Истоки Руси. Кто такие русские? Русь-Алань

Владислав Тележко
«Откуда есть пошла Русская земля?»
Думаю, что этот вопрос древнего летописца волнует каждого, кто интересуется Историей России. А, тем не менее, ясного ответа на этот вопрос до сих пор нет.
Точнее, ответ есть, но он относится ко времени после образования Киевской Руси, т. е.  времени летописному,  начиная с Х века. А где была Русь до этого? Какие племена ее образовали? Где они обитали?
Попробуем разобраться. Поскольку ответ на этот вопрос ученые пытаются дать уже лет 250, то для начала, попробуем опереться на результаты их исследований.
Итак, начнем.
Академик Борис Александрович Рыбаков в книге «Киевская Русь и русские княжества XII -XIII вв.» в главе «Происхождение Руси» пишет, что термин Русь употреблялся тогда в узком и широком смысле:
«...
Русские области и города, не входившие в понятие «Русь» в узком смысле:

Новгород Великий. Поездки из Новгорода в Киев, Чернигов, Переяславль всегда рассматривались новгородским летописцем как поездки в Русь.

Владимир-на-Клязьме, Ростов, Суздаль, Рязань. Города Владимиро-Суздальского и Рязанского княжеств исключались из понятия Руси в узком смысле.
Область вятичей (Неринск, Козельск? Брянск? Дедославль?). Во время похода Святослава Ольговича в 1147 г. на Давыдовичей к нему в Неринск приезжают разведчики из Руси, сообщая о делах в Чернигове и Стародубе. Область вятичей по контексту летописи не включена в Русь, а противопоставлена ей.

Смоленск. Изяслав Мстиславич Киевский и его брат Ростислав Мстиславич Смоленский обмениваются в Смоленске подарками: «Изяслав да дары Ростиславу, что от Рускыи земле и от всих царьских земель, а Ростислав да дары Изяславу что от верхних земель и от варяг…» «…При- де ему Ростислав и с всими рускыми полны и с смоленьскими…».

Полоцк. Мстислав Владимирович Киевский услал в Царьград двух полоцких княжичей за то, что «не бяхуть его воли и не слушахуть его, коли е зовящеть в Рускую землю в помощь».

Галич-на-Днестре. Юрий Долгорукий в 1152 г. идет в Русь, «тогды же слышав Володимерко (князь Галицкий) идуча в Русь, поиде к Кыеву».

Владимир-Волынский. В описании похода Ольговичей на Владимир в 1144 г. противопоставляются волынские войска русским.

Вручий. Овруч был княжеским доменом Рюрика Ростиславпча, и когда он уезжал из Киева в Овруч, летописец говорил об отъезде его из Руси.

Берлад. Андрей Боголюбский посылает сказать Давиду Ростиславичу Смоленскому: «А пойди в Берлад, а в Руськой земли не велю ти быти». Уделом Давида в Руси был Вышгород.

В «Повести временных лет» мы также найдем несколько примеров географического ограничения понятия «Русь»:

Древляне. Убив Игоря в 945 г., древляне говорят: «Се князя убихом рускаго; поймем жену его Вольгу за князь свой Мал…».

Особенно интересен список племен, принимавших участие в походе Игоря на Византию в 944 г.
«Игорь же, совкупив вой многи: Варяги, Русь, и Поляны, Словены, и Кривичи, и Тиверце, и Печенеги наа и тали у них пояша…».

Относительно отождествления Руси и Полян мы знаем из той же «Повести временных лет». Очевидно, остальные племена (словен, кривичей и тиверцев) мы должны признать не входившими в X в. в состав собственно Руси, что вполне согласуется с данными летописей XII в. (Новгород — не Русь, Смоленск — не Русь, Берлад — не Русь).

Подведем некоторые итоги тому разрозненному и случайному материалу, который приведен выше.
В состав собственно Руси, Руси в узком (первоначальном?) смысле, не входили, по этим неполным данным, земли следующих племен и города:

Племена: Древляне, Радимичи, Вятичи, Кривичи, Тиверцы, Поляне?, Варяги?;

Города: Новгород, Полоцк, Смоленск, Владимир-Волынский, Владимир-на-Клязьме, Галич, Ростов, Овруч, Суздаль, Неринск, Рязань, Берлад.

Таким образом, для Руси остается Среднее Приднепровье с Киевом, Черниговом, Переяславлем и Северская земля, ни разу не противопоставленная Руси.
….»

Таким образом, наши северные области: Новгород, Суздаль и прочие — в X — XII веках себя Русью не считали. Только одно это может поставить крест на версии о северном происхождении понятия Русь. Северная версия происхождения Руси возникла  по политическим соображениям.
См. Кузьмин А.Г. «Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X.»

В Х веке Русь это Среднее Приднепровье с Киевом, Черниговом, Переяславлем и Северская земля (верховья рек Оскол и Северский Донец, который в те времена назывался Дон).
 
А, где же истоки Киевской Руси? Анализ археологических находок позволил Б.А.Рыбакову предположить для этих истоков некоторую область, которую он назвал областью Древностей Русов:
«Область Древностей русов VI–VII вв. — юго-восточный угол славянского мира, обращенный к враждебной степи и принимавший первые удары таких кочевников, как гунны, авары, хазары, болгары.
Как увидим ниже, область древностей русов может быть подразделена по наличным материалам на два района, отвечающих размещению двух близких между собою племен, составивших в V–VII вв. союз, владевший землями от Роси до Оскола, союз, помогавший совместно обороняться от кочевников и совершать походы в степь.»

Эта область соответствует восточному краю области расселения «антов», о которых в VI веке писали Иордан и Прокопий Кесарийский. Иордан упоминал  вождя «антов»-«росомонов» Божа, который был казнен готами вместе с 70 старейшинами, что перекликается со «Словом о Полку Игореве», в котором рассказывается о наших предках: ««Се бо готския красныя девы .. поютъ время Бусово, лелеютъ месть Шароканю». Есть предположение, что Бус «Слова» это и есть Бож Иордана.

Что нам известно об «антах»?
Прокопий Кесарийский в «Войне с Готами» пишет об антах и склавинах :
«…У тех и других и единый язык, совершенно варварский. Да и внешностью они друг от друга ни чем не отличаются, ибо все и высоки, и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые.... Да и имя встарь у склавинов и антов было одно. »

Иордан о них же:
«…Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, — именно при перечислении племен, — происходят от одного корня и ныне  известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь (середина VIвека), по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха.»

Анты, занимали в IV — VII вв. крайнюю юго-восточную область славянского мира. Следует сказать, что  «анты» - это не самоназвание племени. Природа это названия до конца не выяснена. Одно из предположений, что оно происходит из иранского «крайние». Вполне возможно, поскольку «анты», действительно, находились на юго-восточном краю славянского мира. Как они называли себя сами? Неизвестно. Б.А.Рыбаков предположил, что самоназванием некоторой группы «антов» могло быть «Рось», по названию реки Рось — правому притоку Днепра. Длина реки Рось — 350 км. Она течет в широтном направлении, как раз посредине области расселения «антов».  Правда, трудно сказать определенно, племя называлось по имени реки или, наоборот, река называлась по имени племени, обитавшего на ее берегах. Но, все равно, удачный гидроним в этой области имеется — Рось.
Казалось бы достаточно логичная версия истоков Руси — наши предки это «анты» с берегов р.Рось. 

Но есть два но.
 
