Левая сторона кабины.
Весь левый борт занят пультами: запуска вспомогательной силовой установки и запуска двигателей. Крышка пульта запуска двигателей, откинутая вверх, обнажает множество кнопок и включателей. На ней еще написано: «закрой перед полетом».
Запуск двигателя АИ-20 электрический – стартер-генератором. Сначала питаемый постоянным током стартер раскручивает двигатель и винт до оборотов, на которых можно уже подключить топливо, а затем, по мере дальнейшего роста оборотов, он сам превращается в генератор и начинает отдавать ток в электросистему самолета.
Но где взяться первоначальному току? Мощности аккумуляторов не хватит, чтобы раскрутить тяжеленную систему компрессор-турбина-редуктор-винт, а аэродромное питание током есть не везде. Для решения этой проблемы на самолете установлен так называемый «пятый двигатель» – небольшой турбореактивный двигатель ТА-16 с мощным генератором. Его мощности вполне хватает на запуск двигателей.
Запуском «пятого» у нас традиционно заведовал штурман: ему было удобнее, чем капитану, дотянуться до пульта. Под откидной крышкой спрятаны кнопки, а выше на стенке, под наушниками, расположены приборы контроля. После выхода «пятого» на режим и подключения его генератора крышка закрывается; далее запуск двигателей осуществляет капитан.
Двигатели на всех самолетах нумеруются одинаково: слева направо. Таким образом, на Ил-18 первый и второй двигатели расположены на левом полукрыле, а третий и четвертый – на правом. Первый и четвертый стоят по краям; второй и третий – ближе к фюзеляжу.
Органы запуска двигателей тоже закрыты большой крышкой. Переключая по очереди галетный переключатель и нажимая кнопку, капитан приводит в действие автоматику запуска; бортинженер по приборам контролирует выход двигателя на режим.
Есть на пульте такая кнопочка «срезки» топлива. Если при запуске обороты начинают чуть «зависать» и температура газов от этого начинает расти быстрее, приближаясь к опасному пределу, капитан частыми нажатиями на эту кнопочку уменьшает подачу топлива до тех пор, пока обороты не преодолеют определенный критический рубеж. Вот – единственное вмешательство человека в работу автоматики запуска.
После выхода всех двигателей на режим и подключения генераторов крышка панели запуска закрывается.
Ниже панели запуска слева виден индикатор работы кислородного прибора. При вдохе лепестки расходятся, как будто «рот открывается»; при выдохе схлопываются.
Рядом стоит стандартный пульт СПУ, а правее его – пульт управления системой опознавания «свой-чужой», так называемая «Роза». При попадании в лапы ненавистного врага суперсекретную аппаратуру полагалось взорвать; для этого под красным колпачком установлен тумблер «Взрыв».
Далее виден реостат такого же самого, как на Ан-2 и Ил-14 УФО-облучателя подсветки приборов, а над ним – тумблер стояночного тормоза. Электричество здесь уже властно вторглось. Да только на исполнительном старте ставить на стояночный тормоз запрещалось, пилот обязан был удерживать машину на тормозах.
А запрещалось из-за случаев забывчивости. У нас начальник УТО, человек слегка картавый, устав держать на старте самолет педалями, поставил на стояночный, а когда взлет разрешили, плавно отпустил тормозные гашетки… а она не идет. Он даже ласково так потянул: «Пошла, ;годная…» – нет, не идет; самолет трясет и колотит… Вспомнил: «Ага, стояночный…» и перещелкнул тумблер. Ну, она и освободилась, да во все 16 тысяч лошадей… Девчонки на кухне слетели с контейнеров, а смущенный капитан только и пробормотал: «Ну и п ;гыгнула!»
Далее впереди установлен пульт управления курсо-глиссадной системой.
На горизонтальной панели стоят два крана переключения статики-динамики с приемника воздушного давления на кабину – точно такие же, как на Ил-14. Что спрятано под маленькой коробочкой – мне неизвестно, это новация. А дальше – знакомая рукоятка дворника.
О колесе-штурвальчике управления передней ногой я уже упоминал. Стрелочка под колесом указывает нейтральное положение; зеленая лампочка показывает включение системы, а тактильно пилот чувствует нейтраль по выемке вверху колесика. Включается перед выруливанием, тумблером на штурвале (вот эта неуклюжая доработка в коробочке; у нас был просто маленький выключатель); выключается на разбеге перед подъемом передней опоры; а на пробеге снова включается, после опускания передней опоры шасси.
*****
Продолжение: http://www.proza.ru/2017/01/27/1135