…И если в нас под пылом знойных дел
Душа – тверда, взгляд – зорок, разум – смел,
Стремления к избранному – кипучи,
То можно нам по всякому пути
С величьем и с честию пройти!
Владимир Соколовский.
Что, однако, за люди были эти декабристы?!
Эти «Великомученики», первые русские «благовестители свободы», как сказал о них Тарас Григорьевич Шевченко.
Почти 200 лет отделяют нас от звёздных часов Сенатской площади (14 декабря 1825 года) и восстания Черниговского полка (29 декабря 1825 года – 3 января 1826 года).
Но и сегодня мы – далёкие их потомки - не перестаём удивляться всему тому, что исполнено живого, непреходящего обаяния и удивительной духовной свежести – высокому порыву прекрасных душ, рыцарственности и душевной чистоте, высокому духу идеала этих благороднейших людей.
Это была замечательная плеяда честных и самоотверженных людей, мыслителей и свободолюбцев, «лучших людей из дворян».
Людей, которые горячо любя свою униженную и угнетённую Родину, поклялись освободить её от тяжких оков рабства.
И подняли знамя борьбы:
- за свободу и счастье народа,
- за уничтожение мерзостей крепостного права и деспотизма самодержавия,
- за процветание Родины…
И что ведь удивительно!
В большинстве своём они имели всё – чины, награды, поместья, богатства, прекрасных жён.
Перед ними были открыты все возможности сделать блестящую карьеру.
Но они пожертвовали всем – чтобы изменить существующий в Российской империи бесчеловечный строй…
А ведь им было что терять!
Они теряли не квартиры, а дворцы.
Теряли огромные состояния.
Теряли праздность вольную и роскошную, как вечный бал…
При этом они прекрасно сознавали неизбежность кары, хулы, гибели…
Но благо Отечества, счастье народа было для них важнее их личных интересов, их собственной судьбы.
И они пошли на плаху и в кандалы – за народ.
Они сберегли самое святое и нетленное – Честь, Совесть, Достоинство…
Вся жизнь этих «Богатырей, кованных из чистой стали с головы до ног, воинов-сподвижников, вышедших сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рождённых в среде палачества и раболепия» (Александр Иванович Герцен), - яркое свидетельство единства слова и поступка, мечты и бескорыстного деяния…
«Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьёзные мысли», - писал Лев Николаевич Толстой.
И этот интерес к декабристам, их влияние на последующие поколения определялись не только их революционной программой и деятельностью, не только тем, что они были первыми.
Но и их нравственным, бескорыстным подвигом, личными качествами этих «первенцев свободы».
И нам, живущим в XXI веке, дороги не столько их революционные заслуги, сколько те нравственные ценности. Ценности, которые были поистине взвращены этими защитниками вольности и завещаны ими последующим поколениям.
В том числе и нам…
Это:
1. Подлинный патриотизм, пламенная любовь к Отчизне, сознание высокого гражданского долга и готовность на беззаветное, бескорыстное служение Отечеству.
Они выше всего ставили благо Родины.
Именно желание видеть её свободной и процветающей побудило их выступить против крепостничества и самодержавия.
• Эти настроения декабристов хорошо выразил Александр Сергеевич Пушкин:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Декабристы называли себя «истинными и верными сынами Отечества».
И все их помыслы и дела согреты были глубокой любовью к Родине, которую они ценили превыше всего.
• Объясняя причины выступления дворян-революционеров, декабрист Пётр Свистунов писал в 1870 году:
«Лишь пламенная любовь к Отечеству и желание возвеличить его, доставив ему все блага свободы, могут объяснить готовность пожертвовать собой и своей будущностью».
• Об этом писал и декабрист Матвей Муравьёв-Апостол:
«Принести в жертву всё, даже самую жизнь ради любви к Отечеству, было сердечным пробуждением».
• А вот строчки из предсмертного письма Павла Пестеля (руководителя «Южного общества», действовавшего на Украине) родным:
«Настоящая моя история заключается в двух словах: я страстно любил моё Отечество, я желал его счастья с энтузиазмом».