Первое. Анты исчезают из византийских источников в конце VI века, примерно лет за 200 до появления Русов в поле зрения византийцев.  Причиной тому было, по-видимому, вторжение в Северное Причерноморье кочевников — авар.

Второе. Пеньковская археологическая культура, которую, определенно, связывают с антами демонстрирует полное отсутствие у «антов» какой либо военной организации. Это следует из анализа захоронений.

О пеньковской археологической культуре, в частности, о захоронениях можно прочитать у другого нашего великого археолога академика Валентина Васильевича Седова:
«Большинство захоронений совершено по обряду кремации умерших на стороне с последующим помещением остатков трупосожжений в небольших ямках глубиной 0,3–0,5 м. Погребения, как правило, безынвентарные и безурновые, что весьма характерно для славянского похоронного ритуала. Лишь единичные захоронения содержат немногочисленные
Захоронения другой преддревнерусской - борщевской культуры, указывают на начавшиеся процессы социального расслоения, предшествующие появлению княжеской власти:
"Погребальный обряд боршевской культуры — трупосожжения на стороне с захоронением под курганной насыпью. В отличие от роменских курганов, часть боршевских имеет более сложное устройство. Например, таковыми оказались курганы около Большого Боршевского городища (Воронежская область). Внутри кургана на древней поверхности располагались невысокие деревянные погребальные камеры-домовины с остатками нескольких трупосожжений в урнах. Кроме глиняных сосудов-урн в этих же камерах найдены сопроводительные сосуды, видимо, с напутственной пищей. Вокруг домовин устанавливались кольцевые оградки из деревянных столбиков. Однако большинство боршевских курганов имеют обычное устройство, а остатки кремаций расположены в урнах или просто ссыпаны кучкой на поверхности погребенной
Главное в этом — не бедность захоронений, главное то, что в пеньковских захоронениях напрочь отсутствует оружие. То же самое наблюдается и в захоронениях других славянских культур: именьковской, волынцевской, ромено-борщевской (см. В.В.Седов  "Древнерусская народность" ИА РАН М. 1999 г.). Это, в свою очередь, говорит о том, что у юго-восточных славян не было профессиональных военных, а, следовательно, у них не было профессиональной военной организации.
 
Это разительно контрастирует с более поздними  сведениями византийцев о русах:
- о нападении русского князя Бравлина в самом конце VIII века на Крым (см. «Житие Св. Стефана Сурожского),
 
- о нападении Русов в начале IX века на кораблях на Амастриду, находившуюся на южном побережье Черного моря ( см. «Житие Св. Георгия Амастридского»),

- о нападении Русов на кораблях на Константинополь в 860 году
(в Брюссельской хронике царствования византийских императоров об этом набеге сказано:
« Михаил, сын Феофила [правил] со своею матерью Феодорой четыре года и один — десять лет, и с Василием — один год и четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368 (18 июня 860г.), на 5-м году его правления пришли Росы на двухстах кораблях...»)

«Житие Патриарха Игнатия» Никиты Пафлагонянина (Х век) рассказывает:
«В это время запятнанный убийством более, чем кто-либо из скифов, народ, называемый Рос, по Эвксинскому понту придя к Стенону и разорив все селения, все монастыри,...»
см.Википедия «Поход Руси на Царьград (860)»

Продолжатель Феофана в жизнеописании Василия I Македонянина пишет:
« Щедрыми раздачами золота, серебра и шелковых одеяний он также склонил к соглашению НЕОДОЛИМЫЙ И БЕЗБОЖНЫЙ НАРОД РОСОВ, заключил с ними мирные договоры, убедил приобщиться к спасительному крещению и уговорил принять рукоположенного патриархом Игнатием  (867-877 гг.) архиепископа, который, явившись в их страну, стал любезен народу таким деянием...»

Таким образом, Русь, начиная с конца  VIII века предстает в глазах византийцев не в образе банд туземцев — «антов», а в образе грозной военной, точнее, военно-морской силы.

Итак, в наших поисках истоков Руси возникает хронологическая дыра эдак лет в 200, в течение которых предки Русов в условиях изоляции от внешнего мира должны были успеть создать профессиональную военную организацию — войско, которое занималась бы исключительно военным делом и было бы полностью освобождено от каких либо сельхоз работ. А также создать военно-промышленный комплекс, который бы обеспечивал профессиональную армию качественным вооружением: мечами, кольчугами, шлемами, щитами, копьями, пиками, кинжалами, сбруей - и средствами доставки — боевыми кораблями и конями.

Двести лет — это не такой уж большой срок для овладения всеми этими технологиями, поэтому имеет смысл поискать в VII-VIII веках в Причерноморье учителей Русов — народ, от которого они могли бы им научиться.

Археологи установили , что во второй половине  VIII века в верховьях Дона, Оскола и Северского Донца появляются аланы. Одновременно аланы исчезают в Кисловодской котловине на Северном Кавказе. С переселениеи алан на Дон связывают появление в этих местах лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры. Точнее одного из кластеров этой культуры, поскольку сама эта культура  полиэтнична. Появление  здесь алан достоверно установлено по обнаруженным катакомбным захоронениям с ритуалом обезвреживания покойника, таким же, как у алан на Северном Кавказе.
См., например,
В.С.Аксенов «Рубежанский катакомбный могильник салтово-маяцкой культуры на Северском Донце»

Гаплогруппа Y-хромосомы у мужчин соответствует аланской G2.
Г.Е.Афанасьев, М.В.Добровольская, Д.С.Коробов,И.К.Решетова «О культурной, антропологической и генетической специфике донских алан»

Итак, на территории, на которой в течение предшествующих, по крайней мере, 500 лет жили славяне «анты» появляются (или точнее они возвращаются) аланы (асы или ясы). При этом славяне никуда из этих мест не уходят. Археологи продолжают находить рядом с катакомбными аланскими типично славянские пеньковские захоронения , для которых характерна кремация на стороне с последующим практически безынвентарным захоронением в неглубокой ямке. Это говорит о том, что славянское население не покинуло верховья Северского Донца и Дона с приходом туда алан.
См., например, Е.С.Галкина «Русский каганат: без хазар и норманнов»
https://www.litmir.net/br/?b=266758

Не могли ли аланы научить славян военному делу на достойном для того времени уровне?
Представляется, что могли.

Что нам известно об аланах в раннем средневековье? Энциклопедический труд на эту тему:
К.М. Кодзаев «ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ АЛАН (I – X вв.)»
Поскольку книга довольна велика и для того, чтобы лучше представить образ алан в интересующий нас период, позволю себе привести  длинные цитаты из нее:

«До начала ирано-византийских войн через Иран проходил значительный отрезок упоминавшегося «Великого Шелкового пути» (ВШП). По этому пути Византия снабжалась шелком, спрос на который был велик не только на рынках Константинополя, но и всей Европы. Начавшаяся в VI в. ирано-византийская война привела к изменению трассы ВШП. Византийцы сделали все от них зависящее, чтобы она проходила через перевалы, контролируемые их союзниками – аланами. В появлении нового караванного пути были заинтересованы и согдийцы – производители шелка, у которых наметились противоречия с иранскими купцами. Новая трасса пролегала из Китая через Согдиану, а отсюда – через плато Устюрт и Северный Прикаспий – выходила на Северный Кавказ. Здесь наиболее надежными союзниками византийцев были аланы, жившие в верховьях Кубани. Через их земли пролегал давно известный и проторенный путь к Клухорскому перевалу и далее в Абхазию – к черноморским портам. По мнению В.А. Кузнецова, западная Алания полностью или почти полностью была включена в экономическое пространство «Великого Шелкового пути»…
….
Основными условиями при выборе места для поселения (алан) было удобство для занятий сельским хозяйством, наличие воды, хороших пастбищ для скота и скотоперегонных путей, а также существование надежных естественных укреплений. Среди аланских укрепленных поселений могут быть выделены две группы: в предгорьях и горных районах – поселения с оборонительными сооружениями из камня (так называемые каменные городища), и в равнинных – с оборонительными сооружениями из рвов и валов, в конструкции которых использовался глиняные или сырцовые кирпичи (так называемый земляной город)....

