Ч. 23 Нашли покой. Старый Большевик

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/01/25/2251

Многие суда конвоя получили серьёзные повреждения. На третий день непрерывных атак немецкой авиации в советский лесовоз «Старый Большевик», переделанный в сухогруз, попала бомба. Погибли пять человек  - расчёт зенитной установки и ещё один член экипажа. Их потом похоронили в море. На судне начался пожар.

Когда с командного судна заметили пожар, по приказу командира конвоя к транспорту подошёл английский эсминец, чтобы снять команду, а судно затопить.

«Старый Большевик» вёз в Архангельск самолёты, боеприпасы, взрывчатые вещества, бочки с бензином и другой военный груз. На предложение экипажу перейти с транспорта на корабль охранения капитан «Старого Большевика» Иван Иванович Афанасьев ответил отказом. Он передал сигналом командиру конвоя: «Имею ход, судно управляется, принимаю меры к тушению пожара».

Поскольку судно было другого государства, командир конвоя не стал настаивать, конвой продолжил движение, а на «Старом Большевике» команда занялась тушением пожара. К горящему судну подошёл французский эсминец Свободной Франции «Roselys». На него с транспорта передали тяжелораненых.

Французы оказали помощь в тушении  пожара, перебросив на «Старый Большевик» пожарные рукава, потому что при взрыве бомбы на транспорте разрушило пожарную магистраль. Советский экипаж, мужчины и женщины, тушили пожар вёдрами, передавая их по цепочке.

Французских моряков удивило, что в экипаже «Старого Большевика» было много женщин. У англичан и американцев в экипажах транспортов женщин-матросов не было ввиду высокой опасности и большой физической и нервной нагрузки в арктических конвоях.

В Архангельске и Мурманске моряки союзников уже не удивлялись тому, что грузчиками в порту работали женщины и подростки. Мужчины были на фронте. Мне не удалось выяснить, сколько женщин было на «Старом Большевике», их фамилии и судьбы.

Конвой продолжал идти своим курсом, а экипаж советского судна восемь часов боролся с пожаром. Немцы не потопили транспорт, посчитав, что он уже горит и оставлен экипажем. Не стали тратить на него боезапас.

Атаки на конвой тем временем продолжались. Боезапас на кораблях был в значительной части израсходован, поэтому командир охранения приказал расходовать его экономно.

В тот день пикирующие бомбардировщики Ju-88 потопили транспорты «Empire Lawrence», «Empire Purcell» и «Mormacsul». Торпедоносцы He-111 отправили на дно транспорты «Lowther Castle» и «Alamar».

Бомбами Ju-88 были повреждены транспорты «Alcoa Banner», «City of Joliet», «American Robin», «Mauna Kea», «Empire Baffin», «Ocean Voice», «Старый большевик» и польский эсминец «Garland».

На эсминце попадание бомбы вывело из строя два орудия. Погиб 51 моряк и было много раненых. Но поляки продолжали вести огонь из уцелевших артустановок. В тот день конвой выдержал шесть воздушных атак, которые продолжались тринадцать часов.
 
На четвёртый день от авиации противника спасла плохая погода, но потери продолжались: из-за повреждений в транспорте «City of Joliet», забортная вода затопила машинное отделение и другие корабельные помещения. Он едва возвышался над водой. Экипаж сняли и разместили на корабле эскорта, а транспорт затопили.

В воспоминаниях участников конвоя говорится, что люди на кораблях находились на пределе физических возможностей. Испытывали полную душевную опустошённость, равнодушие к своей судьбе.

Когда  «Старый Большевик», с которым уже все простились, пожалев русских, не пожелавших покинуть своё горящее судно, догнал конвой и встал в строй, его приветствовали флагами все корабли. Конвой шёл в тумане вдоль кромки льда при видимости сто метров.

К счастью для моряков, они вошли в зону ответственности Северного флота, и к охране конвоя присоединились эсминцы «Куйбышев», «Грозный», «Сокрушительный» и морская авиация. Погода стояла дождливая, неблагоприятная, но немцы вновь подняли авиацию со своих аэродромов.

С немецкой стороны в атаке участвовали 75 самолётов. С ними вступили в бой советские лётчики 14-й армии и 122-й авиационной дивизии.

В том бою погиб знаменитый морской лётчик командир полка Герой Советского Союза подполковник Борис Феоктистович Сафонов. Второй Золотой Звездой его наградили после смерти. Он летал на американском самолёте, как и все остальные лётчики из его полка.

Часть судов конвоя направилась в Архангельск, а другая в Мурманск. Сухогруз «Старый Большевик», присоединился к группе судов, идущих в Архангельск.

Последней потерей была гибель американского транспорта «Steel Worker». Он затонул при входе в Кольский залив, подорвавшись на мине. Конвой PQ-16 доставил 321 танк, 124 самолета, 2507 автомобилей и тысячи тонн других грузов.

На погибших судах находились 32 400 тонн грузов, в том числе 147 танков, 77 самолетов и 770 транспортных средств. Уже по одним этим цифрам можно судить о важности помощи союзников, если учесть, например, что инженерно-танковый полк Красной Армии состоял из 22 танков, а полк истребительной авиации насчитывал 31-32 самолёта.

Капитану Афанасьеву присвоили звание Героя Советского Союза. Англичане тоже наградили его орденом, а король прислал поздравление. Он умер в 1952 году на капитанском мостике теплохода, которым командовал. Звезду Героя получил рулевой Борис Иванович Аказенок. Он стал впоследствии капитаном лихтера, умер в 1996 году.

Звание Героя получил  и помполит капитан-лейтенант Константин Петровский. В 1945 году он вышел в отставку, работал инспектором рыбнадзора. Умер в 1965 году в Темрюке. Наградили и других членов экипажа медалями и орденами.

Тех гражданских моряков, которые ходили на транспортах в арктических конвоях,  признают ветеранами войны, когда их останется в живых, намного меньше, чем в годы войны.
 
С заветными удостоверениями у этих женщин и мужчин, появятся и права ветеранов, в том числе на отдельную квартиру.

Наверно все уже получили.

Отдельную и навсегда.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/01/28/2211

Дополнение капитана Германа Андреевича Ануфриева:

 "Старый Большевик" догнал конвой и занял своё место. На флагманском корабле был поднят флажной сигнал: "Отличная работа". Все корабли и транспорты повторили за ним этот сигнал, который на языке флагов означал уважение и восхищение действиями советских моряков. После возвращения в Архангельск, помимо высоких советских наград, И.И.Афанасьев был награждён орденом "Золотой крест Виктории" и назначен почётным офицером Королевского флота Великобритании. После войны Иван Иванович Афанасьев командовал теплоходом "Маршал Говоров", на мостике которого скончался в 1952 году.