Синие выгоны

Игорь Табакаев
...В Ачинске почти все пассажиры электрички вышли. Вошли только немногочисленные бабули и рыбаки.
Когда прибыли в Боготол, мне предстояло решить одну задачку: на отрезке 133 километра от Боготола до Мариинска электрички не ходили, по крайней мере, в расписании пригородных поездов по станции Боготол значились пригородные поезда только на Восток. Этот участок можно было преодолеть по железной дороге пассажирским поездом, попробовать вписаться в почтово-багажный или локомотив товарного. В конце концов, оставалась ещё и автодорога "Сибирь", которая тянулась на от Боготола до Мариинска параллельно железной дороге. Можно было сесть на междугородний автобус или пройти эти 133 километра автостопом. Но сперва, я решил узнать в кассе. С моего прокола с ценой билета в Слюдянке, я взял себе за правило: по прибытии на новую станцию, идти в кассу и узнавать о следующей электричке на Запад. Часто кассиры обладают такой информацией, которой нет в расписаниях или в интернете. Например, кассир может знать, что электричка завтра пойдёт на два часа позже, так как из-за аварии на тяговой подстанции изменился график движения поездов. Но это нигде не отражено. Так, разговорившись с железнодорожниками: кассирами, справочными, охранниками, путейцами, дежурной по вокзалу, можно получить много нужной и полезной информации.
Вот и сейчас, я направился в кассу, что бы задать обычный вопрос, который я задаю всегда:
- Когда следующая электричка на Запад?
Меня обогнала шустрая бабуся в зелёной кофте и повязанном на голове пёстром платке, которая подсела в вагон, в котором я ехал, в Ачинске и всю дорогу рассказывала какой то несчастной женщине про Бога и Дьявола. И к моему удивлению, задала "мой" вопрос. Мне оставалось только слушать.
- Электричку на Мариинск не ходят, - официально сообщила кассир, а потом доверительно добавила:
- Вроде бы после четырёх пойдёт рабочая, но её не объявляют. Так что ловите её на станции, она синяя.
Мы отошли от кассы. Бабушка добиралась на электричках из Ачинска в Белгород. В качестве проездного документа она использовала справку из органов социальной опеки, по которой и получала бесплатный билет в кассе. По её расчётам, вся дорога должна была занять не более 10 дней.
- Ночую где придётся, - сообщила она. - Иногда кто в дом пустит, в монастыре несколько раз ночевала, а иногда и на вокзале.
- Я питаться где же?
- А поезда мимо проходят, в них кипяток есть. А в кипятке можно еду заварить. У меня и чай есть и пакетики "заварные" всякие с едой.
Единственной проблемой бабушки-путешественницы оказалось большое количество сумок с вещами и провизией. Перетащить их за одни раз было не реально и бабушка постоянно кого то просила помочь донести часть сумок. Да и дежурная по вокзалу начинала возмущаться, когда бабуля отлучалась, оставив свои сумки, сваленные горой, в зале ожидания.
- Значит - попутчики! - с удовлетворением произнесла она.
Я взглянул на гору бабушкиных сумок и поспешил на поиски деповской столовой - нужно было хорошенько позавтракать.
Сколько людей, не имея средств на билет, вот так, на перекладных поездах перемещаются по стране. Сколько едут автостопом. Сколько идут пешком, ночуя где придётся и питаясь там, где есть бесплатный кипяток. На Транссибе такие люди встречаются часто - это крупная транспортная артерия. Да и вообще, как оказалось, таких людей - странников, путешествующих по свету в поиске (каждый своего), гораздо больше, чем я думал. Они встречают друг друга на крупных пересадках, в поездах, у касс и просто на улицах. На какое-то время они становятся попутчиками, общаются друг с другом, делятся своим, выслушивают других. И потом навсегда расстаются, разойдясь каждый по своей дороге. Со временем, начинаешь замечать таких людей. Возможно, когда ты едешь в метро с работы, один из таких странников едет рядом с тобой на соседнем сиденье.
Ближе к четырём часам на вокзале стали собираться пассажиры, которые рассчитывали уехать до Мариинска на рабочей электричке. Поговаривали, что электричка появляется на станции с 16:25, но поскольку она следует по своему служебному расписанию, она может отправиться раньше или позже.
После обеда начали сгущаться тучи. Ливень хлынул неожиданно. Да такой силы, что был слушен стук капель о метал крыши вокзала. По водосточным желобан неслись струи воды. Асфальтовые дорожки превратились в одну сплошную лужу. Я подумал о том, как я буду сегодня ночевать в палатке, если в Мариинске ночью будет такой же ливень. Пассажиры до Мариинска в ожидании электрички вышли под козырёк вокзала. За плотной стеной воды едва были различимы товарные вагоны, стоявшие на станции. Вдруг, у перрона возникла электричка. Она не подъехала, а именно возникла. Не было слышно не гула двигателей, не скрипа тормозов. Народ из под козырька, несмотря на сильный ливень, бросился к открытым дверям. Я подхватил одну из бабушкиных сумок и побежал вслед за остальными к электричке.
Электричка была крайне необычной. Начать с того, что она была бледно-синего цвета - цвета не стандартного для электропоездов, а скорее подходящего для вагонов метро. Электрички такой раскраски мне встречались только на Ярославском направлении Московской железной дороги. На головном вагоне значилось: "РП 001". РП - это рабочий поезд. Вагона был всего два и оба - головные. Похоже было, что это был поезд, изготовленный одним из вагоноремонтных депо для специальных нужд. Были использованы два головных вагона электропоезда ЭР1. На одном из вагонов установлен токоприёмник. Вторые двери кабин машиниста и окна туалетов были заварены металлическими листами и покрашены. Внутри деревянные лавки были несколько прорежены, образуя в салоне площадки для перевозки железнодорожного оборудования, инструментов и не больших грузов. Внутри довольно грязно. Запылённые окна не мылись с того момента, как новорождённая электричка вышла из вагоноремонтного депо. Что бы хоть как-то поддержать чистоту в вагонах к ручкам сидений были привязаны полиэтиленовые мусорные пакеты.
Пассажиры рассредоточились по пространству двух вагонов и развешивали на багажных полках намокшие вещи. Внезапно двери закрылись и электричка - летучий голодранец стала набирать скорость. Ехали мы с редкими остановками, в основном минуя платформы и станции. Из металлических шкафов, расположенных прямо в салоне электрички раздавался низкочастотный гул - работало электрооборудование, наверное выпрямители. Панели салона тряслись и дребезжали, что свидетельствовало о почтенном возрасте вагонов и отсутствии ремонта.
Когда мы подъезжали с Мариинску, распогодилось. Небо было ясным, без малейшего намёка на грозу. Ярко светило солнце и было даже жарко. Прямо перед станцией электропоезд загрохотал по мосту и я обратил внимание, что на песчаном пляже на берегу реки загорала и купалась местная детвора. Электричка медленно вползла на станцию, цокая и скрипя проползла входные стрелки горловины станции и замерла у перрона. Грохнули раскрывшиеся двери. Пассажиры спрыгивали на перрон. Как только я успел сойти, я нажал на кнопку фотоаппарата, запечатлев реликвию - головной вагон РП с токоприёмником. Затем я перешёл через пути, что бы сфотографировать весь двухвагонный состав, и когда я повернулся - электрички уже не было. Она бесследно исчезла так же внезапно, как и появилась. За зданием депо было слышно, как грохочут по матрице многочисленных путей и стрелок станции Мариинск, убегающие синие вагоны...   Отчёт за 15 год из сети.