Похороните меня... От смерти к жизни

Евангелина Винтер
«Они не понимают жизни. Они живут так, как будто намерены жить вечно. Торчат в своих конторах и гнут спину за письменными столами. […] Они живут так, словно смерти не существует. И при этом ведут себя не как герои, а как торгаши! Они гонят мысль о быстротечности жизни, они прячут головы, как страусы, делая вид, будто обладают секретом бессмертия. Даже самые дряхлые старики пытаются обмануть друг друга, преумножая то, что уже давно превратило их в рабов, – деньги и власть».
Э.М. Ремарк «Жизнь взаймы»

В условиях эпохи потребления люди быстро привыкли к восполняемости. Закончилась красная икра в холодильнике? Нет ничего проще, чем сходить в магазин и приобрести еще столько же. А еще лучше – заказать доставку на дом. Появились морщины? На помощь приходит аппаратная косметология и пластическая хирургия.  Были бы деньги! Точно такое же отношение люди переносят и на саму жизнь. Да, есть некоторые представители человеческой расы, которые заботятся о своем здоровье, следят за питанием и самосовершенствуются. Но таких, увы, маловато.
Все смертны, и с этим не поспоришь. В определенный момент существования кто-то начинает задумываться о том, что жизнь – невосполнимый ресурс. О том, что же такое смерть. И о том, как пройдут его похороны. Казалось бы, человека уже нет. Должно быть все равно. Но нет же. Ему не безразлична музыка похоронного марша, фотография на надгробии, место захоронения, цветы, что будут расти на могиле и память, которую он оставит о себе.
Что большее стоит за стремлением человека организовать свою «жизнь» после смерти или, наоборот, попыткой игнорировать эту очевидную тему? Это непонимание смысла жизни и, как следствие, смерти, отсутствие достоверной информации и наличие множества версий о том, что ждет нас за чертой жизни? Страх забвения или способ смириться с неизбежным?
Как сказал писатель Геннадий Малкин: «В моей смерти прошу винить мою жизнь». Как связано отношение человека к смерти с качеством его жизни?
Вопросами, касающимися существования человека и его отношения к жизни и смерти, занимается экзистенциализм. Основоположником этого направления философии считается датский философ Сёрен Кьеркегор. По его мнению, любой человек с самого начала осознает жизнь как бесконечное множество возможностей для наслаждения. Этот процесс он охарактеризовал как сущность. Позже, сталкиваясь с проблемой выбора, он либо остается на прежнем уровне, либо признает для себя общепринятые нормы и постулаты веры, понимая свою ответственность. Причиной перехода к новому этапу также может стать страх человека перед лицом смерти, ее неизбежность. Третьей стадией становится осознание вины за невозможность соответствовать правилам и приход к Богу.
Психолог Карл Ясперс считал источником экзистенцию, т.е. способ бытия человека, его внутреннее «я», источник мыслей и действий. Собственное «я» может проявляться в коммуникации, которая, в свою очередь, может быть неподлинной и подлинной. Первая – это общение с практической целью. Вторая же – противопоставление себя миру и другим людям, преодоление внешнего давления, обезличенности.
Философ Мартин Хайдеггер пришел к выводу, что понимание предстоящей смерти дает предпосылку к новому уровню существования. Ведь только человек из всех живых существо осознает понятие конца, будущего. Как считает Хайдеггер, человек либо пребывает в состоянии забвения бытия, либо осознает его. Во втором случае человеческое внимание забегает вперед, желая представить свое будущее, новые возможности, изменение нынешнего состояния.
 Философию Жан-Поля Сартра можно охарактеризовать следующей фразой: «Человек – это будущее человека» . Он считал ценностной основой поступков личную свободу, выбор, за которую каждый человек несет ответственность. Сартр писал, что принимает сторону тех, кто хочет менять себя и мир вокруг.
