Действительно ли мы имеем Бога в душе? Глава 1

Попова Алла
Нам кажется, что  пролистав или даже прочитав один раз Библию, мы уже всё знаем и можем  рассуждать о ней. Богословы  веками  пытаются открыть все её тайны, и  дать ответы на все вопросы, и не  могут. Недаром  «великие мудрецы»  часто стараются  так её объяснить, что ещё больше запутывают, тщась  умом постичь непостижимое, сказано,-« Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым." 2Пет 1:20-21 Потому без Духа Святого её  понять невозможно.
Порой мы идём на глубину её пророчеств, не соизволив понять то, что нужно для начала. Нужно   прежде всего понять,  есть ли мы то творение, которое задумал Бог, когда мы рождаемся от наших земных родителей?  А потом  идти дальше и дальше. Может быть кому-то этот материал покажется длинным  и  скучным, но кто-то, прочитав до конца,  задумается.  Я  постараюсь изложить  то малое, что открылось  мне и  изложить просто и ясно.  Недаром ап. Павел предостерегал,- «Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе». 2 Кор. 11:3
 
Прежде, чем вы начнёте читать, хочу привести  один стих из книги Притч, для  ищущих:
 « Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.  Начало мудрости - страх Господень, и познание Святого - разум;  потому что чрез меня (мудрость) умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни».  Пр.9: 9-11

А теперь к теме:  Действительно ли вы имеете самого Бога в душе?
 
Многие  в наше время  говорят, мы уже имеем в себе Бога, Бог у нас в душе  или  мы   подобны Богу. Имеют ли  такие высказывания   основание?   А может быть  вы имеете в душе Бога, которого сами себе  вообразили? Потому что уже одно то, что место обитания  Божьего Духа в человеке, если Он и будет в нём, не тело и душа, а дух, каждая из этих функций  имеет свою жизнь.  В греческом тексте Нового Завета используется три различных слова, которые переводятся на русский язык одним словом - "жизнь". Поэтому от нас, в начале,  как-бы  скрыты  эти формы жизни. Поэтому, прежде, чем  продолжим  нащу тему,  разберём, что же это значит.

1. Греческое слово «биос» ( от него «биология») подразумевает материальную сторону жизни человека или физическую жизнь человека со всеми её функциями.

2. Греческое слово «псюхе» (от него «психология») обозначает душу-жизнь человека, наше «я» , которая выражает себя, свои стремления, вкусы, мировоззрения через чувства, разум, волю.  Христос сказал  о душе ,- «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?  Мф. 6:25  Душа есть  полная вотчина человека, его личность.

3. Третье, самое интересное, слово «зоэ» указывает на  присутствие духа. По своей природе есть единственная несотворённая  жизнь- Бог, о котором сказано, -« Бог есть Дух»  Ин.4:24  У нас есть человеческий дух, единственное место, где может  обитать Бог.

Постараемся  рассмотреть это  в  процессе творения человека. 
Прочитаем о начале  творения,-« И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».Быт.1:26  Бог  объявляет, что это творение будет в Его образ и подобие, называет его «человек»  и говорит, что он будет владыкой над всем творением Божьим. Эти слова отражают  пока только  манифест того, что хочет сотворить Бог.
 
Рассмотрим теперь подробнее  процесс  сотворения.  Уже сам акт сотворения, описанный в следующем  стихе, говорит,-« И сотворил  Бог человека по образу своему, по образу Божьему сотворил его:  мужчину и женщину сотворил их.»  Быт.1:27  Здесь глагол  «сотворил»  указывает на произведенное  действие  и говорит  о том, что  сотворение произошло  пока  только в «образ»,  образ- вид  творения. Прежде всего, « человек»  взят из земли, на что указывает происхождение слова  (на. евр.человек-адама-земля ). Это слово   имеет общее понятие, которое относится одинаково и к мужчине и к женщине, оттеняя тем самым  единство человеческого рода, о котором  позже  сказано,- «От одной крови Он  (Бог ) произвел весь род человеческий.» Деян.17:26   Затем о том, что человек это  « мужчина и женщина»   и далее Бог говорит о назначении  «мужчины и женщины»,- «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте. «Быт.1:28   Этим Бог поясняет цель  творения двоих,- «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю.». Таким образом  Бог открыл свой первый   замысел  в отношении  человека. Это как бы обзор общего Божьего плана в сотворении человека.
Далее, во второй главе  Бытия,  начинается  подробное описание,  как это происходило поэтапно.  «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» Быт. 2:7  По точному переводу с еврейского, — «вдунул в ноздри его дыхание жизней». Именно «жизней», это указывает на то, что  человек  многосложен в   своем творении о чём мы и говорили разбирая три вида жизней.

