Гл. 14. Узелок завяжется, узелок развяжется

Вадим Данилевский
Гл.13 см.   http://www.proza.ru/2014/10/10/316

   Стояли ясные погожие дни бабьего лета. Осень царила во всем своем великолепии. Медь и золото листьев, сверкая под солнечными лучами, в сочетании с изумрудной хвоей елового леса на фоне бирюзового неба, создавали праздничную атмосферу, но ничего этого Марина не замечала. Она даже на улицу не выходила. Впав, после посещения Алексея в больнице, в страшную депрессию, она заперлась в своем доме и запила в компании теперь неразлучных с ней фантомов бабы Насти, Регины и стражников. Но общение с ведьмами  приносило только раздражение. Их речь становилась все больше похожей на завывания ветра и зловещий скрип, в которых она с трудом угадывала обрывки своих же мыслей. Время от времени она пыталась найти утешение в походах  в свой воображаемый дворец, но среди шумного бального веселья на нее никто внимания не обращал, а ее попытки познакомиться с местными красавцами наталкивались на полное безразличие к ее особе.  Для них ее просто не существовало. Постепенно каждое ее появление во дворце и вовсе стало сопровождаться неприятными эффектами. Оркестр дико фальшивил, тревожно звенели и гасли люстры, да и все вокруг время от времени, теряя форму, начинало расплываться, как бы предупреждая, что весь этот мир вот-вот исчезнет. В такие моменты ее охватывал дикий страх, и она стремглав бежала домой.

Вскоре она совсем отказалась от попыток найти утешение среди новых знакомств в воображаемом мире и, кляня судьбу, сидела дома, тупо накачиваясь своей любимой настойкой. В один из таких наполненных тоской дней, Марина, подчиняясь необъяснимому порыву, вдруг села напротив своего магического зеркала и зажгла черные свечи. Прошептав ставшие уже привычными заклинания на магический контакт с Алексеем, она безнадежно, готовясь к очередному разочарованию,  уставилась в зеркало. В отличие от предыдущих попыток зеркало не осталось безжизненно темным, а засветилось зеленоватым светом, и в глубине зеркального сумрака появилась картинка.

Марина, стараясь унять сердцебиение и ничего не упустить, приникла к  своему колдовскому экрану. На нем по дорожке к деревянной, выкрашенной в синий цвет церкви, держась за руки, шла пара.

– Это же наша Маловишерская церковь! – прошелестела по краю сознания догадка, сразу же сменившаяся интересом к парочке.

В мужчине, несмотря на то, что вид был сбоку и сзади, она мгновенно узнала Алексея. Женщина, чей профиль и фигурка своей безупречностью больно укололи Марину, была ей незнакома. Суть увиденного сразу стала ей понятна и поразила в самое сердце – Алексей выздоровел и нашел себе другую! Мало того, наверняка они задумали в этой церкви венчаться…

Ревность и злость, родившиеся в темных глубинах подсознания, воплотились в стон и выплеснулись мощной волной прямо на зеркало.

Марина успела еще увидеть, как ненавистная ей пара одновременно обернулась, и Алексей, заключив свою спутницу в объятья, прикрыл ее своей спиной, как бы защищая от неожиданной опасности, а затем зеркало, не выдержавшее удара темной энергии, треснуло, покрываясь сетью трещин, и контакт прервался.

                ***

   Чудесное настроение и непреходящее ощущение счастья обретенной взаимной любви, владевшие Катей и Алексеем, после поездки в Малую Вишеру сменилось тревогой. Ненависть Марины, обрушившейся на них на церковном дворе, тяжелым камнем легла на их сердца. Положение усугублялось тем, что отец Дмитрий, сердечно принявший их привет от отца Киприана, на их вопрос о старце Николае, с прискорбием сообщил о его кончине в Варлаамо-Хутынском Спас-Преображенском монастыре три года назад. Надежда на то, что старец избавит их от ведьмы, рухнули, и им стало понятно, что с Мариной им придется разбираться самим.

