Экскурсия в кабину Ил-18. Центральный пульт

Василий Васильевич Ершов
                Центральный пульт.


      Сначала рассмотрим заднюю часть пульта.
      Слева внизу традиционно по-ильюшински установлена двойная кнопка уборки-выпуска шасси. Электрический прогресс вознесся здесь уже до таких степеней, что из предохранителей оставлены лишь шпилька и крышка в виде «буденновки», перебрасываемая в нужную сторону.
      Для уборки шасси необходимо вынуть шпильку,  освободив крышку, перекинуть ее в положение «уборка» и нажать открывшуюся верхнюю кнопку-грибок – она притянется магнитом. Загорится белая лампочка, показывающая, что ток идет и автоматика работает. Шасси идут на уборку, загораются красные лампочки на пульте у второго пилота; кнопка отщелкивается. Если не отщелкнулась – вытащить ее рукой. Законтроить крышку шпилькой.
      На выпуск – все операции такие же, только со второй кнопкой, открывающейся после переброски крышки на выпуск.
      Справа такой же, как на Ил-14, рычажок управления закрылками, фиксирующийся вытяжной головкой.
      В центре – такой же рычаг аварийного торможения, законтренный проволокой от случайного нажатия. Над ним – переключатель триммера руля поворота и законтренный колпачок аварийного отключения автопилота.
      Слева и справа под прозрачными колпачками расположены органы управления автоматикой, следящей за температурой масла: створки маслорадиаторов открываются и прикрываются автоматически – но можно и вручную. Везде нанесены цифры, показывающие, к какому двигателю относится тот или иной орган управления или контроля.

      В центре вверху – пульт управления автопилотом АП-6Е. Для непосвященных достаточно разобраться в основных органах его управления: большое вертикальное рубчатое колесо справа управляет подъемом и опусканием носа – тангажом; меньшая горизонтальная черная рубчатая рукоятка наверху прибора управляет креном. Ручка сзади с надписью «Крен» в полете не используется.
      Слева видна черная кнопка включения автопилота; отключение его производится либо большой кнопкой на штурвале, либо тумблерами на автопилоте. При отключении срабатывает прерывистый звуковой сигнал.
      Можно отключить автопилот «пересиливанием»: отклонением штурвала и педалей от нейтрали на определенный большой угол.
      Справа от автопилота под прозрачным колпачком скрыты четыре включателя постановки винтов на упор. После закрытия колпачка погасают последние красные лампы перед взлетом.
      Перед посадкой колпачок открывается, и бортмеханик готов по команде капитана после приземления снять винты с упора, что приводит к интенсивной обратной тяге винтов и энергичному торможению.

     Так же, как и на Ил-14, на общей оси установлены колеса триммера руля высоты и рычаги управления двигателями РУД. На рычагах хорошо видны так называемые проходные защелки, не позволяющие рычагу смещаться по прорези назад до самого упора.
     Дело в том, что винт на режиме полетного малого газа работает на зыбкой грани прямой и обратной тяги, зависящей от температуры окружающего воздуха. Вот в соответствии с этой температурой, по таблице, отпечатанной на пульте противопожарной системы, устанавливается специальный фиксатор, «проходная защелка», на прорези, в которых ходят РУДы, и при установке РУД на малый газ рычаги останавливаются точно в положении нулевой тяги. После приземления, по команде капитана, бортинженер, поднимая защелки на РУДах, переводит их через проходную защелку и  устанавливает «всем ноль», т.е. земной малый газ; при этом возникает отрицательная тормозящая тяга. А потом, при снятии винтов с упора, отрицательная тяга резко возрастает уже от поворота лопастей, снятых с упора.

                *****

                Продолжение:  http://www.proza.ru/2017/01/28/332