Альбер Камю настаивал на том, что мир враждебен человеку и ускользает от него. Наука, конечно, углубляет наши знания, но они не могут быть совершенными. В силу этих обстоятельств человек вправе исследовать абсурд, а именно – разлад между человеком и его жизнью. Основополагающим выбором человека философ считал решение о том, стоит ли жизнь того, чтобы прожить ее. Свое решение он сформулировал так: «Я извлекаю из абсурда три следствия – мой бунт, мою свободу и мою страсть. Посредством одной только работы ума я обращаю в правило жизни то, что было приглашением к смерти, - и отвергаю самоубийство».
Каждое из перечисленных мнений уникально в своем роде и основано на личных наблюдениях и исследованиях. Суть перечисленных точек зрения можно сформулировать следующим образом: человек рождается, воспринимая мир, как подарок. Удивляется и радуется всему приходящему, ценит каждый момент. Позже, взрослея и приобретая опыт, он понимает, что мир несовершенен, и никому не под силу изучить его до конца. В процессе познания мира, человек общается с окружающими. Сначала получая от них знания, а потом противопоставляя свою точку зрения общепризнанной. Это рождает конфликт. В течение жизни человеку предоставляется выбор, за который он несет личную ответственность. В конце концов, он приходит к осознанию того, что смертен и переосмысливает жизнь и отношение к ней.
А что бы было, не будь конца у нашей жизни? Раз все боятся затрагивать тему смертности, может, стоит задуматься о перспективе вечной жизни? Этот вопрос неоднократно поднимался в литературе. Ирвин Ялом, американский психотерапевт, приводит в пример беседу между бессмертными богами . Юпитер рассказывает Меркурию об опыте общения со смертной женщиной. «Она говорит маленькие словечки, от которых пропасть между нами становится огромной... Она говорит: 'Когда я была ребенком', или 'Когда я состарюсь', или 'Никогда в жизни'. Это терзает меня…. Мы лишены чего-то – может быть, остроты мимолетного, чувства смертности, этой сладостной печали обладания чем-то, что не сможешь удержать?»
Для современного человека вечная жизнь невозможна. На данном уровне своего развития он просто не смог бы правильно воспользоваться этим даром. Все его чувства и поступки растворились бы в вечности. Не было бы смысла в том, чтобы куда-то спешить, успеть сказать любимому человеку, как любишь его, стремится скорее достичь поставленной цели. Зачем? Впереди вечность. Возможно, вечная жизнь или, хотя бы, несколько сот лет вместо стандартных 70-80, пригодились бы некоторым ученым, занимающимся исследованием глобальных мировых вопросов. Простым же людям пока недоступно понимание смысла вечности.
Итак, на данном этапе существования человечества необходимость смерти признана справедливой. От нее никуда не деться. Тогда возникает следующий вопрос: чего и почему мы боимся в связи со смертью, если это естественный процесс для человека?
• Похорон
Что вообще значит хоронить? Если исследовать происхождение этого слова, становится понятным, для чего существуют похороны. Смысл слова восходит к глаголам хранить, беречь и защищать. Мы прячем тело человека, оставляя на поверхности место, куда сможем приходить, чтобы побыть рядом. Мы ухаживаем за могилой, наводим порядок и сажаем любимые цветы ушедшего, чтобы показать, что помним его и скучаем. И сами хотим того же. И в то же время боимся. Траурного настроения, неискренних слов, замкнутого пространства, холода, сырости, пренебрежения.  Другие, наоборот, избегают оставлять о себе память в виде места захоронения. Такие люди выбирают кремацию. Им чужда мысль о месте захоронения. Они завещают развеять прах над каким-либо значимым для них местом. И просят помнить их живыми.
• Забвения
Помнить… Человеку всегда была важна память. Как в жизни, так и при смерти. То, что тебя помнят, имеет большое значение. Это говорит о любви, привязанности, значимости – о чувствах и эмоциях, испытываемых к твоей персоне. Значит, другим не все равно, что ты есть, что ты был, твои поступки и мысли, желания и чувства.
