67 Ребенок не любит проигрывать?

Дава Аутрайт
Самое время научить его правильно воспринимать свои неудачи.
Когда мой четырехлетний сын получил в подарок набор для гонок: машины, автотрассу и т.д., он не мог дождаться, когда распакует ее и начнет играть. Я объяснила правила, и мы начали. Сын выиграл в первых двух заездах. Я перестала поддаваться и выиграла в третьем. И все… игра перестала быть интересной.
«Я не хочу больше играть», заявил мой сын. Когда я поинтересовалась: «Почему?», он долго сопел, а потом выдал: «Просто не хочу и все!» и убежал из комнаты.

Если для младших школьников проигрыш – уже не проблема, они быстро забывают о них и сбрасывают со счетов, то психология пяти-шести летних детей такова, что победа для них – это все. Любой проигрыш, будь то игра, спортивные состязания или музыкальный конкурс становятся причиной слез и истерики.
В этом возрасте дети хотят быть самыми: самыми быстрыми, самыми лучшими, самыми умными.
Победа даёт детям чувство контроля над окружающей их средой, вызовает похвалы родителей, объятия и аплодисменты — все, что повышает их чувство собственного достоинства. И в этом возрасте никому не нравится проигрывать.
Победа вызывает у детей этого возраста такой восторг, что они рады всё превратить в соревнование, даже такие обычные дела, как еда и одевание.
Чтобы выиграть, ребенок может пожаловаться, обвинить противников в обмане или изобрести новые правила в удобный для него момент (например, объявив, что ему разрешено кинуть кости снова). Или, как мой сын, он может просто отказаться играть — и бросить интересную игру.

Такое неверное восприятие проигрышей нужно обязательно пресекать в корне. Иначе в начальной школе с Вашим ребенком не захотят играть его сверстники.
Некоторые родители невольно способствуют развитию комплекса «победа или депрессия» у своих детей. Дети очень восприимчивы к реакции своих родителей. Особенно это касается разного рода организованных соревнований. Если для вас, родители, имеет очень большое значение, кто выиграет, кто займет первое место, кто забьет гол, то ваш ребенок полностью выложится, чтобы понравиться вам. Представляете, что случается в голове вашего ребенка, если он проигрывает?
Эксперты предлагают, чтобы вы, в первую очередь, никогда не прогнозировали результат. Если ребенок проиграет, успокойте его и объясните, что теперь у него есть опыт, и в следующий раз он уже будет знать, что и как надо делать. Но и здесь важно не перегнуть палку, чтобы ребенок сделал для себя вывод, что не стоит "рваться" к цели. Ребенок должен ощутить и вкус победы, и горечь поражения.
Настаивайте, чтобы ребенок действовал честно. Заставьте его пообещать следовать правилам и обязаться не бросать игру в гневе, если он проигрывает. Напомните ему во время игры, что смысл состоит в том, чтобы весело провести время. Если он продолжает так или иначе избегать соревновательных игр, склоняться к менее «опасным» для него играм, таким, как чтение или рисование, договоритесь поиграть снова в другой день.
Учите детей уважать чувства их друзей. Ваш ребенок выиграл – это прекрасно! Но он не должен хвастаться этим. Объясните, что его другу вероятно грустно, не только потому что он проиграл, но и потому, что ваш сын превозносит свою победу, и рекомендуйте своему ребенку, чтобы он утешил и подбодрил своего друга.
Заостряйте внимание прежде всего на том, что ваша цель хорошо провести время, а не победить любой ценой.