Так, например, в Кабарде, на границе со степью, откуда аланы ожидали вторжения врагов, располагалась целая «система строго продуманной организации обороны». В степи по одному находились небольшие круглые курганообразные укрепления, окруженные валом и рвом, сторожевые форпосты, связанные между собой зрительной связью. На расстоянии 6 – 8 км к югу, на границе степей и предгорий, на берегах рек находились несколько городищ, каждое из которых представляло цитадель, окруженную глубоким рвом, и крупное, прилегающее к цитадели поселение, окруженное одним или двумя рядами рвов и валов ...

Та же систематичность (групповая) в расположении свойственна укрепленным аланским поселениям предгорий и гор Центрального Кавказа. Характерным признаком здесь является использование естественных укрепленных мысов и останцев, употребление камня для сооружения крепостных стен и изредка рвов, вырубленных в скале. Большая часть из них возникла в VI – VII вв., в виде небольших родовых поселков, состоящих из цитадели площадью 200 – 400 м2, укрепленных мощной каменной стеной высотой 2,5 – 4 м, с двух – трехчастной башней....

Хорошо известно, что военно-инженерное дело во многом зависит от уровня производства, экономики и соответствующего им общественного строя. Количество труда, затраченного на создание того или иного городища, отражает величину отчужденного в обществе прибавочного продукта и определяет социально-экономический облик памятника. Математические расчеты Г.Е. Афанасьева на примере памятников аланского варианта салтово-маяцкой культуры показали, что при создании укрепления на городищах одной группой затрачивалось до 4500 человеко-дней, а второй группы – свыше 20000 человеко-дней. Аналогичные подсчеты есть и по Зильгинскому городищу в Северной Осетии.
….
Среди дружинников Северного Кавказа в раннесредневековый период уже существовала определенная иерархия. По археологическим материалам VI – VII вв., можно представить себе аланского воина и проследить дифференциацию войска (дружины) в целом. Аристократия предстает в виде тяжеловооруженных всадников с длинными прямыми мечами сарматского типа, кинжалами с боковыми выступами у основания рукояти, сложным луком с набором крупных железных черешковых наконечников стрел, копьем с ланцетовидным наконечником, булавой, арканом [90, c. 86]. Всадники и, возможно, кони были одеты в кольчужную броню, что внешне «роднит» их с катафрактариями у античных авторов. (А также роднит с обликом Ильи Муромца и обликом Добрыни Никитича  на картине Васнецова.) Хотя, несомненно, в военном деле, в частности, в тактике, по сравнению с предыдущим периодом произошли определенные изменения.
….
У алан профессиональные конные воины имели особый социальный статус. Их привилегированное положение фиксируется по богатству инвентаря в погребениях. Так, наиболее богатые могилы аланских воинов-аристократов отличаются многообразием форм украшений, предметов вооружений, изделий из золота и серебра, стеклянной посуды, костей домашних животных и т.д. Например, среди катакомб в с. Чми катакомба № 11 особо выделяется наличием в могиле двух ниш и черепа лошади, богатством сопровождающего инвентаря: украшенный золотом меч, стеклянная, деревянная посуда, другие социально маркирующие предметы. По мнению С.С. Куссаевой, эти данные говорят о «имущественном или социальном неравенстве в обществе»...Для нас захоронение представителя военно-дружинной знати важно, в первую очередь, как показатель социальной дифференциации внутри войска (дружины).
Определенное место в аланском войске отводилось пешим воинам из числа свободных общинников-алан. Вместе с коренным населением Северного Кавказа они составляли основу «народного ополчения». На присутствие в аланском войске воинов из числа местных племен могут указывать восходящие к позднекобанским формам виды вооружения (боевые топоры, кинжалы). Мобилизация большого ополчения осуществлялась в редких необходимых случаях, когда опасность могла угрожать всему социуму. Участие в особо крупных военных кампаниях надолго отрывало общинников от хозяйства, семья же рисковала потерять своих наиболее трудоспособных членов. В условиях, когда аланское общество переживало процесс оседания и перехода к земледельческой форме хозяйства, военные походы переставали отвечать интересам широких кругов свободного населения. Однако, походы в сопредельные территории не были единственным видом военной деятельности в этот период. Определенный интерес представляет организация обороны в период освоения аланами гор и предгорий, связанная со строительством укреплений и крепостей.

На господствующих и труднодоступных участках возвышались небольшие по размерам сторожевые крепости, которые визуально связаны между собой «в цепь» и, таким образом, в топографии расположения памятников вырисовывалась довольно выразительная система, в которой каждая долина выступала отдельным звеном в общей цепи укрепленных и взаимосвязанных населенных пунктах. В крепостях, вероятно, располагались небольшие гарнизоны, предназначенные для несения военной службы – охраны населенных  пунктов и прилегающих территорий, торговых караванов, проходящих по этим территориям, а также контроль над дорогами и перевалами. ...». Конец цитаты.

Таким образом, в середине I тысячелетия аланы овладели  военным делом того времени  в совершенстве. Имели тяжело-вооруженную конницу — богатырей (слово, кстати, аланское),  легко-вооруженных — дружинников и пехотинцев. Аланское войско участвовало в конвоировании караванов, идущих по Великому шелковому пути, и в обороне  своих населенных пунктов. Аланы умели строить не только крепости, но и целые укреп-районы, направленные против тюрков-кочевников — главных врагов алан после гуннского нашествия.

Нарисованная К.М.Кодзаевым картина организации военного дела у алан на Северном Кавказе в точности соответствует тому, что археологи раскопали в верховьях Северского Донца и Дона. В захоронениях прослеживается та же система военной иерархии, что и у алан Северного Кавказа. Система белокаменных и земляных крепостей на р.Северский Донец, р.Оскол, р.Короча и р.Дон также, как и на Кавказе, направлена против кочевников. Большинство крепостей на Дону и Донце построено на высоких западных берегах рек, так, чтобы река протекала с восточной стороны, откуда можно было ожидать нападения кочевников, чтобы как можно раньше обнаружить их появление около крепости.

Итак учителя нашлись. А были ли ученики — славяне?
Раскопки говорят, что ученики были. И были хорошие. Наряду с катакомбными аланскими захоронениями и традиционными для этих мест пеньковскими захоронениями, археологи раскопали множество захоронений с кремацией, но разительно  отличающихся от традиционных пеньковских. Прах покойного также закапывали в урне или без урны, но рядом захоранивали оружие в соответствии со статусом погребенного. То есть, как это было принято у славян, покойника сжигали, но клали в могилу оружие, чего раньше славяне-пеньковцы  не практиковали, поскольку не имели профессиональных военных.