Теперь разберём процесс  сотворения человека подробнее. Стал ли человек   подобен Богу получив душу?   Увы, человек, как живая душа, скорее похож на  сотворённый  Богом животный мир,  бесконечно отличается от Бога  и далёк от Него, как бледная копия к своему несравненному оригиналу. Далее идет описание места на земле, которое Бог приготовил для жизни человека , названного  Эдем- сад или  рай.   «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал  И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.»  И  Бог дает  Адаму одно повеление,-« И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,  а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.» Быт.2:15-17
   
Продолжение этого  этапа было  сотворение Евы – жены для Адама,- я приведу перевод из  современного еврейского, - "И создал Господь Бог человека из Праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизней, и стал человек существом живым... И навел Господь Бог крепкий сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл плотию то место. И перестроил Господь Бог ребро, которое взял у человека, в женщину, и привел ее к человеку.» Слово «ребро  в евр. языке  переводится ещё как «сторона» и это позволяет понять, что  сотворены как-бы  две  стороны одного  целого.  « И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.  Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое  одна плоть.» Быт. 2:21-23 Еврейский язык  передаёт это более точно  даже через  название: мужчина (евр.- иш) и женщина (евр -иша).В материальном  мире появились две физические личности, которые должны были наполнить мир  себе подобными существами. Итак, замысел  первоначального  творения  начал исполняться, но пока только в образ.  Казалось самое время приступить к образованию в них  подобия Божьего.

Но  здесь происходит крутой поворот событий, в   ход  которых  вмешивается некая другая личность, описываемая в физическом образе  змея. Мы не будем подробно описывать процесс соблазнения Евы, посмотрим только один момент.  Уже с момента сотворения Адама  началась борьба между Богом  и другим видом творения, вообразившем  себя  равным  Богу, бывший  «Херувим - Люцифер -светоносный, Денница, утренняя звезда», противостал Богу. В  христианстве  это  синонимы  падшего ангела, отождествляемого с Сатаной и дьяволом. Ведь он прекрасно знал, какое творение  задумал совершить Творец.  До этого не было ни одного творения  подобного Богу и, возможно,  ни для одного творения Бог не  творил  специальный мир.  Могло ли  с человеком случится то, что  и с сатаной?  Да,как и  с любым творением имеющим свободную волю   выбора в своих поступках. Это мы хорошо видим уже в собственных наших детях, они быстрее начинают  говорить « нет», чем «да».
 
Змей задает Еве вопрос, разрешил ли вам Бог есть плоды от всех  деревьев,- «И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,  только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.» Быт.3:2-3 Ева отвечает  правильно, но добавляет от себя  два слова, которые Бог не говорил «  не прикасайтесь к ним». Мы не знаем почему она это сказала, но  сатана-змей воспользовался этим и вот  результат,- « И сказал змей жене: нет, не умрете,  но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.   И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.  И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».  Быт.3:7   Что же произошло? Что вообще можно подразумевать под «открылись глаза»? Отчего открываются глаза,  скорее всего от удивления, восторга или наоборот от страха, не так ли?  А что значит выражение, «узнали, что наги»?  Наверно только то, что их тела как-то  изменились.  Мало того, в них пробудились другие чувства: страх, стыд, вина, желание скрыться от Бога.  Следовательно  изменилась  сама природа человека, снаружи и внутри. Почему же так произошло?
 