Ирвин Ялом в своей книге «Экзистенциальная психотерапия» вспоминает о распространенном среди евреев убеждении: пока человека помнят его дети, он продолжает существовать. И это действительно так: пока память о тебе существует в сердцах дорогих тебе людей или тех, кто восхищается твоим делом, книгами, исследованиями, ты действительно продолжаешь жить. Аллен Шарп в "Зеленом дереве в Геддесе" приводит такое описание: Маленькое мексиканское кладбище, разделено на две части "мертвых", могилы которых кто-то еще украшает цветами, и "по-настоящему мертвых", за чьими могилами уже никто не ухаживает, – их не помнит ни одна живая душа. Когда умирает очень старый человек, в определенном смысле вместе с ним умирают и многие другие: он берет их с собой. В момент его смерти все мертвые, о которых больше никто теперь не помнит, становятся "по-настоящему" мертвыми.
• Неизвестности
Сейчас существует очень много информации о смерти. Это разнообразные религиозные учения, исследования ученых, рассказы тех, кто пережил клиническую смерть и т.д. Проблема в том, что велика вероятность недостоверности этих знаний. А то, что мы не можем представить воочию, пугает больше, чем знание о самом худшем сценарии.
• Потери контроля
Не удивительно, ведь всю свою сознательную жизнь мы четко осознаем, что делаем в данный момент, что ждет нас в ближайшем будущем, чего мы хотим достичь или избежать. Со смертью наша компетенция заканчивается. Мы теряем самих себя и контроль над ситуацией. А это более чем неприятно и страшно.
Как сказано в одной книге, «мир делится на тех, кто представляет собственные похороны, и тех, кто нет» . Кому-то удобно спрятаться от вопроса о смерти и делать вид, что ничего не произойдет. Другим же легче проговорить свои страхи и опасения, смирившись с неизбежным. Любую точку зрения можно  понять и принять. Но в тоже время, смерть неразрывно связана с жизнью – и это факт. Ее невозможно оставить умирающим. И от того, задумывается ли человек над этим вопросом, зависит качество его жизни.
Попробовав узнать мнение знакомых об отношении к смерти, натолкнулась на стойкое неприятие подобных вопросов. Как заметила одна из участниц опроса, мысли о смерти помещают каждого, осознано или нет, но большинство от них отмахивается. Люди наслаждаются жизнью и не забивают голову всякой ерундой. Многие участники опроса просто напросто предпочли его игнорировать. А кое-кто и засомневался в разумности человека, спрашивающего о таких вещах! Действительно, исключив вышеупомянутый вопрос, оставив его на задворках разума, мы шагаем в светлый день, свободный от хмурых туч. С другой стороны, отрицая своим невниманием факт конечности жизни, не начинаем ли мы обесценивать жизнь?
Но были и люди, которые считают вопрос о смерти разумным, «бодрящим» и подгоняющим к покорению новых вершин. На одном из тренингов была возможность произвести расчет предположительного количества лет, дней и часов, которые тебе осталось прожить. Из них выбиралось время активной жизни. На самом деле, если задуматься, жизнь не так уж и длинна. Вопрос в том, как грамотно использовать багаж времени, который есть у каждого из нас.
На мой взгляд, осознавая свою смертность уже сейчас, человек выходит на новый уровень понимания бытия. И на самом деле слова: «Похороните меня тем или иным образом» выявляют не сумасшедшего пессимиста, а человека, любящего жизнь и в полной мере осознающего ее ценность. Например, таким человеком был Сергей Есенин. В своем стихотворении «Мы теперь уходим понемногу» он ясно показывает понимание своей смертности. Есенин противопоставляет счастье жизни на земле неизвестности того, что ожидает каждого после смерти. Он не скрывает страха, что испытывает «перед сонмом уходящих». Это естественное чувство. Заканчивает свое стихотворение он такими словами: «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле». Понимание конечности жизни побудило поэта дорожить близкими ему людьми. 
Эта статья ни в коем случае не призывает бросить все и начать сию же минуту обдумывать свою смерть. Ее цель – прояснить, как конечность жизни влияет на осознание ее смысла и качество мышления и поступков, из которых она состоит. На самом деле никто не может предоставить достоверных сведений о том, что происходит с человеком по окончании жизни. Может это не «game over», а «new level»?
Долгих лет жизни Вам!