Самым, пожалуй, известным является кремационный некрополь Сухая Гомольша. Анализ захороненного оружия и статуса погребенных в этом кремационном некрополе проведен в работе:

Крыганов А.В. «Вооружение и войско населения салтово-маяцкой культуры
(по материалам могильников с обрядом трупосожжения)»
http://annales.info/hazar/small/weapon.htm

Цитата из этой работы:
«В первую группу (А) входят погребения, содержащие сбрую, одно или два копья, топор или саблю: (иногда и то и другое), реже лук и стрелы, в одном случае кинжал. Это самые богатые могилы и по другим видам инвентаря. Вероятней всего, они принадлежат воинам-дружинникам. Самым устойчивым в данной группе является сочетание сбруи, сабли и пики. Особо выделяются три набора из Сухогомольшанского могильника (погребения № 175 и 252, компл. XVI...), содержащие по два наконечника копья — пиковидный и широколезвийный с отверстиями в лопастях. Богатство этих комплексов, даже на фоне остальных дружинных, наличие в них двух копий, одно из которых (с отверстиями в лопастях) использовалось, вероятно, и как воинский штандарт, со всей определенностью свидетельствует о принадлежности их верхушке воинства — военачальникам. ..

Группа Б представлена относительно бедными захоронениями, часть которых содержит сбрую (как правило, неполный набор) и иногда оружие ближнего (топор или кистень) или дальнего (лук и стрелы) боя. Другая часть погребений не имеет сбруи, зато в большинстве своем сопровождается эффективными видами оружия ближнего боя (топорами, реже копьями), в двух случаях — луком со стрелами, в трех — кистенями. Исходя из анализа наборов вооружения, войско населения, оставившего салтовские могильники с обрядом трупосожжения, представляется автору в следующем виде: основа его — конные дружинники, главным оружием которых была пика. Такие отряды копейщиков действовали, как правило, в тесном строю, и их удар был кульминацией средневекового боя... Оружием ближнего боя чаще была сабля, подчеркивающая знатность и богатство ее владельца. Среди этих дружинников выделялись военачальники, имеющие по два копья, одно из которых являлось и воинским значком. Другую часть войска составляли, во-первых, гораздс слабее вооруженные всадники, во-вторых, по-видимому, пехотинцы.  ....

Процент воинских захоронений в целом, а также процентное содержание каждой части войска можно попытаться определить на материалах полностью раскопанного Сухогомольшанского могильника. Всего с оружием 15,6% могил, и, по приблизительным подсчетам, большинство, (до 2/3) взрослого мужского населения не принадлежало воинству. Если все воинские захоронения принять за 100%, то на долю конных дружинников придется 22%, на остальную часть войска — 78% (41% — пехотинцы). Понятно, что цифры эти лишь приближенно могут отражать реально существовавшее организационно-тактическое деление войска, в основном, по-видимому, совпадающее с социальным членением общества. Последнее предположение основывается на сопоставлении вооружения с другими видами погребального инвентаря воинских захоронений, поскольку иные критерии (подсчет количества затраченного на совершение погребения общественного труда, определяемого размерами погребального сооружения) в данном случае неприемлемы. Всем могилам дружинников сопутствует довольно богатый по количеству погребальный инвентарь, среди которого чаще всего встречаются ножи, складные серпы, тесла-мотыжки. В захоронениях военачальников были найдены шампуры, котлы, украшения. Только  один из трех таких комплексов, где оружие ближнего боя представлено не саблей, а топором (компл. № XVI), сопровождался малым количеством вещей. Он принадлежал, видимо, представителю воинской верхушки не по социальному рангу, а по боевым заслугам. В могилах группы Б инвентарь гораздо беднее, но в каждом конкретном случае его тем больше, чем больше в погребении вооружения или конского снаряжения. Создается впечатление, что между всадниками и пехотинцами (?) этой группы не было значительных имущественных или социальных различий. Таким образом, социальные верхи общества представлены дружинными захоронениями группы А. В могилах группы Б, вероятно, были погребены не профессиональные воины, а лица, имеющие право носить оружие, по-видимому, представители средних социальных слоев — свободные общинники. Трудно что-либо определенное оказать о различиях между подгруппами группы Б: имеем ли мы дело с социальными, имущественными, хозяйственными или военными факторами?

Распределение воинских могил по площади Сухогомольшанского некрополя очень неравномерно (рис. 5). Больше всего их в IV группе, где содержатся захоронения воинов различных социальных и воинских рангов, есть и могилы без оружия. Эта группа малочисленна, очень компактна, датируется узкими хронологическими рамками — второй половиной VIII — нач. IX в., т. е. началом времени функционирования могильника. Все это позволяет предположить появление IV группы могил в результате каких-то кратковременных военных действий, связанных, быть может, с освоением новой территории. Почти нет воинских захоронений в V группе. В то же время почти все дружинные могилы относятся к I группе, причем локализуются не в ее сердцевине, а на периферии, что, возможно, является отражением процесса обособления воинов-профессионалов от остальной массы соплеменников.
...
Наборы вооружения, особенно дружинных захоронений, позволяют высказать соображения относительно некоторых вопросов военной тактики и стратегии. Обращает на себя внимание, ….незначительное количество оружия дальнего боя — луков и стрел, а с другой — большой удельный вес оружия ближнего боя, прежде всего копий...»

Таким образом, видим, что славянские воинские захоронения в конце VIII — нач. IX вв. ничуть не уступают по богатству воинского снаряжения катакомбным аланским и отличаются от захоронений степняков почти полным отсутствием луков.  В славянских захоронениях также прослеживаются могилы военачальников; могилы дружинников; могилы рядовых воинов со сбруей; могилы рядовых воинов без сбруи — то есть прослеживается современная для того времени организация войска.
Удивительно, что катакомбные и кремационные некрополи, относящиеся к одному и тому же времени, расположены вперемешку друг с другом, находятся рядом с крепостями на западных берегах рек, что говорит, по-видимому, о содружестве славян и донских  алан в борьбе против общего врага — степняков.
 
На карте, взятой из работы известного  харьковского археолога В.К.Михеева, изображены (см. верхний рисунок в иллюстрации):
захоронения: треугольниками - аланские катакомбные , кружками — славянские кремационные, ромбиками — булгарские грунтовые (т.е.кочевников);
крепости: черными квадратами — каменные, квадратами с заполнением — земляные.

Также на эту карту я нанес некоторые некоторые объекты, относящиеся к VIII веку: Крапивенское, Верхне-Ольшанское и Ютановское городища, древний город Донец (рядом с современным Харьковом), крепость около современного села Архангельское, находящуюся на высоком западном берегу Северского Донца в 8 км от села Муром (Белгородский) и 6 древних городищ Червленого Яра, которые находились на месте современного города Воронежа в междуречье рек Дон и Воронеж.
Область, в которой практически не наблюдается захоронений степняков, а представлены только славянские и аланские объекты, я обвел жирной красной линией.
 
Здесь мы вплотную подошли к ответу на поставленный еще древними летописцами вопрос «Откуда есть пошла Русская земля?». Чем Русы отличаются от славян?

Мой ответ —  Русы появились в тот момент, когда славяне, проживавшие в верховьях Северского Донца и Дона (кстати эта область, которую академик Б.А Рыбаков относил к Руси в узком смысле — Руси изначальной), известные, как летописные «северяне», создали профессиональное воинство, что произошло в результате культурного контакта с донскими аланами, которые несли традиции скифо-сарматского мира, простиравшегося от Северного Кавказа до Южной Балтики.  Это  профессиональное славянское воинство и есть Русы.