• И любой из декабристов мог бы сказать о себе словами Владимира Раевского – «первого декабриста»:
Не для себя я в этом мире жил,
И людям жизнь я щедро раздарил…
2. Чувство интернационального братства.
В своих программных документах декабристы ставили своей первоочередной задачей не только избавление России от ига крепостничества и произвола самодержавия, но и:
- восстановление свободной, демократической Польши,
- освобождение народов Балканского полуострова из-под ига Австрийской империи и султанской Турции.
К примеру.
В программе «Общества соединённых славян» (действовало на Киевщине и Волыни) говорилось, что общество имело:
«Главною целию освобождение всех славянских племён от самовластия; …и соединение всех обитаемых ими земель федеративным союзом».
То есть, создание демократической федерации независимых славянских республик.
3. Истинное рыцарство, высокоразвитое чувство чести и товарищества, душевная чистота и благородство, стремление помочь другим.
• О нравственном облике декабристов можно судить, например, по письму Сергея Муравьёва-Апостола (потомка украинского гетмана Данилы Апостола, руководителя восстания Черниговского полка на Украине):
«…Мы чтим и особенно ценим людей, которых небо одарило истинной отзывчивостью чувства и деятельным характером. В их природе непостоянства нет, потому что впечатления врезаются неизгладимо в их сердца. Жизнь имеет для них прелесть только тогда, когда они могут посвятить её благу других. Они отбросили бы её, как бесполезное бремя, если бы они были осуждены посвящать её самим себе. В своём собственном сердце находят они источник своих чувств и поступков, и они или одолевают событиями, или падают под их тяжестью, но не станут к ним приспосабливаться».
После разгрома восстания, когда великий князь Константин, на свой страх и риск, выписал Михаилу Лунину заграничный паспорт, предложил ему деньги и быструю карету, которая доставит его в Париж.
Но этот «поистине замечательный человек» (как сказал о нём Пушкин) отказался.
• И заявил великому князю:
«Нет-нет, ваше высочество, такого малодушия я не совершу. Я разделял идеи своих товарищей. Сейчас и участь их разделю».
Точно также могли спастись, бежать за границу и Пущин, и Фонвизин, и Сухинов, и другие.
Но они предпочли разделить судьбу своих товарищей по борьбе…
4. Отвага, смелость, бесстрашие.
Для 115-ти декабристов «Гроза двенадцатого года» стала боевым крещением.
И в Отечественную войну 1812 года они прошли сквозь огонь многих сражений.
А 65 из них насмерть сражались на поле Бородина.
Многие были награждены орденами и медалями.
А некоторые из них – Павел Пестель, Сергей Муравьёв-Апостол, Владимир Раевский, Михаил Лунин, Ковало-Швойковский, Сергей Краснокутский, Сергей Волконский и другие – золотой шпагой с надписью «За храбрость».
5. Готовность пожертвовать собой ради осуществления своих высоких и благородных идеалов.
• Эту готовность декабристов погибнуть во имя идеалов свободы выразил в своей поэме «Наливайко» замечательный поэт-декабрист, один из руководителей «Северного общества» Кондратий Рылеев:
Известно мне: погибель ждёт
Того, кто первый восстаёт
На утеснителей народа, -
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной, -
Я это чувствую и знаю…
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благославляю!
• Вступая в общество, «славяне» произносили клятву:
«С мечом в руках достигну цели нами назначенной. Пройду тысячи смертей, тысячи препятствий, - пройду и посвящу последний вздох свободе и братскому союзу благородных славян…»
Верность своим идеалам декабристы пронесли через всю жизнь.
• Так, много лет спустя декабрист Сергей Волконский говорил Льву Толстому:
«Мои убеждения привели меня на каторгу, к 30-летнему изгнанию, и тем не менее, ни от одного слова я и теперь не откажусь».
6. Мужество и стойкость в перенесении тягот тюремных казематов, сибирской каторги и ссылки.
Приведу только 2 примера, а их множество…
А) После разгрома черниговцев и военного суда, когда раздались слова приговора:
«Сослать в вечнокаторжную работу в Сибирь»,
Иван Сухинов воскликнул:
«И в Сибири есть солнце…».
И уже оказавшись на Нерчинских рудниках, не сломленный Сухинов готовит восстание, чтобы освободить декабристов и перейти с ними китайскую границу в поиске свободы.
