Первенцы свободы

Равиль Байбурин
…И если в нас под пылом знойных дел
Душа – тверда, взгляд – зорок, разум – смел,
Стремления к избранному – кипучи,
То можно нам по всякому пути
С величьем и с честию пройти!
Владимир Соколовский.

Что, однако, за люди были эти декабристы?!

Эти «Великомученики», первые русские «благовестители свободы», как сказал о них Тарас Григорьевич Шевченко.

Почти 200 лет отделяют нас от звёздных часов Сенатской площади (14 декабря 1825 года) и восстания Черниговского полка (29 декабря 1825 года – 3 января 1826 года).
Но и сегодня мы – далёкие их потомки -  не перестаём удивляться всему тому, что исполнено живого, непреходящего обаяния и удивительной духовной свежести – высокому порыву прекрасных душ, рыцарственности и душевной чистоте, высокому духу идеала этих благороднейших людей.

Это была замечательная плеяда честных и самоотверженных людей, мыслителей и свободолюбцев, «лучших людей из дворян».
Людей, которые горячо любя свою униженную и угнетённую Родину, поклялись освободить её от тяжких оков рабства.
И подняли знамя борьбы:
-   за свободу и счастье народа,
-   за уничтожение мерзостей крепостного права и деспотизма самодержавия,
-   за процветание Родины…

И что ведь удивительно!
В большинстве своём они имели всё – чины, награды, поместья, богатства, прекрасных жён.
Перед ними были открыты все возможности сделать блестящую карьеру.
Но они пожертвовали всем – чтобы изменить существующий в Российской империи бесчеловечный строй…
 
А ведь им было что терять!
Они теряли не квартиры, а дворцы.
Теряли огромные состояния.
Теряли праздность вольную и роскошную, как вечный бал…
При этом они прекрасно сознавали неизбежность кары, хулы, гибели…
Но благо Отечества, счастье народа было для них важнее их личных интересов, их собственной судьбы.
И они пошли на плаху и в кандалы – за народ.
Они сберегли самое святое и нетленное – Честь, Совесть, Достоинство…

Вся жизнь этих «Богатырей, кованных из чистой стали с головы до ног, воинов-сподвижников, вышедших сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рождённых в среде палачества и раболепия» (Александр Иванович  Герцен), - яркое свидетельство единства слова и поступка, мечты и бескорыстного деяния…

«Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьёзные мысли», - писал Лев Николаевич Толстой.

И этот интерес к декабристам, их влияние на последующие поколения определялись не только их революционной программой и деятельностью, не только тем, что они были первыми.
Но и их нравственным, бескорыстным подвигом, личными качествами этих «первенцев свободы».

И нам, живущим в XXI веке, дороги не столько их революционные заслуги, сколько те нравственные ценности. Ценности, которые были поистине взвращены этими защитниками вольности и завещаны ими последующим поколениям.
 В том числе и нам…

Это:

1. Подлинный патриотизм, пламенная любовь к Отчизне, сознание высокого гражданского долга и готовность на беззаветное, бескорыстное служение Отечеству.

Они выше всего ставили благо Родины.
Именно желание видеть её свободной и процветающей побудило их выступить против крепостничества и самодержавия.

• Эти настроения декабристов хорошо выразил Александр Сергеевич Пушкин:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Декабристы называли себя «истинными и верными сынами Отечества».
И все их помыслы и дела согреты были глубокой любовью к Родине, которую они ценили превыше всего.

• Объясняя причины выступления дворян-революционеров, декабрист Пётр Свистунов писал в 1870 году:

«Лишь пламенная любовь к Отечеству и желание возвеличить его, доставив ему все блага свободы, могут объяснить готовность пожертвовать собой и своей будущностью».

• Об этом писал и декабрист Матвей Муравьёв-Апостол:

«Принести в жертву всё, даже самую жизнь ради любви к Отечеству, было сердечным пробуждением».

• А вот строчки из предсмертного письма Павла Пестеля (руководителя «Южного общества», действовавшего на Украине) родным:

«Настоящая моя история заключается в двух словах: я страстно любил моё Отечество, я желал его счастья с энтузиазмом».

