Рассуждения о Церкви и Вере 1-я часть

Валерий Казанцев
Вопрос о первостепенности Веры и Церкви соотносится с Богом и человеком в равной степени, так как эти важные инструменты были созданы при активном участии Самого именно для духовной (наиболее важной) связи нас с Ним. Таким образом, для человека выстраивается следующая цепочка первопричин бытия «Бог – Вера – Церковь». Именно в таком порядке по своей значимости адекватный (душевно здоровый и духовно развивающийся) человек воспринимает свое место в реальном мире. Здесь налицо явные представители нашего видимого мира в лице Церкви (религиозный институт, а не отдельно взятый православный храм) связаны со сверхъестественным аспектом (Богом в трех своих ипостасях – Святой Троице) через связующий элемент – Веру, которая представлена соответственно в равных долях в обоих мирах.

Автор данного эссе не претендует на амбициозное звание знатока во всех теологических вопросах, а потому и сразу же просит читателей отнестись снисходительно и с пониманием при личной оценке оного. То есть, у меня есть свое видение проблемы, которое и попытаюсь изложить в соответствии с уровнем тематического мышления. Если есть недостатки в логике изложения и знании первичного материала, то буду признателен вашим замечаниям. Итак, сейчас хочется обратить внимание на тот факт, что Церковь с самого своего рождения пытается необоснованно занять более высокое, если можно так выразиться, место в духовной иерархии, отняв его соответственно у Веры. Но в виду своей исключительно человеческой ипостаси это представляется невозможным по самому определению порядка вещей. Ведь Вера, а не Церковь связана непосредственно с Богом, который и есть Причина Всего.

Но это в теории все выглядит понятно и безупречно. А на практике влияние Церкви носит не вспомогательный характер, как было указано Самим, а именно руководящий. Казалось бы, что Храм Божий нужен человеку исключительно для коллективного (например, Литургия) и индивидуального моления. Здесь же можно в первую очередь получить и духовную поддержку от наставника (священнослужителя) или более опытных прихожан. То есть, само место и его основная функция, представленные, естественно, духовными носителями, а не архитектурным объектом со стилизованным внутренним убранством, играют роль вспомогательную. Причем само слово «Собор» уже указывает на коллективный характер духовных мероприятий равных между собой членов сообщества, являющихся основополагающими (базовыми) в контексте наших рассуждений. Но, Церковь видимо не устраивает функция арьергарда в боевом порядке духовной брани, которую ведет человек от века с темной стороной Сущего в лице лукавого отродья, и она не только поучает (помогает), но и зачастую вынуждает и заставляет выполнять те или иные действия.

Речь сейчас, конечно же, в основном идет об эпических временах, когда церковнослужители были кем угодно: административными работниками, воинствующим племенем или раскольниками, - но только не духовными наставниками. Господь заповедовал священнослужителям саны диакона, священника и епископа. А что мы имеем сегодня в иерархии духовной власти. Над епископами у православных стоит целый ряд «генералов в рясах»: архиепископы, митрополиты, патриархи. А что стало с христианством в настоящее время вообще? Три основные направления: католицизм, протестантизм и православие, - и целый ряд более мелких конфессий сегодня превратили самую прогрессивную и миротворческую религию в мире, если не во враждующие, то уж, по крайней мере, противостоящие вероучения. Причем, сам текущий миропорядок сложился, во многом благодаря такому разделению. И кто за это в ответе? Само собой, Церковь! Именно она пренебрегла Заветом Господа и в борьбе за власть утопила себя в расколах и крови невинных верующих людей.

Но то все относится к делам минувших дней. Сегодня же и Православие имеет вид Пентархии (пять Патриархатов), среди которых Русская Православная Церковь имеет в свою очередь два огромных планетарных представительства: Московский Патриархат и Русскую Православную Церковь за рубежом. Казалось бы, в современном мире происходят исключительно консолидирующие процессы, но это никак не отражается на христианстве. Здесь, как и в стародавние времена, люди в сутанах (можно и про кадила вспомнить) не то чтобы не спешат к воссоединению, что, повторюсь, было волей Самого, но и только наращивают потенциал противостояния в «объективных оценках» своих оппонентов. А сколько крови невинных жертв во имя Господа было пролито религиозными фанатиками, что неистовствовали в крестовых походах, различного рода гонениях и проч.?! Меня лично очень печалит факт «сдачи» последнего русского царя. Ладно, на сегодня достаточно исторических эпосов на религиозную тему. Нам бы сейчас не усугубить и то, что смогли-таки сохранить по воле Божьей.

