая каждый о своём. Андрей думал о словах Даши и старался из всех сил понять их смысл. Даша думала о предстоящем спектакле и выпускном.
     Придя домой, Даша рассказала о разговоре с Андреем и своих переживаниях маме. Она дарила Даше заботу и душевное тепло, была не только любящей матерью, но и настоящим другом. Даша доверяла ей все свои самые важные тайны. Поддержка мамы давала ей новые силы уверенно двигаться вперёд к своей мечте, танцевать и жить балетом.

 - 4 -
   
     То июньское утро отъезда из родного Петербурга навсегда осталось у Даши в памяти.
     «Провожающих, прошу выйти из вагона!» – бодрым голосом скомандовал проводник. Мать Даши ещё раз крепко обняла дочь и, вытирая слёзы, направилась к выходу из вагона.
     Андрей сказал Даше, что он её очень любит и будет с нетерпением ждать её первого отпуска и приезда в Питер. Он жарко поцеловал Дашу и выбежал из вагона.
    Поезд Санкт-Петербург – Москва отправлялся навстречу чему-то новому и волнующему. Распределение в Москву было настоящей победой для Даши. Эта победа давала ей шанс сделать карьеру, и ставило перед нелёгким выбором расставания с  родными и любимыми  людьми. И Даша сделала этот выбор.

     Новая жизнь сулила ей новые трудности на пути к её мечте. Даша знала, что лучше любой самой долгожданной победы может быть только новая победа. Она ехала в Москву танцевать и побеждать. Танцевать, не смотря ни на что!  И побеждать, вопреки всему!   
    Когда платформа закончилась и машущая рукой мама исчезла в окне вагона, Даша вытерла слёзы от нахлынувших чувств и эмоций, улыбнулась, как её научили в академии, и тихо сказала вслух: «Chaque jour je t'aime plus qu еhier mais moins que demain!» (Каждый день я люблю тебя больше, чем вчера, но меньше, чем завтра! - франц.)