Русь-воинство возникла в конце VIII века и сразу же было отмечено греками-византийцами:

"...беседа Фотия о нашествии Руси написана в 865 году.... Фотий высокопарно говорит о Руси: «народ неименитый, народ непочитаемый, народ, поставляемый наравне с рабами, незнатный, но получивший имя со времени похода против нас, достигший блистательной высоты и несметного богатства, народ, где-то далеко от нас живущий, варварский, кочующий, гордящийся оружием, неожиданный, незамеченный, без военного искусства»"
цитируется по "Тихомиров М.Н. Происхождение названий «Русь» и «Русская земля».
http://rusarch.ru/tihomirov5.htm

Народ, поставляемый наравне с рабами, неожиданный, непочитаемый и незамеченный,  без военного искусства - это славяне. И самое важное - НО, ПОЛУЧИВШИЙ СВОЕ ИМЯ ВО ВРЕМЯ ПОХОДА НА НАС, ДОСТИГШИЙ БЛИСТАТЕЛЬНОЙ ВЫСОТЫ И НЕСМЕТНОГО БОГАТСТВА, ГОРДЯЩИЙСЯ СВОИМ ОРУЖИЕМ - это сказано, именно, о новой профессиональной армии славян.

В беседе патриарха Фотия чувствуется неподдельное удивление. Мы то их, обычно, как рабов пользовали, а тут нам они нам вломили по самое не горюй. Появление профессионального славянского воинства на 200 кораблях под стенами Константинополя в 860 году было для "цивилизованного человечества" большим потрясением. А нас-то за что? Хотя до этого уже было два набега на Крым и Амастриду, но так, внаглую напасть прямо на столицу империи! Это уже чересчур.

Таким образом, мне представляется, что не было никакого племени под названием Рось, Рос, Русь, а были славяне-"северяне", создавшие профессиональное войско — Русь.

Очень интересны в этом плане, известные по летописям, города Червленого Яра, находившиеся на месте современного г.Воронеж.
 
«...Лета 6656 князь Глеб Юрьевич иде к Рязани и быв во градех Червленого Яру и на Велицей Вороне и паки возвратися к черниговским князем на помощь»
http://www.rkb.vrn.ru/Gaseta/Stati/Letopis-1.htm

Червленый означает багряный, тёмно-красный. Это цвет считается очень благородным. Например, византийский император Константин  VII носил прозвище Багрянородный. Багряный цвет является фоном, на котором изображают Георгия Победоносца на белом коне, поражающего змея.

Представляется, что вторая часть названия древней городской агломерации — Яр, это не овраг, а сокращенное имя древнего бога Ярилы, который был не только богом возрождающейся жизни и жизненной силы, но и богом войны. Отсюда второе имя Георгия — Юрий (Ярила).

Таким образом, Червленый Яр реконструируем, как Ярила Багряный (он же Георгий Победоносец, он же египетский бог Гор) — покровитель Русского воинства и место создания этого воинства.
По временам  VIII века  Червленый Яр представлял собой раннесредневековый мегаполис, объединявший, по крайней мере, 6 городищ. Место его расположения очень выгодно стратегически, поскольку защищено реками Дон и Воронеж с Востока, Юга и Запада. Вход в междуречье находится с узкой северной стороны, обращенной к лесной зоне.

Наличие лесов и водного пути по р.Дон до Азовского моря делают это место идеальным для средневекового кораблестроения (а залежи железной руды Курской магнитной аномалии делают это место идеальным и для металлургии). Я думаю, что Петр I совершенно не случайно строил здесь свой флот для войны с турками.

«По приказу Петра к Воронежу для строительства судов было собрано около двадцати семи тысяч крестьян и служилых людей из окрёстных сёл и городов. Основную часть «работного люда» на судоверфи составляли казаки, стрельцы, драгуны и солдаты. Среди них было много умелых плотников-кораблестроителей, имевших большой опыт в постройке речных судов.
 
Активная деятельность молодого Петра уже к середине марта принесла свои плоды. В город с помощью саней доставлялись части разобранных галер, быстрыми темпами шла их сборка и спуск на воду. Помимо этого, дополнительно были приглашены из Австрии специалисты-инженеры. Второго апреля 1696 года были построены первые корабли — галеры «Принципиум», «Святой Матвей» и «Святой Марк». Эта дата считается днём основания русского регулярного военно-морского флота.
Галеры спускались на воду одна за другой, велась постройка двух больших кораблей. 26 апреля состоялось торжество по поводу окончания строительства 36-пушечного галеаса «Апостол Пётр». Однако корабль, как оказалось, не был готов полностью, и достраивали его уже в пути на Азов. Всего в Воронежском уезде и самом Воронеже ко второму азовскому походу было построено более 500 стругов, около 40 мореходных лодок и 130 плотов. Первый раз за всю историю города такое внушительное количество судов ушло вниз по течению. »
См. М.Черненко "Деятельность Петра I: постройка военно-морского флота в Воронеже"
http://www.29feb.ru/event/petr-velikii-v-voronege/

Думаю, что создание первого славянского военно-морского флота произошло примерно на 900 лет раньше Петровского и отмечено нападением князя Бравлина на Крым в конце VIII века и нападением на Амастриду в 813 году.

Представляется, что обмен военными технологиями в VIII веке между славянами и аланами был обоюдным. Славяне могли обеспечить союз технологиями деревянного кораблестроения и металлургии. Не исключено, что технологии кораблестроения были принесены в Донскую Русь выходцами с Южной Балтики, как славянами, так и аланами, возвращавшимися оттуда на исконную территорию после завершения неурядиц, связанных с гуннским и аварским нашествиями.

Местное пеньковское население - «северяне», как показывают данные археологии,  владели технологиям металлургии, чему способствовали огромные местные залежи железных руд - известная Курская магнитная аномалия.

«... в окрестностях современной Ютановки располагался крупнейший для того времени в Восточной Европе металлургический центр салтово-маяцкой культуры, основу которого составляли уникальные чернометаллургические технические установки, не только не имеющие себе равных, но и позволяющие рассматривать салтовское металлургическое производство как особую отрасль хозяйства...»
Вики.
Археология.ру о салтово-маяцкой металлургии :"Остатки железоплавильных горнов, сопровождаемые значительным количеством шлаков, криц, кусками руды, указывают на развитое железоделательное производство. В качестве сырья использовался бурый желез¬няк (в районах лесостепи) и железистые кварциты (в районах степи). Известны случаи выплавки железа из руды керченского месторождения — крицы, химический состав которых соответствует составу керченской руды, обнаружены в разрушенной кузнице на территории Саркела. Металлографический анализ железных изделий показал, что салтово-маяцкие кузнецы использовали кричное железо и сырцовую сталь, улучшая рабочие качества изделий с помощью таких приемов, как цементация, отпуск и закалка. Для кузнецов, работавших в лесостепных районах, характерно использование пакетного металла (т.е. заготовок из сваренных кузнечным способом нескольких полос железа и стали). Исследования значительных серий однотипных предметов (орудий труда, предметов вооружения и снаряжения коня, бытовых предметов) выявило намечающуюся тенденцию к стандартизации в изготовлении кузнечной продукции и появление в среде кузнецов профессионалов и высококвалифицированных ремесленников. На городище Маяки и Правобережном Цимлянском городище в слоях IX в. были найдены наборы кузнечных, слесарных, токарных и ювелирных инструментов, формы которых хорошо известны по более поздним древнерусским памятникам." Важно отметить, что салтово-маяцкие инструменты совпадают с хорошо известными древнерусскими!!! Это говорит о преемственности древнерусской металлургии к салтово-маяцкой.

