Экскурсия в кабину Ил-18. Общий вид

Василий Васильевич Ершов
                *****

         Общее впечатление: да это же тот же Ил-14, только кабина чуть пониже, и радист со штурманом сидят не за стенкой. Правда, общий цвет интерьера вполне себе цивильный, серый внизу, бледно-зеленый вверху. Гражданский лайнер.
         Такие же точно стоят штурвальные колонки, на них навешены те же самые полукруглые штурвалы. Правда, на левой колонке бросается в глаза большое черное колесо управления разворотом передней ноги, а над приборной доской висит круглый экран радиолокатора.
          Такой же, как на Ил-14, центральный пульт, правда, количество рычагов на нем значительно поуменьшилось, но остались те же на вид громоздкие (но такие удобные) колеса управления триммером руля высоты. Явно виден переход с механики на электрику. И только на полу, под ногами бортмеханика, под большим красным колпаком, спрятаны четыре крана аварийного флюгирования винтов; крышка открывается перед взлетом на случай отказа системы автофлюгирования при внезапном отказе двигателя; аналогично и перед посадкой.
          Да, еще на центральном пульте, видать, после крайней катастрофы военного самолета, связанной с отказом автопилота, установили кнопку отключения автопилота взрывом пиропатрона. У нас в свое время хватало и простой красной кнопки отключения на штурвале.
          Даже треугольные коричневые рукоятки включения дворников остались те же. Ильюшин всегда был верен себе, стараясь, чтобы переход на новую технику был вполне   привычен и безболезнен для пилотов.
          Управление шасси, закрылками и аварийными тормозами осталось на привычных для бортмеханика местах. Даже пилотские педали с тормозными гашетками и защелками регулировки, в общем, сохранили прежний вид, позволяющий летать как в ботинках, так и в унтах.
          Лобовые стекла стали повыше, обзор улучшился. Вообще, по сравнению с другими самолетами такого же класса, к примеру, антоновской фирмы, приборные доски Ил-18 смотрятся, прямо скажем, весьма и весьма бледно, простовато, даже примитивно. И в этом – гениальность Ильюшина, рассчитывавшего машину «на дурака», то есть, на среднего пилота, от которого не требуется утонченно-рефлексивного анализа ситуации и мгновенных действий. Летал ты на Ан-2, худо-бедно переучился на Ил-14, немного набрался опыта – вот тебе аналогичная машина… ну, чуть посложнее предыдущих. И на этом лайнере ты наберешься еще большего опыта – он тебе простит многие ошибки – и в конце концов станешь классным пилотом, без спешки, зубрежки  и насилия над собой.
          Кстати, «Руководство по летной эксплуатации самолета Ил-18 с четырьмя двигателями Аи-20М» свободно влезало в карман форменного летного пиджака. Да и по классификации какого-то там НАТО наш самолет назывался «Простак». И летать на этой простой машине было одно сплошное удовольствие. И была эта машина самой массовой, и летали на ней пилоты без высшего авиационно-инженерного образования.
         Таких самолетов у нас больше уже не будет никогда…

                *****


          Продолжение:  http://www.proza.ru/2017/01/27/1120