ШУРА

Леонид Абросимов
В Советские времена, в одном продовольственном  магазине, расположенном на крутом откосе, практически над стрелкой Оки и Волги, работала женщина. Звали её Александра или попросту Шура, Шура Быстрицкая. Росту она была высокого,  плечи широкие, руки крепкие, грудь объёмная. Сразу было видно, женщина сильная, работящая и в обиду себя никому не даст. Видимо поэтому и работала она в самом тяжёлом и бойком месте - штучном отделе, то есть в винно-водочном. Вино поступало в деревянных ящиках, а водка в "Шиловских", тоже деревянных но  с металлическими углами. Она легко таскала их по своей территории, а пустые швыряла вон. Голосом бог её не обидел, слышно её было всегда и в любом случае. Поскольку, народу у её прилавка было всегда много, там то и дело поднимался шум, гвалт, ругань. Кто-то норовил пролезть без очереди, его толпа осаживала, а то и вовсе, находились ребята, которые  парой ударов "успокаивали" нетерпеливых. Шура на это смотрела свысока и, лишь когда шум становился непомерным, громко командовала: " А ну! Всем молчать! А то закрою лавочку, пойдёте за три килОметра счастья искать!" Вино рядом больше нигде не продавалось, поэтому народ быстро замолкал. Знали, нрав у Шуры крутой, может и в "тыкву" дать! Бывали и не местные, не знали её, продолжали "галдеть",  мол, "кто ты такая,  на мужиков кричишь?" Сильным, подавляющим басом отвечала:"Я, Александра Быстрицкая, личный адъютант генерала Рокоссовского, коммунист с 1942 года, лично уничтожила более ста фрицев, в разведку ходила! Да я тебя..." Тут она поднимала конторские счёты и замахивалась на говорившего:"А ну вали гад отсюда, пока цел!" Очередь громко смеялась и выдавливала чужака. Директор магазина на Шуру "ругалась" : " На тебя счёт не напосёшься!" После "разборок" со скандалистами "костяшки" счёт разлетались по всему магазину. На самом деле, с товарищами по работе она была доброй и обычной женщиной, но прошедшей всю войну и имеющей большой жизненный опыт. Мне, единственному "мужчине" в том коллективе, а на самом деле ещё молодому тогда парню, было приятно её общение. Много раз, в обеденный перерыв, мы выходили на откос к памятнику Максиму Горькому, любовались на слияние вод Оки и Волги. Часто Шура рассказывала свои фронтовые истории. Как и многие фронтовики она курила и "принимала на грудь", (а грудь, как я говорил, была объёмная), в немалом количестве. За витриной у неё был устроен небольшой "Бар - кабинет". Всегда стояла открытая бутылка водки и лежала закуска. Обычно, после таких прогулок она говорила: " Растрогалась я что-то, надо остограмиться!" Иногда к ней в "кабинет" забегали люди. Знакомые или просто, "нужные"ей поставщики. С поставками продуктов тогда были проблемы. Всё развозилось централизованно но, кому-то ничего не доставалось. Шура была коммерсант. Забегавших она угощала, частенько за свой счёт. Забегающие приносили с собой закуску, которую было не купить. Это был балык, Сёмга, "Московская сырокопчёная", сыр с плесенью, Балтийские шпроты или копчёный Палтус. Долго не задерживаясь, люди уходили. Зимой, когда на откос выходить было не интересно, мы посещали "кабинет" и там слушали Шурины рассказы. Случались разного рода курьёзы, когда например, одной зимой замёрзла в не отаплиевом складе Ветлужская водка.
-"Жулики" кричала Шура, "Водка бракованная! При 40 градусах крепости водка не должна замерзать! Значит тут нет сорока!" Шура была честным человеком и не терпела обмана и вранья.
- "Я за что воевала? Кровь свою проливала! Чтобы меня обманывали? Гады!" Ругалась она по мужичьи, матом в несколько колен. Водку перетащили в тёплый коридор. Ходить стало тесно, но зато Водка отошла.
Однажды, нам выпало работать на 1 января. Транспорт ходил плохо, поэтому все работающие приезжали пораньше. Собрались в "Кабинете", подняли по 100 грамм:"С новым годом!" потом ещё подняли. Не заметили, как пропустили время открытия магазина. "Да ладно! Кому 1 января в 8 часов утра в магазин надо? Заранее всё на праздник закупают." Вдруг, слышим гремит входная дверь. Смотрим, там старушка "ломится." Открыли.
-"Женщина! Вам чего дома не сидится? В мороз, в  минус 25!"
-"Да мне хлебушка, свеженького, продайте!"
-"Милая! Да кто же тебе свежего в ночь на новый год привезёт? всё вчерашнее!
-" Ах, жаль какая! Я думала свежий привезут!
-"У нас и продавец-то ещё не приехал. Ладно, бери, я тебе свою буханку отдам, домой приготовила. Денег не надо! Ступай с богом!"
-"Спаси бог вас! С новым годом!"
Старушка развернулась и посеменила на Суетинку. Следующий покупатель пришёл только в одиннадцатом часу.
В огромных подвалах этого магазина располагались склады всего пищеторга. Иногда там хранился товар малого спроса и поэтому он слабо продавался. Например трёхлитровые банки с маринованной зелёной помидорой. Крышки на них начали ржаветь, и в таком виде продавать их было уже нельзя. Таких банок была целая фура. Шура предложила вскрывать банки и продавать помидору вразвес. Идея оказалась актуальной, а помидора очень вкусной. Это был бесселлер! Покупали её по 200, 300, 500 грамм, на закуску. Товар быстро распродали, а стеклобанку сдали и неплохо на этом заработали.
В последующей жизни, работая на других предприятиях, я часто вспоминал эту неординарную женщину, её острый ум и радушие.
Прошло более тридцати лет, когда неожиданно в другом районе города около большого магазина я услышал:
-"Ты на кого прёшь? Я адьютант  генерала Рокоссовского, фронтовик! Коммунист! Больше ста фашистов кончила! Кровь свою проливала, а ты мне работать не даёшь?
Младший лейтенант стоял возле Шуры, пунцовый от её напора и, видимо, требовал закончить частную торговлю сидящих возле входа в магазин, старушек.
-"Лейтенант! Обратился я к нему, "Не гони, подожди. Она ведь не торгует, так для общения сидит. Пытался я выгородить Шуру.
-"Она действительно была адьютантом Рокоссовского? спросил он.
-"Да! Боевая фронтовичка!
-"Ладно, только, пусть потише себя ведёт, а то наших мужиков всех строит!"
Повернувшись, я сказал:"Здравствуй, Шура!"
Передо мной стояла уже очень пожилая женщина, в белом переднике, в "прощай молодости", но всё такая же высокая и грозная.
-"Здравствуй! А ты кто?"
-" Шура, я Алексей, помнишь магазин на набережной? "Кабинет?"
-"Ай! Лёшка, чёрт! Я тебя не узнала! Вот какой стал! А я тут с бабуськами...
Слушай, давай выпьем, у меня есть тут!" Шура была в своём репертуаре...
В том краю вновь я побывал опять не скоро. Проехал мимо того магазина, постоял посмотрел. Нет Шуры. Возможно уже и на этом свете её нет. Строит кого-то на том, на другом. Но я запомнил её на всю оставшуюся жизнь, такой задорной, красивой, сильной и боевой!