Когда, договорившись о дате венчания, будущие супруги вернулись в Вычерему, Ивана Николаевича дома не было. В записке, обнаруженной на столе в гостиной, он сообщал, что на пару дней уехал по делам в Новгород. Как назло испортилась погода. Резко похолодало, и совсем недавно празднично сверкающие краски бабьего лета сменились серой пеленой дождя. Где-то совсем недалеко орудийным раскатом прогремел гром, и одновременно по всей округе погас свет. Тьма осеннего вечера, вползающая сквозь окна в лишенный электричества дом, мрачным предчувствием наполнило души.
 
Чтобы прогнать тоскливый мрак, было решено растопить камин, который, вняв настойчивым просьбам Кати, в большом зале когда-то сложил Иван Николаевич. Пока Алексей занимался камином, Катя откуда-то достала и зажгла большую старинную керосиновую лампу в виде фарфоровой вазы с белым матовым абажуром на стекле.

– “Двадцатилинейка”*! –

*«Двадцатилинейка» – Эта нумерация обозначает ширину фитиля, измерявшуюся в линиях (одна двенадцатая дюйма). Обычно она проставлялась в верхней части лампового стекла (например, цифра «15» или «20», часто также и на горелках. Ширина фитиля — это была одна из самых главных характеристик керосиновых ламп в конце XIX века.

с гордостью за семейную реликвию сообщила она Алексею, с интересом следящему за ее манипуляциями с антикварным светильником.

Играющее в топке камина пламя и теплый свет лампы, отодвинув тьму в углы дома, сразу вернули в дом уют. Алексей пододвинул к камину два кресла и журнальный столик, на котором Катя быстро сервировала легкий ужин с бутылочкой дедовой наливки.

– Расскажи все, что знаешь об этой Марине, – закончив с едой, попросила Катя.

Конечно же, Алексей и раньше рассказывал ей о том, как поддался соблазну и оказался в колдовских сетях ведьмы, из которых еле вырвался, но сейчас Катю интересовали подробности жизни этой опасной женщины.

– Что тебя интересует?

– Мне хочется узнать, как она жила и понять, почему она стала такой, – задумчиво произнесла Катя.
 
–  Ну, знаю я не много, – вспоминая все то, что успели ему рассказать Ионовы о Марине,  начал Алексей. – Вообще-то, ее соседи, мой товарищ Серега и его жена, о ней хорошо говорили. Говорили, что добрая, отзывчивая, хозяйственная… Правда с мужем ей не повезло, бабник был, да, вдобавок пил сильно и по пьянке и дом их спалил, и сам погиб. Вот после этого она сильно изменилась. Жить ушла к старухе, которая в деревне ведьмой слыла.

Он помолчал, а потом добавил: – о родителях ее они ничего не говорили. Да, в общем-то, вот и все, что мне известно…

– А ты знаешь, – вздохнула Катя, – мне ее жалко. Даже, несмотря на то, что она опасна. Сколько несчастья на нее обрушилось! А здесь ты появился, немудрено, что она влюбилась. А ради любви женщина на все пойдет. Даже ведьмой станет и душу свою  погубит, но за любимого будет бороться до конца.

Катя еще раз вздохнула, а затем засмеялась: – Но я тебя ей не отдам! Ты мой! И если надо, то я тоже ведьмой стану… Она вспорхнула со своего кресла и опустилась к Алексею на колени. Прильнув к нему, она нежно его поцеловала и, щекоча своим дыханием ухо, прошептала: – сегодня я тебя никуда не отпущу. Это наша ночь!

                ***

   Через день ближе к вечеру вернулся Иван Николаевич. Выслушав о результатах их поездки в Малую Вишеру, о колдовской атаке Марины и рухнувшей надежде на старца Николая, он тяжело вздохнул: – Что ж, внучка, пора поведать тебе о наших семейных тайнах. Да и ты, Алеша, послушай. Тебя теперь, как члена нашей семьи, это тоже касается.