• И любой из декабристов мог бы сказать о себе словами Владимира Раевского – «первого декабриста»:

Не для себя я в этом мире жил,
И людям жизнь я щедро раздарил…

2. Чувство интернационального братства.

В своих программных документах декабристы ставили своей первоочередной задачей не только избавление России от ига крепостничества и произвола самодержавия, но и:
-   восстановление свободной, демократической Польши,
-  освобождение народов Балканского полуострова из-под ига Австрийской империи и султанской Турции.

К примеру.
В программе «Общества соединённых славян» (действовало на Киевщине и Волыни) говорилось, что общество имело:
 «Главною целию освобождение всех славянских племён от самовластия; …и соединение всех обитаемых ими земель федеративным союзом».
 То есть, создание демократической федерации независимых славянских республик.

3. Истинное рыцарство, высокоразвитое чувство чести и товарищества, душевная чистота и благородство, стремление помочь другим.

• О нравственном облике декабристов можно судить, например, по письму Сергея Муравьёва-Апостола (потомка украинского гетмана Данилы Апостола, руководителя восстания Черниговского полка на Украине):

«…Мы чтим и особенно ценим людей, которых небо одарило истинной отзывчивостью чувства и деятельным характером. В их природе непостоянства нет, потому что впечатления врезаются неизгладимо в их сердца. Жизнь имеет для них прелесть только тогда, когда они могут посвятить её благу других. Они отбросили бы её, как бесполезное бремя, если бы они были осуждены посвящать её самим себе. В своём собственном сердце находят они источник своих чувств и поступков, и они или одолевают событиями, или падают под их тяжестью, но не станут к ним приспосабливаться».

После разгрома восстания, когда великий князь Константин, на свой страх и риск, выписал Михаилу Лунину заграничный паспорт, предложил ему деньги и быструю карету, которая доставит его в Париж.
 Но этот «поистине замечательный человек» (как сказал о нём Пушкин) отказался.

• И заявил великому князю:

«Нет-нет, ваше высочество, такого малодушия я не совершу. Я разделял идеи своих товарищей. Сейчас и участь их разделю».

Точно также могли спастись, бежать за границу и Пущин, и Фонвизин, и Сухинов, и другие.
Но они предпочли разделить судьбу своих товарищей по борьбе…

4. Отвага, смелость, бесстрашие.

Для 115-ти декабристов «Гроза двенадцатого года» стала боевым крещением.
 И в Отечественную войну 1812 года они прошли сквозь огонь многих сражений.
А 65 из них насмерть сражались на поле Бородина.
 Многие были награждены орденами и медалями.
 А некоторые из них – Павел Пестель, Сергей Муравьёв-Апостол, Владимир Раевский, Михаил Лунин, Ковало-Швойковский, Сергей Краснокутский, Сергей Волконский и другие – золотой шпагой с надписью «За храбрость».

5. Готовность пожертвовать собой ради осуществления своих высоких и благородных идеалов.

• Эту готовность декабристов погибнуть во имя идеалов свободы выразил в своей поэме «Наливайко» замечательный поэт-декабрист, один из руководителей «Северного общества» Кондратий Рылеев:

Известно мне: погибель ждёт
Того, кто первый восстаёт
На утеснителей народа, -
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной, -
Я это чувствую и знаю…
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благославляю!

• Вступая в общество, «славяне» произносили клятву:

«С мечом в руках достигну цели нами назначенной. Пройду тысячи смертей, тысячи препятствий, - пройду и посвящу последний вздох свободе и братскому союзу благородных славян…»

Верность своим идеалам декабристы пронесли через всю жизнь.

• Так, много лет спустя декабрист Сергей Волконский говорил Льву Толстому:

«Мои убеждения привели меня на каторгу, к 30-летнему изгнанию, и тем не менее, ни от одного слова я и теперь не откажусь».

6. Мужество и стойкость в перенесении тягот тюремных казематов, сибирской каторги и ссылки.