А.Николаенко в книге "Северо-западная Хазария или Донская Русь" пишет:

"Истоки черной металлургии в Подонье (Поосколье) были заложены не в VIII—X вв., а значительно раньше, т. е. в середине 1-го тысячелетия нашей эры. И сделало это местное население, достижения которого в области металлургии получили свое дальнейшее развитие в VIII—X веках. Таким образом, на протяжении второй половины 1-го тыс. нашей эры район Верхнего Подонья был крупным очагом черной металлургии в Восточной Европе.

...мы, тем не менее, должны были заняться вопросом генезиса (происхождения) этих горнов. Поиски аналогий оказались безрезультатными — на соседних и удаленных территориях прямых аналогов ютановскому горну не было.
А может быть начало горну искать здесь, в Поосколье? Но этого нельзя было и предполагать. Считалось, что в крае до VIII века не было оседлого населения. Данное положение определялось отсутствием поселений первой—третьей четверти 1-го тыс. нашей эры. Однако с каждым годом археологическая ситуация на Осколе все более разъяснялась. Были открыты поселения II—V вв., а затем и V—VIII вв. н. эры. В последние годы обнаружены развалы колб ютановского типа, которые сопровождались не круговой керамикой салтово-маяцкой культуры, а вылепленной вручную. "

Эта вылепленная вручную керамика, по-видимому, была славянской пеньковской.
Основная масса керамики пеньковской культуры изготовлялась в домашней среде без использования гончарного круга.

А.Николаенко пишет про керамику из раскопов радом с ютановскими горнами: " Здесь обломки от лепных, коричневых или серых горшков. В примеси теста — железная руда и шамот. Иногда поверхность бугристая. Венчики (верхние края) горшков срезаны наружу. Донные части массивны. В поисках аналогий, перечисленные признаки керамики второй группы уводят нас в третью четверть 1-го тыс. нашей эры, к так называемой пеньковской культуре.

...В ходе исследований нас, естественно, занимали вопросы: с каким сырьем работали металлурги раннего Средневековья? С болотными рудами или залежными? В поисках ответа мы сравнили карту распространения пунктов древней металлургии с картой железорудного бассейна Курской магнитной аномалии. Результаты оказались интересными "и удивительными (см. рис.). Территория первой локальной группы ПДМ совпала с ныне известным Стойленским месторождением железной руды. Вторая группа оказалась у Чермянского месторождения. Третья локальная группа располагалась на территории ныне известного Погромецкого месторождения, а четвертая — у Новооскольского месторождения железной руды. Результаты сравнения подтверждают, что металлурги раннего Средневековья использовали в своих горнах залежную железную руду. Вероятно, пласты этой руды выходили близко к поверхности, и ее добывали шахтным или открытым способами. "

Про археологическую ситуацию в VIII веке  у А.Николаенко находим следующее:

"В первой половине YIII века этнокультурная ситуация в Приосколье резко изменяется. Долину реки, и особенно ее правый берег, заселяет аланское население, частично мигрировавшее с Северного Кавказа. Вместе с аланами с Приазовья передвигается и контингент древних болгар. Местное (оскольско-пеньковское» население частично сливается с пришлым и принимает активное участие в развитии яркой и самобытной салтово-маяцкой культуры. Оно делится своими достижениями в области металлургии, у алан же перенимает гончарный круг. По-прежнему их поселения находятся в пойме и надпойменной террасе левого берега Оскола. Другая часть местного населения, вероятно, отходит на север к своим соплеменникам (территории Чсрнянского и Старооскольского районов), где продолжает развивать оскольско-пеньковскпй вариант культуры. Предварительно мы датируем его VIII—X веками нашей эры. Археологические памятники этого варианта представлены поселениями и пунктами древней металлургии. Поселения расположены на надпойменных террасах или в пойме, на песчаных дюнах. Основу слоя древностей составляют керамика и металлургические шлаки. Керамика лепная. Фрагменты не орнаментированы, поверхность бугристая или приглаженная. В глиняном тесте — примесь железной руды или металлургического шлака. Пункты древней металлургии йсегда находятся у воды, в пойме или надпойменной террасе. На площадках пунктов зафиксированы шлаковые отвалы и развалы колбообразиых тиглей, ютановского типа. Мы пытаемся найти в подъемном материале этих памятников характерные черты роменской или борщевской археологических культур, но пока безрезультатно. Вероятно, в верховьях Оскола в VlII—X веках нашей эры проживала какая-то другая группа населения, имевшая высокие достижения в области черной металлургии. Говорить о ее этнической принадлежности пока затруднительно. Основываясь на тщательности разведки, можем предположить, что эта группа населения использовала погребальный обряд трупосожжения. И еще, она имела тесные контакты с расположенным южнее населением салтово-маяцкой культуры."

А.Николаенко воздерживается от этнического определения неизвестной группы населения, использующей кремацию (т.е. славянской), лепную керамику (пеньковского типа) и имевшей высокие достижения в области черной металлургии. Можно предположить, что эта группа славянского населения, пограничного с аланами, и стала первыми русскими, стала этническим ядром Руси.

В качестве оборонительных сооружений Ютановского городища использовались деревянные конструкции без применения камня или сырцового кирпича, что, возможно, говорит о том, что их возвели славяне-северяне. Аланы строили крепости из камня. Хотя катакомбные аланские захоронения в окрестностях Ютановки тоже обнаружены.

Без развитой металлургии совершенно невозможно произвести качественные изделия для военных: мечи, шлемы, кольчуги и пр., а без этого много не навоюешь.

Возможно, что аланы принесли с собой некоторые высокие технологии производства качественных сварных железо-стальных изделий. Арабы отмечали высокое качество аланских мечей.

Область славяно-аланского союза конца VIII — нач.IX века я назвал Русь-Алань, по аналогии с мифической Русколанью. Также это протогосударство еще называют Русский каганат (см. Е.С.Галкина «Русский каганат: без хазар и норманнов»).

Какова же была  историческая судьба Русь-Алани?  Представляется, что недолгой. Русь-Алань просуществовала лет 70. Впрочем и СССР столько же прожил. Так, что это не так уж и мало.

В конце VIII века аланы, может быть, совместно с Русами построили в низовьях Дона грандиозную крепость, направленную против хазар и Византии, известную сейчас, как Правобережное Цимлянское городище. Крепость эта не хазарская и не византийская. Хазары строить крепостей не умели, а византийцы строили из кирпича.

Известный современный исследователь салтово-маяцкой культуры - Г.Е.Афанасьев, в статье «Кто же, действительно, построил хазаром Левобережное Цимлянское городище?» не находит определенного ответа на вопрос, почему Саркел был построен из кирпича а Правобережное Цимлянское городище из известняка:

"Во-первых, в районе Левобережного городища есть выходы строительного камня – на противоположенном берегу Дона. Из него в хазарское время были возведены Правобережное Цимлянское городище и Камышёвское городище. Они расположены у старинной переправы через Дон на расстоянии всего 6 км от Левобережного городища.
Во-вторых, там же имеются и выходы известняка, необходимого для приготовления строительного раствора. И действительно, раскопки показали, что там, где это было необходимо, камень применялся: воротный проём был вымощен песчаниковыми плитами, а колодец облицован меловыми блоками. Это дает основание полагать, что строительство Левобережного городища из кирпича обуславливалось не отсутствием в ближайшем окружении камня и извести, а какими-то другими причинами..."

Мой ответ на этот вопрос - Правобережное Цимлянское городище построили аланы и русы, а Саркел - византийцы по заказу хазар.