                История Велесовых (Рассказ Ивана Николаевича)

   Старец Николай, к которому вы собирались, это мой отец и твой, внученька, прадед. Наш род Велесовых из северных волхвов пошел. Поэтому и фамилия такая. Видно кто-то из наших предков жрецом бога Велеса* был.

* Велес, Волос (др. рус. Велесъ, Волосъ) – один из величайших богов древнего мира. «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии. Согласно теории «основного мифа» — одно из центральных божеств в славянской мифологии. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после печали — радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье.  Несмотря на явные атрибуты черноты Велес, как  Один,  Меркурий и Гермес – бог наук и мудрости. Велес был не только помощником в практической жизни, но и изначальным мудрецом и учителем Закона.

А вы понимаете, что жрецом может стать не каждый.  Для этого надо иметь особый Дар! И все наши родственники, как потомки волхвов, в той или иной мере таким даром обладали. И у каждого он проявлялся по-своему. Не у всех, конечно, этот дар проявлялся полной мере, но отец мой, Николай Еремеевич, царство ему небесное, был очень могущественным, как бы сейчас сказали, экстрасенсом-ясновидцем и целителем. Я родился в 1939 году, а в сорок первом отец ушел на фронт. Мать моя, Валентина Ильинична, его не дождалась. Умерла она в сорок третьем, мне только четыре года исполнилось, и меня взяли к себе жить мои тетки, сводные сестры отца. Мой дед Еремей к тому времени уже умер. От первой жены у него были две дочки Настя и Раиса, те самые мои тетки, значит. Вторая его жена, моя родная бабушка, Нина Родионовна, родила моего отца, но долго не прожила. Как рассказывал потом отец, ее сгубила, ставшая потом третьей женой Еремея, некая Агафья, очень сильная колдунья, злой рок нашей семьи. Отец винит ее и в смерти Нины Родионовны, и моей матери а, твоей, Катя, бабушки (между прочим, ты, внучка, на нее очень похожа) и мачехи Прасковьи Федоровны, на которой отец женился уже после войны, когда ему уже было пятьдесят девять лет. Даже тогда выглядел он молодым, не старше 30-х парней нашей деревни. Вот тогда он женился второй раз. Мачеха моя моложе его на тридцать лет была, но особенной разности в их возрасте я не замечал. А перед женитьбой он на три года ушел куда-то. Потом он мне рассказал , что все три год жил в глухом лесу, изучая тайные знания. Дед то Еремей только ему, как наследнику по мужской линии, все тайные книги передал. Вот отец, благодаря книгам этим, и стал настоящим белым волхвом. Агафья оказалась сильной колдуньей, а вот дед, к сожалению, был уже стар, да и недостаточно силен, чтобы справится с ней. Ведь сила и дар не всегда передаются напрямую. Как это происходит, тайна за семью печатями. Вот и у меня нет той силы, внученька, которая была у моего отца Николая Еремеевича. Зато у тебя она есть. Но, по желанию твоего прадеда, эта сила в тебе не должна просыпаться. Не хотел он, чтобы ты занималась колдовством. Хотя дар бабушки твоей он тебе оставил. Так вот, уже после войны у него с Агафьей настоящая магическая битва началась. К тому времени сестры его Анастасия и Раиса полностью попали под ее влияние и ополчились на новую невестку, мою мачеху Прасковью, хотя мы жили на разных концах деревни. Прямо как в сказках о злой мачехе и бедной падчерице. Видимо из-за ее красоты и доброты. И стала Прасковья Федоровна болеть. Отец сразу понял, чьих рук дело, да уже поздно было. Колдовство свое взяло, и она в 1955 году умерла. На похороны, помню, бабка Агафья вдруг заявилась.  Да какая там бабка! Она враз на лет пятьдесят помолодела! Мне шестнадцать тогда было. Уже все понимал и три года с ней под одной крышей прожил, но ее не узнал. Подумал, что эта  молодая тетка наша какая-то дальняя родня. А она, видимо, пришла всем показать кто здесь хозяйка. Да просчиталась она. Отец, как я уже говорил, времени даром не терял и многому научился. Ведь сила, как я уже говорил, у отца с рождения была. Так вот, когда он, увидел Агафью возле могилы Прасковьи, то страшным стал, даже вырос как-то, и громко какое-то заклятие прокричал. И на глазах у всех кто там был, Агафья снова в старуху начала превращаться и со всех ног кинулась прочь. Вот тогда я и понял что к чему. Все тогда перепугались и быстро разошлись, а отец, когда мы одни остались, рассказал, что Агафья страшные вещи творила. Мало того, что извела Нину Родионовну, маму мою и Прасковью, она еще тело какой-то молодой девушки себе каким-то образом присвоила. Вскоре Агафья умерла. Сестры отца, мои тетки, во всем помогавшие ей, куда-то сбежали, но отец не успокоился. Позвал как-то меня и говорит: – Ты, Николай, уже взрослый мужик. Должен все понять правильно. Поезжай в Питер, учись на врача. Дар для этого дела у тебя есть. Денег на первое время я тебе дам. Ну, а мне всю оставшуюся жизнь, суждено таких, как Агафья, да сестрички мои бесовские, к ответу призывать. Не будет мне покоя пока такие, как они, свои черные дела творят да невинные души губят…
 
