ч. 261 Жертвенное упражнение

Сергей Владимирович Жуков
§261. Жертвенное упражнение

  Жертвенное упражнение служит тренировкой и испытанием одновременно или поочерёдно.
Упражнение духовное позволяет наращивать потенциал для активного проявления или деяния.
   
   Жертвенно движение души, то есть благородный помысел либо угрызения совести уже есть жертвенное упражнение.
Непрерывным и непременным признаком и атрибутом последнего являются повседневность и еженощность.

   Христианская молитва, мусульманский намаз, медитация индусов, буддийские мантры - все это суть виды духовных жертвенных упражнений.
Важнейшая тренировка, если так позволительно выразиться, для религиозного человека - это пост периодический, а ещё лучше постоянный. Конечно, пост обязательно должен быть сопряжён с молитвой.
О необходимости перехода к постоянному говению говорил святой Феофан Затворник.

   Жертвенное упражнение - это, конечно, своеобразный повтор, но повтор с усилением и даже отягощением, что помогает человека наращивать «мышцу духа», необходимую ему не только в противоборстве со злом, но даже в преображении его в добро. Порою благо плавится в изложнице зла, равно как свет сияет во тьме.
Жертвой физического упражнения вполне можно счесть срыв или надрыв спортсмена при неимоверных нагрузках идущего на порою бессмысленный рекорд. Тренируясь, атлет вынужден подчиняться строгому требованию какого-либо комплекса упражнений, то есть выполнять раз и навсегда определённые виды движений.

   Жертвой чрезмерных физических упражнений послужил герой романа английского писателя Уилки Коллинза «Муж и  жена».
Относительно молодой человек погиб в итоге надрыва сердца, случившегося из-за неумеренных занятий спортом.
Беспрестанное насыщение себя земными знаниями чревато утяжелением жизненной основы души. Вера составляет если не абсолютное, то изначальное знание для одушевленного существа. Вера есть вернейший способ для одухотворения.

   Импровизация порой чревата осложнением, хотя именно она чаще всего позволяет достичь высоты или глубины в зависимости от поставленной цели.
Человеку, подвизающемуся на духовном поприще, порою присущи отступления, шаги в сторону и даже временные блуждания по ложным путям, именуемым ересями, о необходимости которых говорил ещё апостол Павел.
«Подобает разделениям /ересям/ быть между вами, да откроются искуснейшие»./ 1 Кор. 11.19.