И только из-за одного уголовного преступника, который накануне намеченного выступления выдал их, отчаянная попытка обрести свободу не удалась…
Б) После осуждения до высылки в Сибирь по личному приказу царя Михаила Лунина отправили в Свеаборгскую крепость. И создали там ему невыносимые условия.
В каземате было тесно и сыро, со стен и потолка текла вода.
Когда, однажды, генерал-губернатор Закревский обходя казематы, зашёл в камеру узника и спросил его:
«Есть ли у вас всё необходимое?»,
Лунин ответил ему, улыбаясь:
«Я вполне доволен всем, мне не достаёт только зонтика…»
Этот сильнейший, мужественнейший и умнейший человек и в Сибири продолжил борьбу с самодержавием…
Каторга и ссылка не ослабили уверенности декабристов в крушении царизма, в освобождении народа от рабства.
• Об этом свидетельствуют стихи поэта-декабриста Александра Одоевского:
…Наш скорбный труд не пропадёт:
Из искры возгорится пламя –
И просвещённый наш народ
Сберётся под святое знамя.
Мечи скуём мы из цепей
И вновь зажжём огонь свободы:
Она нагрянет на царей –
И радостно вздохнут народы.
7. Высокая культура, постоянное стремление к самоусовершенствованию.
Даже в страшных условиях каторги (их поднимали в 5 утра и под конвоем уводили на работу – добывать руду под землёй – где трудились до 5-6 вечера) начала работать «каторжная академия».
Декабристы по памяти читали лекции по стратегии и тактике, физике, химии, анатомии, высшей и прикладной математике, истории, русской словесности.
Многие начали изучать иностранные языки.
Устраивали литературные вечера, музицировали.
Творили свои произведения в тех невыносимо тяжких обстоятельствах:
- поэты и писатели Александр Бестужев (Марлинский), Александр Одоевский, Вильгельм Кюхельбекер, Фёдор Глинка, Владимир Раевский, Гавриил Батеньков, Николай и Павел Бобрищевы-Пушкины, Василий Давыдов, Фёдор Вадковский,
- художник, писатель и учёный Николай Бестужев,
- художник-модельер Фёдор Толстой,
- экономисты и публицисты Николай Тургенев и Михаил Орлов,
- историки Александр Корнилович и Василий Сухоруков,
- авторы интересных философских сочинений Михаил Фонвизин и Гавриил Батеьков.
Все декабристы были одарённые, талантливые люди.
Взять, хотя бы Николая Бестужева (их было 5 братьев – и все декабристы!).
Он был замечательным художником.
Ещё в Читинском остроге задумал сохранить для потомков черты своих товарищей – первых русских революционеров - нарисовать их портреты.
А также их жён, последовавших за ними в Сибирь.
Осуществить задуманное было не просто.
Ведь рисовать портреты государственных преступников запрещалось.
К тому же рисовать в цепях ещё и сложно очень.
Да и не было ни нужного освещения, ни материалов.
И всё же, свою мечту он осуществил блестяще.
До наших дней дошло более 200 портретов и рисунков Николая Бестужева.
Кроме того, он умел починить любую машину, тачать сапоги, сшить костюм, платье, головные уборы, выполнить любую ювелирную работу.
Он и токарь, и слесарь, и часовых дел мастер.
К тому же ещё и этнограф, историк, географ, писатель, изобретатель!
* * *
Эти высокие нравственные ценности и благородные идеалы декабристов, значение их революционного подвига непреходящи.
Для нас важно не только понять, но и почувствовать сердцем:
«Всё величие, всю силу этих блестящих юношей, выходящих из рядов гвардии, этих баловней знатности и богатства, оставляющих свои гостиные и свои груды золота для требования человеческих прав, для протеста, для заявления, за которые – и они знали это – их ждали верёвка палача и каторжная работа» (А. И. Герцен).
И на их примере наши дети и внуки должны учиться также горячо любить свою Родину, быть готовыми отдать все силы, а если понадобится, и жизнь во имя счастья своего народа.
А имена этих необыкновенных людей мы не имеем права забыть и никогда не забудем…