Пространство любви Натальи Сидоровой

Анна Политова
О поэтессе Наталье Сидоровой – сильной духом женщине с непростой судьбой, я узнала из фильма «Тернии и звезды Натальи Сидоровой». В трёхлетнем возрасте, после перенесённого полиомиелита, Наталья почти полностью потеряла способность двигаться. Но вопреки всему, будущая поэтесса училась и много читала: стихи Пушкина, Есенина, Ахматовой, Тютчева – были и остаются ее верными и любимыми спутниками на непростом жизненном пути. И еще, самое главное – незыблемая вера и любовь к Богу. Но об этом позже.
В раннем творчестве Натальи Сидоровой, а именно в ее сборниках стихов «Слышу ветер» 1982г и «Моей любви печальный сад» 1989г, сильна тема глубоких душевных переживаний, выраженных через явления и картины природы. Как мне показалось, осень для поэтессы – это время подведения итогов, пора размышлений о жизни, судьбе. Чаще всего - что-то трагичное, когда умирают надежды, угасают чувства:
Мне сегодня снилась осень.
Да не та, не золотая,
Что хранит, лелеет озимь,
Провожает птичьи стаи.
 
Мне приснилась осень злая,
С серым холодом ненастья,
И тоскливая такая,
Как предчувствие несчастья.
 
Снилось: голые березы,
Онемевшие от муки,
Еле сдерживая слезы,
Простирали к небу руки.
 
Им хотелось бы, как прежде,
Покурчаветь головою.
Только синие надежды
Заслонило серой мглою.
 
А еще мне ты приснился -
Ожиданию в награду.
Только серый дождь полился,
Между нами встал преградой...
(«Мне сегодня снилась осень…»)

Осень здесь злая, тоскливая. Она заслонила все надежды серой мглой и выстроила стену из дождя между лирической героиней и кем-то для нее очень важным. И это не голые березы здесь «онемевшие от муки», «простирали к небу руки». Это она, лирическая героиня, пропадает в глубокой печали, отчаянии и тоске.
Стихотворение «Осеннее»:
Догорят пунцовые рябины,
Доцветут последние цветы.
Будто в чем нечаянно повинны,
Замолчат веселые мечты.
 
Я тихонько ветру повторяю:
Листьям дай на ветках подрожать!
Словно с ними я себя теряю,
Ничего не в силах удержать.
 
Слабый луч отчаянно искрится
В золоте осеннего венца.
Все никак не может примириться
С этой неизбежностью конца.

Веселые мечты замолчат, ветер сорвет последние листья, все потеряно и конец неизбежен… Но осень, к счастью, проходит, а за ней и зима, наступает время новой жизни природы, а значит и лирической героини Натальи Сидоровой. Стихи о весне, лете и их явлениях излучают радость, желание человека жить и верить в лучшее:

Радуйся! Радуйся! Радуйся!
Сердце, ликуя, поёт.
Радуга! Радуга! Радуга
В облаке синем цветёт!

Небо сиянием полнится,
Верится в добрую весть.
Всё повторится, исполнится –
В облаке радуга есть!
(«Радуйся! Радуйся! Радуйся!»)

Наводя весенние порядки,
Воробьи над крышами кружат,
В огороде вскопанные грядки
Целый день на солнышке лежат.
 
И с утра, качаясь шаловливо,
Только вспыхнет неба бирюза,
У стены лохматая крапива
Так и брызжет зеленью в глаза!
 
Одуванчики все ждут кого-то,
На траве расселись у ворот.
Хочется, забыв про все заботы,
Убежать в их желтый хоровод.
(«Наводя весенние порядки…»)

Летнее стихотворение «Был август. Бархатные ночи…» после прочтения наполняет душу чувством глубокого спокойствия и умиротворения. Символично то, что лирическая героиня в минуты душевного покоя слышит пение органа. Это как будто мелодия ее излеченной от страданий души:

Был август. Бархатные ночи.
И я видала наяву,
Как звезд серебряные очи
Неслышно падали в траву
 
И гасли в шорохах невнятных.
А ночь творила чудеса!
И на лугу в цветах примятых
Легла тяжелая роса.
 
Молчали птицы, чуда ждали,
Реку окутывал туман,
И тишиной звенели дали,
А мне казалось - пел орган.
 
В восторге замерли деревья,
Со мной роняя до утра
Святые слезы очищенья
Души, открытой для добра.
(«Был август. Бархатные ночи…»)

Хочется отметить, что музыку слышит не только лирическая героиня в этом стихотворении, вся поэзия Натальи Сидоровой сама по себе музыкальна. Стихи красивой мелодией льются из самой души поэтессы, поэтому многие из них стали текстами песен и романсов.
Строка «Души, открытой для добра…» - очень точно характеризуют мое впечатление после просмотра фильма о поэтессе («Тернии и звезды Натальи Сидоровой»). Я увидела перед собой обаятельную женщину с необыкновенно умиротворенным лицом, тихим, нежным голосом и большими, добрыми глазами, что для меня воплощает образ ее души.
Вопреки всем сложностям судьбы, поэтесса не закрылась от мира, скорее наоборот. Поэзия Натальи Сидоровой покоряет своей простой, искренней, душевной открытостью, поэтому она всем понятна, близка и согревает сердце. И это удивительно для меня. Как человек, познавший столько испытаний на своем жизненном пути, может так искренне любить этот мир? Сколько жажды жизни в стихотворении:

Я живу! Что радости иные?
Где букет последний соберу?
Счастье в том, что голоса земные
Слышу, просыпаясь поутру.
 
Тишину аккордами нарушу.
Ни одной слезы своей не жаль!
Как струну, настраиваю  душу
На любовь, на песню, на печаль.
 