Возможно из-за чувств, которые Адам  раньше не испытывал.  Ева, вероятно,  вызвала у Адама чувство, которое  от Бога устремилось к ней. Тогда возникает вопрос, почему Бог допустил это?  Разве Бог не знал, что сатана начнет  соблазнять человека?  Зачем Бог вообще посадил это дерево соблазна? И наша логика говорит,  значит  Бог виновен в произошедшем с нами  и все   претензии Богу. Если мы скажем, что это была ошибка Бога, да и  любые наши предположения будут неверны, потому что Бог от начала знал путь человека.  Скорее всего  Бог давал Адаму возможность научиться управлять своими чувствами. Ведь ещё до сотворения Евы Бог дал Адаму заповедь о « древе познания добра и зла»,- «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,  а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».  Бытие 2:16-17  Мы не знаем сколько времени прошло  после  этого до сотворения Евы, но эта заповедь  должно была  стать частью  Адама, а Евы?  А Еве  нужно было быть в зависимости от Адама, как позднее сказано о Христе и Церкви. Просто мы ещё не до конца все можем понять.  Возможно на этот  вопрос  отвечает   Ап.Павел, объясняя  это так,-   «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог.» 1Кор.11:3  Именно мужчина  точнее всего передает образ Бога  и  указывает на Его главенство, женщина же, как другая сторона  творения, есть слава  мужа.
 
Это был первый этап и он закончился печально, изгнанием из Эдема. Бог совершил  свой первый суд,- « Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;  в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.  И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.  И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.  И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.  И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» Бытие 3:16-23)
 
Что же произошло дальше?  Во всём дальнейшем   описании больше нигде не упоминалось, что  человек  сотворён  « по  образу и подобию»  Божьему.  Когда Адам, после грехопадения, родил Каина и затем Авеля,  о том в каком «образе или подобии» они родились ничего не говорится.  Просто подается это как факт первого рождения и только Ева, произносит  не совсем понятные слова о первенце Каине  « приобрела я человека от Господа».  Возможно Ева решила, что  Каин это и есть то самое «семя жены» , которого она  родила. Когда  Бог разговаривал с Адамом,  определяя вину каждого, Им были сказаны  слова змею, который отображал  своим  физическим видом сущность сатаны:- « и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.» Быт.3:15  Зная, что произошло с родом Каина  понимаем, что она заблуждалась, так как о Каине позже сказано, что « он от лукавого», то есть не то семя. Это и подтвердилось, когда Каин убил своего брата Авеля.   Адам не был проклят Богом за свой поступок,   в отличие от  Каина, который был проклят, а в его лице и весь его род,-«  И сказал  Бог Каину,  что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;  и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей.» Быт. 4:10-11  Таким образом на земле  стали рождаться   два типа  людей - Каины и Авели.

Далее  у Адама начали рождаться другие дети, но вот интересно, кого они отражали?  Об этом сказано так,- «Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.» Быт.5:1-3. Адам передавал  своим потомкам  новую природу, потому что говорится, что Сиф родился уже и  "по образу и по  подобию" не Божьему, а Адамову-человеческому. Мы не знаем точно, какие изменения во внешнем виде претерпело тело Адама и Евы, об этом можно рассуждать по разному. Но позже  человечество начала испытывать болезни, и если   Адам жил 930 лет и  его первые потомки примерно также, то после наступала смерть.  Смертность перешла на всё сотворённое с живой  душой (животный мир) в этом мире. Потомство Адама претерпело измения не  только  в теле, хотя душа его сохранила  качества заложенные  в его природу, но приняла  и  греховные свойства от лукавого,  которое помрачило  его образ и  душа  получила  склонность ко злу более, чем к добру.

А вот что же такое «подобие Божье» и как его достичь, об этом в следующей главе.
       Глава 2   http://www.proza.ru/2017/01/26/297