Правобережная Цимлянская крепость была построена из белого известняка, также, как и аланские крепости в верховьях Дона и Донца и на Северном Кавказе (Хумара - древний Схимар). Ну и находилась она, как это ясно из современного названия, на правом берегу р.Дон. Хазары контролировали тогда левый берег р.Дон вплоть до Волги.
 
Наличие этой крепости, для нее, кстати, очень походит название Новгород, позволило Русам осуществить нападение на Крым и Амастриду, что, конечно, не устраивало Византию. Византийцы подговорили хазар и мадьяр, которые тогда кочевали в этих местах, напасть на Русь-Алань. Эта война была Русами проиграна и все белокаменные крепости на Дону и Донце были разрушены. Случилось это приблизительно в 840 году.
 
В 838-839 годах, как сообщают Бертинские анналы,  послы Русов были в Константинополе и при дворе франкского короля Людовика Благочестивого. Но их миссия ни привела ни к каким результатам. Русь-Алань пала. Тут же византийцы построили хазарам на левом берегу р.Дон, прямо напротив разрушенной русь-аланской крепости, крепость Саркел, а ниже по течению еще одну крепость Семикаракоры. Это позволило византийцам и хазарам запереть Русов в верховьях Дона и Донца, лишив их удобного выхода в Черное море.


Русам пришлось искать новый выход в Черное море. Выход был найден в переносе активности на р.Днепр. Днепр не столь удобен для речного судоходства, как Дон, из-за наличия на нем порогов. А ниже порогов судостроительные базы трудно организовать из-за угрозы нападения со стороны кочевников.

Тем не менее, эти трудности удалось преодолеть, и в 860 году Русы осуществили опустошительный набег на окрестности Константинополя. Представляется, что жестокость этого набега была следствием уничтожения Русь-Алани хазарами, мадьярами и стоявшими за их спиной византийцами.

А еще через 100 лет князь Святослав Игоревич поквитался с хазарами, разрушив их столицу Итиль и крепость Саркел. Хазарский каганат прекратил свое существование. Крепость Семикаракоры, похоже, были разрушена еще раньше - в самом начале Х века.

Известная нам по летописям история Руси начинается примерно с 940 года, со времени княжения Игоря Старого и Ольги. Легенда о призвании варягов, как это установил еще А.А.Шахматов, является позднейшей вставкой и нет смысла ее анализировать.
 
Приход легендарного князя Олега Вещего к Киеву в конце IX века отражает, по-видимому, факт переноса активности Руси, как войска, с Дона на Днепр:
В «Повести временных лет»: «Седе Олег, княжа в Киеве, и рече Олег: „се буди мати градом Руским“ , т.е. пришла Русь - воинство и определила Киев своим главным городом - столицей.

Перемещение с Дона, из района расположения современных Воронежа, Старого Оскола и Белгорода, на Днепр происходило вдоль рек Сейм и Десна, на которых расположены города Льгов (в древности Олгов) и Новгород-Северский. Так, что легенда о приходе Олега Вещего в Киев из Новгорода на оз.Ильмень, могла иметь некоторые основания. Только пришел он из Новгорода-Северского на Десне, а город Олгов на Сейме мог быть его отчиной или временной резиденцией. Конечно, это только предположения. Но, данные археологов говорят, что Новгород-Северский в середине Х века, был уже развитым большим городом.

Итак, мой ответ на вопрос «Откуда есть пошла Русская земля?» такой:
Русь это профессиональное воинство славян пеньковской культуры (бывших антов), возникшее в конце VIII века в верховьях Северского Донца, Оскола и на Дону,  в городах Червлёного Яра, располагавшихся на месте современного Воронежа. Русские - это все племена, в основном, восточно-славянские, но не только, которые были объединены профессиональным воинством - Русью, в единое государство еще в домонгольский период. Государство это было рыхлое, раздираемое междоусобицами правящей элиты. Процесс консолидации Русской земли завершили Московские князья. При этом часть древних русских земель временно попало под власть поляков и литовцев. Это привело к появлению субэтносов русского народа - украинского и белорусского.

Само слово Русь , скорее всего, означает цвет воинства - красные. Возможно, так их назвали византийцы в 860 году, когда славяне ограбили окрестности Константинополя, приплыв туда на 200 ладьях. (см. свидетельство патриарха Фотия), но не исключено, что это было их самоназвание.

"Этимология слова «русы» с большой долей вероятности тоже может быть выведена из санскрита: /arusa/  - красный, огненный, солнце, пламя, огонь." (см. А.Мармазов "К этимологии слов варяги, славяне, русы", prosa.ru). Любое воинство, как и любая спортивная команда, должны иметь свой цвет, чтобы отличать на поле боя своих от чужих и особенно отличать своих от чужих на удалении, т.е. до прямого контакта. Представляется, что таким цветом у профессионального славянского воинства был красный цвет. Русы означало Красные. Это примерно, как в Гражданскую войну было. Красные воевали против Белых. "Шел под красным знаменем командир полка..." 

Этимологический словарь Фасмера  слово "русый" связывает с "красным" -  "...лат. russus "красный, рыжий", далее – греч. "эрисрос", Греч. "русиос" "темно-красный, бурый" заимств. из лат. russeus, russus.

Русый в древности означало красный. Русские - это Красные. Не исключено, что эта идея красного цвета отражается также в названиях следующих племен: роксоланы, росомоны, руги, ругии и пр.

Как и в Гражданскую войну, те кто был за Красных, становились Красными.  Так и в древности, все славяне, которые находились под защитой воинства-Руси, становились русскими.  Поэтому вместе с расширением области, контролируемой и защищаемой воинством-Русью, произошло быстрое, поскольку сравнимой военной организации ни у каких восточно-славянских племен не было, увеличение Русской земли, которое отметил еще академик Б.А.Рыбаков. С описания этого явления я и начал свое повествование.


P.S. В области Русь-Алани недалеко от современного Белгорода в 8-ми километрах западнее р.Северский Донец находится село Муром. Не отюда ли, на самом деле, происходит наш самый известный богатырь Илья Муромец?

P.P.S. Сказки Пушкина: "Руслан и Людмила", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", "Сказка о царе Салтане и князе Гвидоне" - похоже, рассказывают о времени Русь-Алани. Само имя витязя говорящее - Руслан (Рус-алан); голова-великан - персонаж аланского эпоса; мертвую царевну хоронят в пещере - аланской катакомбе; витязи живут в области, где с одной стороны степняки (у Пушкина татары), а с другой стороны арабы (сарацины) - это Кавказ; а из Черного моря выходит воевода Черномор с прекрасными витязями - дружинниками - морской пехотой - десантом Русов. Само сказочное появление дружины из морских вод говорит о том удивлении, которое возникало у славян при виде высадки из кораблей на берег невиданного ранее бронированного и до зубов вооруженного воинства, возможно, еще и с добычей - золотом и драгоценностями, но говорящего по славянски.
"Поэтому учитель славян — Павел, из тех же славян — и мы, русь … А славянский язык и русский один..."

P.P.P.S. Следуя логике Б.А.Рыбакова из списка племен, которые не входили в состав Руси в узком (первоначальном) смысле, следует удалить и полян, которые 2 раза противопоставлялись Руси. Первый раз в списке племен, участвующих в византийском походе Игоря Старого, а второй раз в утверждении летописца "поляне ныне рекомые русь". Значит до этого поляне не были русью. Единственное племя, которое ни разу не противопоставлялось Руси, были северяне.

P.P.P.P.S. Интересно, что Сталин, который провел индустриализацию народного хозяйства России и перевооружил Красную Армию, происходил из алан (осетин). Его гаплогрупа - G2.
Так что, похоже, что спустя 1150 лет история повторилась.