На основании вышеизложенного автор попытался показать очевидные негативные последствия от деятельности Церкви - узурпации духовной власти в своих именно корыстных целях. Сегодня реальный мир изменился, и повторение эпических ужасов стало невозможно. Однако склонность означенного института духовного развития к оговоренной тенденции никуда сама по себе деться не может. Именно поэтому нужно всегда помнить о всем том негативе, который реализуется при искажении воли Господа. Сталкиваясь с рассуждениями оппонентов – атеистов – мне всегда в первую очередь напоминают про разделение понятий Бога, Веры и Церкви. Причем основные неприглядные эпитеты всегда приходятся на счет последней.

Конечно же, данный эпос не может являться неким манифестом и панацеей от всех бед, преследующих верующих, с указанием точного рецепта для конкретных условий нашего духовного развития. Однако некие точечные рекомендации через призму видения «снизу» можно и дать, ведь акцентирование внимания на актуальных тематических проблемах уже с полной уверенностью можно считать делом важным и нужным. Итак, Вера по самой своей сути является более близкой, если можно так выразиться, к Богу, чем Церковь. Ведь Вера живет в сердцах верующих (помним про вместилище души и духовную организацию – связь с Самим), а Церковь является Божьим Домом на Земле, куда является Дух Святый (вторая ипостась Бога в Триедином аспекте). Очевидно, что Бог в сердце (внутри человека и всегда) ближе нам, чем эпизодическое представительство на коллективном молении. Также и методом от противного вывод напрашивается сам – Вера без Церкви может выжить, а в обратном порядке связи с Богом нет по самому определению.

Таким образом, взгляд автора на приоритет Веры над Церковью в аспекте Божественной связи человека со сверхъестественным миром, можно сказать, раскрыт полностью. Теперь нужно переходить к конкретным рекомендациям в этой связи. То есть, у Церкви сегодня есть явные проблемы с привлечением верующих в свое лоно, что имеет целый ряд объективных причин, которые можно и нужно решать в самое ближайшее время. Очевидно, что с момента крушения монархии только сегодня для Церкви созданы самые благоприятные условия. И этим нужно очень даже активно пользоваться! А налицо пассивное почивание на лаврах лояльного отношения государственной власти к религиозным организациям. Но ведь дружественные отношения между Президентом РФ и Патриархом, митрополитами и архиепископами с губернаторами на местах, характеризующиеся мощным строительством, в том числе, и православных храмов не может считаться в полном смысле важной победой текущего дня.

Мы хорошо знаем, хотя бы из советского периода государственности, как легко разрушить постройки, коими и являются церкви, но невозможно искоренить веру в сердцах приверженцев Веры. Вывод напрашивается сам – основные ресурсы Церковь должна переориентировать именно на приобщение нашего народа, склонного на, если угодно, генном уровне к духовному развитию, просветительскую и агитационную деятельность. Исторический момент сегодня, как никогда раньше, самый подходящий. Государство с большим трудом все-таки склонило чашу весов в сторону роста чувств патриотизма, чем нужно и к своей выгоде воспользоваться Церкви. Повторюсь, действовать нужно более активно, разработав мощную, невиданную раньше агитационную деятельность. Народ нужно заинтересовать грандиозным масштабом своей деятельности. Яблоко созрело и готово упасть – нужно срывать его немедленно.

Одним из основных врагов Веры и соответственно Церкви в наше время является духовно разлагающая деятельность всевозможных психологов и экстрасенсов (народных целителей всех мастей). Нейтрализовать их негатив можно очень даже просто, использовав свой ресурс в виде государственной поддержки. Сегодня это возможно, о чем нельзя сказать с уверенность на перспективу. Ограничив дурное влияние вышеупомянутых «сатанистов», Церковь может рассчитывать на огромный рост приверженцев Православия. Ведь человек, который борется с душевными недугами у экстрасенсов и психологов (эти две, так сказать, профессии очень даже родственные по своей природе) автоматически отдаляется от Бога. Вот где нужно работать, засучив рукава, а не разбираться с менее значимыми вещами из обыденной жизни.

В этой (первой) части эссе хочется особо отметить резюмирующий момент с повышением активности на всех уровнях иерархии в Церкви. Не хочется сравнивать церковнослужителей со спящими мухами, но тенденция со спадом религиозного пыла наших соотечественников во многом связана с их пассивностью, о чем продолжим рассуждать во второй части.
Продолжение следует….