   Иван Николаевич тяжело вздохнул: – А еще он сказал: – “Ты, сын, со мной встреч не ищи. У охотника на ведьм родственников не должно быть”. Вот так к шестнадцати годам, я лишился и матери и отца. Потом, через много лет, до меня дошли слухи о чудотворце старце Николае. Съездил, посмотрел издалека. Понял, что это он, мой отец. С тех пор старался не упускать его из виду. Вот и вчера съездил к нему на могилу. В последнее время он при Валаамово-Хутынском Спас-Преображенском монастыре жил. Там и умер. Вчера уже три года исполнилось как. И монастырь он выбрал не совсем обычный. Ведь с 1994 года этот монастырь женским стал. Но сама настоятельница, игуменья Алексия попросила его остаться. Ведь монастырь этот, по преданиям, на худом месте стоит, где когда-то властвовала нечистая сила. Поэтому то так и называется это место – “Хутынь”. И такие ратоборцы с нечестью, как Николай Еремеевич, там необходимы.

Иван Николаевич помолчал, а потом обратился к Алесею: – А видения твои, Алеша, меня очень беспокоят. Говоришь – вместе с ней двух старух видел и карлика?

– Да, – кивнул Алексей, – а еще кот был огромный и пес. Оба черные и страшные.

– Видно эта Марина действительно сильная и опасная ведьма, – качнул головой Иван Николаевич, – да и ее свита вызывает сильное подозрение. Насчет кота и пса не знаю, но вот карлик и старухи, вполне вероятно, как-то связаны с моими тетками и самой Агафьи. Ведь отец мне говорил, что душа ее теперь вечно будет страдать в образе карлы. И еще были слухи, что Агафья после смерти Еремея, спуталась с каким-то цыганским колдуном, и у них, якобы, был ребенок. Так что не исключаю того, что эта Марина наша дальняя родственница. Уж больно много совпадений. Вижу один выход. Завтра же езжайте в Валаамов-Хутынский монастырь и на могиле прадеда помолитесь и попросите помощи. А перед отъездом окунитесь в наш святой источник*. 

* Недалеко от деревни Вычерема есть почитаемый в Любытинском районе Святой ручей. На ручье выстроена небольшая часовня, есть купальня.берегу.

Николай Еремеевич любил посидеть на его берегу. Говорил, что там выход светлой энергии. И обязательно захватите с собой воды из него и землицы с берега. Вот и будет ему привет с родины.

Продолжение:    http://www.proza.ru/2017/01/26/549