     Прошло пять лет. Тёплый июньский вечер нежно обнял Москву, и она зажглась россыпью миллионов огней. Потоки автомобилей, будто светящиеся ленты, наполнили город светом и чувством праздника.
    Зал Большого театра был переполнен. Билеты на балет «Щелкунчик» с балериной-примой в роли феи Драже были раскуплены в первые два дня продажи – за три месяца до спектакля. Те, кому удалось приобрести даже стоячие места, радовались так, будто они были в середине партера или амфитеатра.
    Андрей с коллегами по работе сидел во втором ряду бенуара. Командировка в Москву выдалась насыщенной.  Когда в день обратного вылета в Питер партнеры сделали им подарок в виде билетов в Большой, они едва успели добраться из гостиницы на спектакль, войдя в зал перед третьим звонком. Андрей отправил супруге сообщение, что успел на спектакль и спросил, как дела у их близнецов. В ответ он получил сообщение, что все отлично и фотографию двоих своих богатырей на руках у их бабушки.
     Через несколько лет после расставания с Дашей, Андрей женился на своей однокурснице Марине. Через год она родила двоих близнецов – мальчиков.
    Андрей часто ездил в командировки по России и за границу, но, ни разу не был на балете.
    Под аплодисменты поднялся занавес и представление началось. В тысячах глаз, наполненных магией танца, отражались огни сцены. Музыка наполняла сердца, и восторг проникал в души зрителей, как смелый весенний ручей через снежную кромку.
     Андрей как завороженный смотрел на сцену. Он впервые смотрел спектакль «Щелкунчик», и все же какое-то необъяснимое чувство внутри говорило о том, что он видит что-то очень знакомое, очень близкое.
«Не может быть!» – прошептал он. Сидящий справа коллега в недоумении наклонился к нему и спросил:
     -Что случилось?
    - Это она! – почти в полный голос ответил Андрей.
    - Да, кто? Кто «она»? – спрашивал его ничего не понимающий коллега.
   - Она! – повторил Андрей. - она прекрасна! – добавил он, и больше уже не слышал ничего кроме музыки оркестра, и не видел никого, кроме танцующей на сцене феи Драже...
     Когда закончилось первое действие, и занавес опустился, Андрей всё ещё стоял и продолжал громко аплодировать.
    - Разрешите?– какая-то дама, стоявшая рядом и потерявшая всякую надежду на то, что он сам позволит ей пройти к выходу, громко обратилась к нему.
    - Что? – будто очнувшись ото сна, спросил Андрей. – Ах, да, пожалуйста! Извините!
     Коллега, ожидавший Андрея в проходе между рядами зрительских мест, открыл рот, чтобы о чём-то его спросить, но тот, будто в каком-то забытьи, только показал ему поднятую вверх ладонь и быстро, почти бегом, направился к выходу из зала.
Он быстро шагал по фойе театра и повторял на ходу: "Розы! Сейчас мне больше всего на свете нужны они – белые розы!"
     Не выпуская из рук огромный букет белых роз, Андрей, как завороженный, смотрел вторую часть спектакля, громко и продолжительно аплодируя Даше.
Не смотря на то, что он успел наспех объяснить коллегам своё поведение, они иногда посматривали на него в лёгком недоумении.
После очередных аплодисментов, Андрей наклонился к коллеге и сказал: «Она может всё что угодно! Но она не может не танцевать!»
     Коллега, ничего не понимая, пожал плечами.
Андрей, улыбаясь открытым ртом, посмотрел на него, будто увидел в его глазах полное понимание всех своих мыслей в эту секунду, и снова продолжил аплодировать приме, прильнув взглядом к сцене.
     Даша танцевала в этот вечер, как и всегда, грациозно и легко. Она будто парила над сценой. Сотни спектаклей, титулы, награды и признания критиков говорили о том, что она состоявшийся профессионал. Но в груди этой девушки в этот вечер, как и в тот первый день проб в академию балета, билось сердце девочки, которая могла сделать всё что угодно, и пройти через любые трудности, но не могла только одного - не танцевать!
     Несмотря на все испытания на пути к успеху, маленькие неудачи и даже разочарования, она упорно двигалась к своей мечте и стала примой Большого театра в Москве. Она жила танцем, дышала балетом и парила над сценой. После её «Fouettе»   залы взрывались аплодисментами и криками «браво!», а восторженные зрители спешили передать для неё букеты цветов.
    У Даши  было много поклонников, но никому из них она так и не смогла отдать своё сердце. Оно навсегда было однажды отдано лишь ему одному – первому и единственному избраннику и самой большой любви её жизни – балету.

______________________________________
 
«Пальцы» - пуанты.
«Demi plie» - полуприседание, при котором пятки остаются прижатыми к полу.
 «Battment tendu» - Battements (биение, удары) — группа движений классического танца, вырабатывающих силу, выворотность, резкость и эластичность мышц, координацию движений всего тела:Battements Tendus (тянуть, вытягивать): Battement tendu jetе (jeter — бросать) (на 45°), Battement tendu pour batterie (подготовка к заноскам), Grand Battement Jetе (выше 90°), Grand Battement Jetе pointе, Grands Battements Jetе balanсе.
Каждый день я люблю тебя больше чем вчера, но меньше, чем завтра (франц.).
 Fouettе (в русской транскрипции фуэте, прилагательное фр. fouettе обозначающее «взбитый» и глагол фр. fouetter) — Движение, которое виртуозно исполняется балериной на пальцах (на пуантах) в коде (финале) Pas de deux. Ряд последовательных туров на месте, рабочая нога при каждом повороте проделывает rond de jambe en l’air на 45°.

 
 
 
Павел Карабанов,
г. Санкт-Петербург, 28.01.2017 г.

 



 © Copyright: Павел Карабанов, 2017
Свидетельство о публикации №217012801003