P.P.P.P.P.S. Гочевское городище состоит из двух частей, называемых Царский дворец и Крутой курган. Предполагают, что на этом месте в древности находился крупный город Римов.
См., например, статью "Город Римов. Гочевское городище" на сайте "достояние планеты"

Название города Римов, напоминает Рим. А название одного из его городищ - Царский дворец, позволяет высказать осторожное предположение, что здесь могла находится столица Русь-Алани, т.е. резиденция того самого кагана народа Рос, о котором сообщают Бертинские анналы.

P.P.P.P.P.P.S. Российский гуманитарный энциклопедический словарь сообщает: "РУССКОЕ МОРЕ — историческое название Черного моря, встречающееся в русских летописях (858—1485) и в арабских источниках, начиная с 832 года (Бахр-ар-Рус). Арабские и древние восточные географы именовали Русским Морем также и Азовское море."
В противовес этому Балтийское море в эти времена именовалось арабами Варяжским морем (Бахр-ар-Варанк). Из этого, по-видимому, следует, что русы - не варяги.

Все это свидетельствует о южном происхождении Руси, возможно, именно, на Дону, впадающем в Русское (Азовское-Черное) море.

См. также Академик Трубачёв Олег Николаевич "К истокам Руси. Народ и язык."ru-sled.ru/azovsko-chernomorskaya-rus/

Крупнейшие клады куфических монет (см. рисунок)были найдены на территории проживания северян. Самый крупный из всех найденных кладов - это клад около села Новые Млины,  (быв. Паристовский хутор), Батурянский р-н Черниговской обл., найденный в 1895 году и содержавший 800 арабских монет VII - VIII веков.
См.oldrus.livejournal.com статью 116209.html
Еще один крупный клад был найден около села Яриловичи, Черниговской обл. Само название села примечательно, поскольку посвящено богу Яриле.

Многие исследователи отмечают генетическую связь Северской земли с Тмутараканью (Таманью и Крымом). Курск, Белгород, города на Дону, Осколе и Северском Донце и Тмутаракань  в Древней Руси находились под управлением Чернигова.

О Таврических Русах есть интересная статья С.Э.Цветкова "Таврическая Русь", опубликованная на сайте zaist.ru/news/tavricheskaya_rus/tavricheskaya_rus/
В этой статье, в частности, сказано: "сирийский писатель XIII в. Бар Гебрей расшифровал термин «ар-рус» следующим образом: славяне, аланы, лезгины".

Связь Северской земли с Тмутараканью. СЕВЕР всегда ассоциировался с ЧЕРНЫМ цветом, ЮГ с КРАСНЫМ. Столица славян-северян в Х веке - ЧЕРНИГОВ, т.е. "черный город"-"северный город". Само слово СЕВЕР имеет индо-иранские корни: авест. syava- «чёрный».
Таким образом, в союзе СЛАВЯН и АЛАН было два цвета ЧЕРНЫЙ и КРАСНЫЙ - syava, связанный с севером, и arusa (русый), связанный с югом.
В Чернигове находится огромное количество курганных захоронений, в том числе известная ЧЕРНАЯ МОГИЛА (опять "черная" - т.е. северская-славянская). В ней находится захоронение Х века по славянскому обряду трупосожжения. Но к тому же времени относятся и захоронения воинов с конями в срубе, т.е. катакомбные аланские. Это яркое проявление славяно-аланского содружества при основании РУСИ.

В 1024 году князь Мстислав Тмутараканский отдает своему брату Ярославу Киев, а себе выбирает Чернигов, превращая его в столицу всего днепровского левобережья, всей лесостепной полосы, донских степей и стратегического ключа Причерноморья — Тмутараканской земли.

Самые древние Русы, обитавшие в Подонье, более всего напоминали хорошо известные Войско Донское и Запорожскую Сечь. По свидетельству начала X века Ибн_Даста (приблизительно 910 год)  русы жили около реки, не вели сельского хозяйства, занимались охотой, рыболовством, металлургией, кузнечным делом, торговлей и разбоем. Иными словами, Древние русы - интернациональное (со славянской верхушкой - князьями и с преобладанием славян оскольско-пеньковской культуры, принадлежащих или близких  к северянскому племенному союзу, иными словами - славяноскифы) военно-торговое сообщество, базировавшееся на достижениях в области судостроения, металлургии, кузнечного и оружейного дела, а также военной организации.

P.P....P.S. Русские всадники вплоть до XII века не пользовались шпорами.  Аланы также не использовали шпор. В аланских воинских захоронениях присутствуют все элементы кавалерийской экипировки, кроме шпор. В русских захоронениях VIII-X веков находки шпор единичны.
Шпоры тогда использовали только в Европе. Поэтому, если бы истоки Руси или хотя бы истоки правящей русской династии находились в Европе, то традиция использования шпор в кавалерии, несомненно, была бы принесена и в Киевскую Русь. Но этого не было.
Древнерусское военное дело в отношении коня опиралось на азиатскую, вероятно аланскую, традицию.
В.В.Седов отмечает также, что в области, где формировалась Русь, также поздно появились и удила:
"Для Севернопричерноморского провинциальноримского ареала удила совсем не
характерны. На территории Черняховской культуры сделаны лишь единичные находки
удил и только на памятниках, содержащих яркие пшеворско-вельбарские элементы.
Известно, что в Среднем Поднепровье удила получают бытование поздно, в VIII—IX вв., когда по соседству сформировалась салтово-маяцкая культура."

А.Н.Кирпичников "Снаряжение русского всадника и верхового коня на Руси IX - XIII вв." пишет про упряжь:
"Формы наиболее ходовых трапециевидных и прямоугольных пряжек
появились в VII—IX вв. и, по-видимому, во многом связаны со степной
полосой. Таковы, в частности, железные сбруйные пряжки хазар, аланов и
мадьяр.  При создании упряжной системы русские, очевидно, во многом
использовали опыт передовых в конном отношении соседей, в первую очередь
южных."

P.P....P.S. Заселение славянами Новгородской земли, напротив, происходило из Центральной Европы (современная немецкая Померания - в древности Поморье) вдоль Немана и Западной Двины. В древности Новгород не считал себя Русью, а, наоборот, противопоставлял себя ей. Стараниями правящей княжеской династии Киев и Новгород были объединены в единое Древнерусское государство.

P.P....P.S. Тадеуш Сулимирский в книге "Сарматы - древний народ юга России" пишет про взаимодействие сарматов и славян в III - IV веках в рамках Черняховской культуры:

"Сарматские памятники в степной полосе между Полтавой и Курском перекрываются
поселениями и кладбищами черняховской культуры, типичной для земледельческого населения Украины III и IV веков, которое считается восточнославянским. Черняховцы, жившие на территории, принадлежавшей аланам, восприняли многие элементы их культуры, и в то же время аланские группы из этого региона демонстрируют некоторые особенности, заимствованные у черняховской культуры. На кладбище в Кантемировке Полтавской области мы видим, как происходили эти заимствования. Тут встречаются как плоские могилы, так и курганы; погребальный ритуал также носит синкретический характер, и в гончарных изделиях прослеживается сильное влияние черняховской культуры. Между этими двумя народам существовали тесные контакты, скрепленные межэтническими браками, приведшими в конце концов к тому, что сарматы растворились среди народа черняховской культуры."

Похожие процессы  в VIII - IX веках привели к формированию русских на Дону и Донце.