Приведу только 2 примера, а их множество…

А) После разгрома черниговцев и военного суда, когда раздались слова приговора:
«Сослать в вечнокаторжную работу в Сибирь»,
Иван Сухинов воскликнул:
«И в Сибири есть солнце…».
И уже оказавшись на Нерчинских рудниках, не сломленный Сухинов готовит восстание, чтобы освободить декабристов и перейти с ними китайскую границу в поиске свободы.
И только из-за одного уголовного преступника, который накануне намеченного выступления выдал их, отчаянная попытка обрести свободу не удалась…

Б) После осуждения до высылки в Сибирь по личному приказу царя Михаила Лунина отправили в Свеаборгскую крепость. И создали там ему невыносимые условия.
В каземате было тесно и сыро, со стен и потолка текла вода.
 Когда, однажды, генерал-губернатор Закревский обходя казематы, зашёл в камеру узника и спросил его:
«Есть ли у вас всё необходимое?»,
 Лунин ответил ему, улыбаясь:
«Я вполне доволен всем, мне не достаёт только зонтика…»
Этот сильнейший, мужественнейший и умнейший человек и в Сибири продолжил борьбу с самодержавием…

Каторга и ссылка не ослабили уверенности декабристов в крушении царизма, в освобождении народа от рабства.

• Об этом свидетельствуют стихи поэта-декабриста Александра Одоевского:

…Наш скорбный труд не пропадёт:
Из искры возгорится пламя –
И просвещённый наш народ
Сберётся под святое знамя.
Мечи скуём мы из цепей
И вновь зажжём огонь свободы:
Она нагрянет на царей –
И радостно вздохнут народы.

7. Высокая культура, постоянное стремление к самоусовершенствованию.

Даже в страшных условиях каторги (их поднимали в 5 утра и под конвоем уводили на работу – добывать руду под землёй – где трудились до 5-6 вечера) начала работать «каторжная академия».
Декабристы по памяти читали лекции по стратегии и тактике, физике, химии, анатомии, высшей и прикладной математике, истории, русской словесности.
Многие начали изучать иностранные языки.
Устраивали литературные вечера, музицировали.

Творили свои произведения в тех невыносимо тяжких обстоятельствах:
-   поэты и писатели Александр Бестужев (Марлинский), Александр Одоевский, Вильгельм Кюхельбекер, Фёдор Глинка, Владимир Раевский, Гавриил Батеньков, Николай и Павел Бобрищевы-Пушкины, Василий Давыдов, Фёдор Вадковский,
-  художник, писатель и учёный Николай Бестужев,
-  художник-модельер Фёдор Толстой,
-  экономисты и публицисты Николай Тургенев и Михаил Орлов,
-  историки Александр Корнилович и Василий Сухоруков,
-  авторы интересных философских сочинений Михаил Фонвизин и Гавриил Батеьков.

Все декабристы были одарённые, талантливые люди.

 Взять, хотя бы Николая Бестужева (их было 5 братьев – и все декабристы!).
Он был замечательным художником.
Ещё в Читинском остроге задумал сохранить для потомков черты своих товарищей – первых русских революционеров - нарисовать их портреты.
А также их жён, последовавших за ними в Сибирь.
 Осуществить задуманное было не просто.
Ведь рисовать портреты государственных преступников запрещалось.
К тому же рисовать в цепях ещё и сложно очень.
 Да и не было ни нужного освещения, ни материалов.
И всё же, свою мечту он осуществил блестяще.
 До наших дней дошло более 200 портретов и рисунков Николая Бестужева.
Кроме того, он умел починить любую машину, тачать сапоги, сшить костюм, платье, головные уборы, выполнить любую ювелирную работу.
Он и токарь, и слесарь, и часовых дел мастер.
К тому же ещё и этнограф, историк, географ, писатель, изобретатель!

* * *

Эти высокие нравственные ценности и благородные идеалы декабристов, значение их революционного подвига непреходящи.
Для нас важно не только понять, но и почувствовать сердцем:
 «Всё величие, всю силу этих блестящих юношей, выходящих из рядов гвардии, этих баловней знатности и богатства, оставляющих свои гостиные и свои груды золота для требования человеческих прав, для протеста, для заявления, за которые – и они знали это – их ждали верёвка палача и каторжная работа» (А. И. Герцен).
И на их примере наши дети и внуки должны учиться также горячо любить свою Родину, быть готовыми отдать все силы, а если понадобится, и жизнь во имя счастья своего народа.
А имена этих необыкновенных людей мы не имеем права забыть и никогда не забудем…