Пусть же эта музыка живая
Плещется в груди моей, пока
Капелька росы дрожит, сверкая,
В чашечке прохладного цветка.
(«Я живу! Что радости иные?»)

И как же мало нужно струнам души поэтессы, чтобы пропеть мелодию своего счастья:

Мне совсем немного надо:
Чтобы ветер целовал,
Чтобы лунною прохладой
Летний вечер обнимал,
 
Чтоб в жару воды напиться,
В стужу - греться у огня,
Чтобы тот, который снится,
Не сумел забыть меня.
 
Пусть черемуха знакомо
И любимо с детских лет
Под окном родного дома
Осыпает белый цвет,
 
Облака плывут, как плыли,
Даль становится видней -
Лишь друзья не уходили б
Из моих летящих дней.
 
В пору грустную ненастья,
Неизменно приходя,
Пусть душе дарует ясность
Шум осеннего дождя.
 
А когда судьба назначит
Мне покинуть мир людей,
Надо мною пусть поплачет
Стая диких лебедей.
(«Мне совсем немного надо…»)

В более поздних сборниках стихов «Душа должна любить» 1995г и «Дыханье далекой весны» 1999г появляются первые стихотворения с религиозной тематикой:

И может быть, судьба обманет
За то, что верю в чудеса,
И песня петься перестанет,
Но неизменны небеса!
 
Среди вражды, житейской смуты,
Где только чудом не сгорю,
За безжеланные минуты,
За тишину благодарю,
 
За то, что в сердце уместилось,
Как сладкий вздох "благослови!",
Как утешение, как милость,
Пространство, полное любви!

Небеса неизменны – это пространство, полное любви, утешение, милость для лирической героини. В этих же сборниках автор впервые начинает обращаться к Богу:

Много дней так молилась молитвой одной
Всей душой, истекающей кровью:
За холодное слово, за взор ледяной!
Накажи его, Боже, любовью!
 
Гордо жил, ни чужих, ни своих не щадя,
Вновь кричу голубому безмолвью:
Он не ведает страха предсмертного дня,
Вразуми его, Боже, любовью.
 
И когда заплутал, погибая во лжи,
Сам себя предавая злословью,
Все молила: у края спаси, удержи,
Подними его, Боже, любовью.
 
Ну, а если заплачет над жизнью своей,
Ангел тихий, склонись к изголовью.
Ради долгой и горькой молитвы моей
Награди его, Боже, любовью!

Интересно то, что в стихах тема религии тесно переплетена с любовной лирикой. Автор избирает путь к познанию всего (мира, людей, веры) через любовь. И мне кажется, что это еще одна из причин, почему стихи Натальи Сидоровой находят отклик в сердцах читателей.
В сборнике стихов «Избранное» 2003г тема религии представлена наиболее широко. Стихи пронизаны незыблемой верой в Бога, в его волю и Божественный промысел:

Увы, не всем дано понять
Восторг души, страдавшей много.
О нет, я не хочу роптать.
Мои страдания от Бога!
 
Господь мой ведает и зрит,
Как взор любви слезами блещет,
Как сердце бедное трепещет,
Молитвой пламенной горит.
 
К Тебе взываю в тишине:
О, пусть моя печальна доля,
Ты буди милостив ко мне,
На все Твоя святая воля!

Лирическая героиня принимает свою судьбу, смиренно и не ропща. Взор Бога здесь как взор любви, на все в жизни - святая воля Бога, уверенно звучит в финале этого стихотворения. Вера для лирической героини Натальи Сидоровой – это неиссякаемый источник ее душевных сил, Господь всегда рядом, что бы ни случилось:

Не плачь, душа, не плачь о юных
                днях прекрасных.
Мелькнула молодость, как яркая звезда
Средь мелкой суеты, среди
                тревог напрасных.
И лишь Господь с тобой всегда.
 
О счастье на земле  мечты
                давно умолкли
И в памяти больной сверкают иногда
Обманутых надежд печальные осколки.
И лишь Господь с тобой всегда!
 
Когда настанет срок, и нас
                о том не спросят,
Уходят ближние неведомо куда
Они любовь свою таинственно уносят
И лишь Господь с тобой всегда.
 
Не плачь, душа, не плачь,
                в молитве утешенья
Искала ты, как сладость райского плода.
Проходит все: и страх,
                и горечь искушенья,
И лишь Господь с тобой всегда!

Поэзия Натальи Сидоровой – это единое пространство, гармонично объединяющее в себе пейзажную, любовную лирику и стихотворения на религиозную тематику. Каждая составляющая обладает своими индивидуальными чертами. Пейзажная лирика олицетворяет единство человека и природы, картины и явления которой передают чувства и переживания лирической героини. В этом поэзия Натальи Сидоровой отлична от стихотворений Тютчева. В его произведениях природа отстранена от человека, она сама по себе самодостаточна, а человек – есть дисгармоническое, разрушающее начало. Любовная лирика Натальи Сидоровой переплетается почти со всеми темами ее поэтического творчества. Она многопланова и объединяет в себе любовь к миру, людям, Богу. Эта черта в некоторой степени роднит стихотворения Натальи с поэзией Есенина. Любовь как бы наполняет все пространство ее поэтического творчества изнутри, тем самым находя отклик в сердцах людей. В этом есть некое волшебство и особенность поэзии Натальи Сидоровой. Пространство любви поэтессы исходит от ее искреннего и доброго сердца и открытой миру души.
Хочется пожелать Наталье Сидоровой  душевных и жизненных сил, новых интересных витков творчества и любви искренней и настоящей!