Толстой о табаке

Евгений Садков
 Сегодня с утра прочитал статью Л.Н. Толстого. Согласитесь, не слишком принято за утренним морковным чаем почитывать подобное. Привычнее в миллионный раз принять на уши теле-лапшу.

 Но причина реальна. Как и название упомянутой публицистики "Для чего люди одурманиваются?"

 Судя по тексту, более ста лет назад вопрос был весьма актуален:

 " Что такое употребление одурманивающих веществ — водки, вина, пива, гашиша, опиума, табак, и других менее распространенных: эфира, морфин, мухомора?"

 Отметив весьма экзотический набор психотропных препаратов, двинемся дальше. Тут же ответ курильщика:

 -Так, от скуки. Все курят.

 А вот как отвечает на этот вопрос "зеркало русской революции:

 "В период сознательной жизни человек часто может заметить в себе два раздельные существа; одно — слепое, чувственное, и другое — зрячее, духовное. Слепое животное существо ест, пьет, отдыхает, спит, плодится и движется, как движется заведенная машина..."

 Актуально? Думайте сами. Как я понимаю, механистичность, упомянутая Львом Николаевичем, механистичность не техническая, а жизненная сейчас ещё больше давит на обитателя "каменных джунглей".

 Толстой указывает и глубинные причины порока потребления мухоморов и другой гадости:

 " Не во вкусе, не в удовольствии, не в развлечении, не в веселье лежит причина всемирного распространения гашиша, опиума, вина, табака, а только в потребности скрыть от себя указания совести."

 Вот! Скрыть от себя свою же ещё не окончательно потерянную совесть.

 Максималистично?  Несомненно. Но стоит подумать.

 Далее Лев Николаевич описывает, как повар убил его дальнюю родственницу. Трезвый не посмел, а выпив два стакана водки, тут же и зарезал. И оправдывал себя не собственным пороком, а недовольством барыней.

 Уточняя детали преступления, повар вспомнил:

 "Я не мог дорезать и вышел из спальни в гостиную, сел там и выкурил папироску”.

 Успокоив свои нервы, тат завершил дело.

 Значительная часть статьи посвящена фактору влияния табака:

 "Особенность табака от других одуряющих веществ, кроме легкости одурманивания себя им и его кажущейся безвредности, заключается еще и в его, так сказать, портативности, возможности прилагать его к мелким отдельным случаям."

 Докладываю, Лев Николаевич, портативность и сейчас цветет. И даже среди наших нардепов. Но об этом попозже. А пока вновь к духовному наследию.

 По мнению Толстого начало пристрастия к табаку у мальчиков совпадает с потерей детской невинности. Невольно задумаешься, а сейчас?

 А вот дальше все, как и сейчас:

 "Всякий курильщик, предаваясь своей страсти, забывает или пренебрегает самыми первыми требованиями общежития,..."

 Обобщим. Уместна ли сейчас давняя статья Льва Николаевича? Думайте сами. А попутно обратите внимание на потомка Льва Николаевича, нынешнего депутата ГД Р.

 Ничего не замечаете? Вот эти детали в красненьких овалах? Член правящей партии великой России, судя по "бычку", курит в главном законодательном органе страны. Можно сказать, смолит на рабочем месте, в присутствии других людей.

 Вопрос. Подвергнется ли он административному штрафу за курение в неположенном месте? Или, как и высказывание про черту оседлости (http://proza.ru/2017/01/25/1593) пройдет мимо?

 Одно только в этой ситуации не учел потомок Льва Николаевича. Нет, не статью предка о вреде дурных привычек. Не упомянутого Толстым студента Раскольникова.

 Депутат не учел, что главный человек великой России не курит. И других журит за это.

 Но видно, плохо журит. Или ещё не читал статьи "Для чего люди одурманиваются?"

 А вы почитайте. Думаю, люди одурманиваются не только мухоморами, но и самой властью. Поэтому и совершают дурные поступки.

 Или как сказал предок нынешнего Толстого:

 "И, как всегда, начинается с высших классов, тогда, когда уже заражены все низшие."

 Скриншот с  сайта главного законодательного органа. Сами ещё такие законы принимают. А самим-то писано?