Дневник прислуги. 2016-й. Как неожиданно и ярко...

Светлана Давыденкова
 
 В родном городе, в доме, где  живу, у меня, когда не работаю  в Италии,  поручение от соседей: ежемесячно носить квитанцию об использованной жильцами электроэнергии в  контору облэнергосбыта. Кажется, это звучит так. По дороге туда есть недавно открывшийся  книжный магазин. Одна из соседок попросила купить в нем какую-нибудь книжку по ее карточке. Карточки в магазине заводили покупателям для скидок на книги. Покупатели в свою очередь должны были обязательно каждые три месяца там что-то приобретать. Просьба показалась мне не слишком корректной, но в магазин я зашла и книгу купила. Хорошую книгу, из серии "Шедевры на все времена" "Горю поэзии огнем...",со стихами Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.А.Блока, С.А.Есенина, М.И.Цветаевой. Покупка, как потом оказалось, была знаковой, как и просьба соседки, кстати.

 В июле, после окончания работы у Маскерпи, я вернулась к Луизе. На полгода. В последний раз. Все чаще появляется ощущение, что проживаю не свою жизнь: нахожусь в чужой стране, ухаживаю за чужой старушкой, забавляю чужих детей, говорю на чужом языке. Время от времени включаю хозяйский компьютер (спасибо, разрешили пользоваться) в надежде увидеть или хотя бы услышать по скайпу кого-то из своей жизни. Чаще всего довольствуюсь тем, что смотрю на желтые кружочки вместо лиц (мол, не беспокойте нас: мы заняты). У каждого своя жизнь. А моя где? Работаю потому, что так надо. Не уехала бы, до сих пор бы жила в нищете, несмотря ни на какие высокие планки в учительской карьере. Итальянский заработок нужен родным и мне. Но это только в материальном плане. А в духовном - Богу! И никакой жертвы с моей стороны нет. Я выполняю благородное дело: помогаю жить старикам. Но как-то нужно искать духовную опору в моей  ситуации, иначе потеряюсь совсем.

 В этот  приезд я не взяла  ноутбук. Он отвлекал бы. В моей дорожной сумке лежала только книга из серии "Шедевры на все времена".

Хотелось,наконец, углубиться в себя, уйти, как говорят, "во внутреннюю эмиграцию". Прочла книгу еще дома, карандашными точками отметив понравившееся. Знакомые с юности стихотворения сейчас читались по-новому, открывалась вся глубина их содержания.  Я не ошиблась в выборе: это оказалось то, что нужно было, чтобы обрести себя на чужбине и понять, что настоящий дом находится только в душе.

 Отказавшись от мира, диктуемого социальными сетями, но избавляющего от скуки и тоски, я красиво "наказала себя": открыла "Шедевры" и начала в них вчитываться. Затем учить наизусть.  Вначале с большим трудом. Слова вылетали из головы и не желали запоминаться. Учила все равно. Чем больше запоминала, тем больше удивлялась красоте и мудрости строк, скрытых при первом прочтении. Выучила много из Федора Тютчева, навсегда  влюбившись в его поэзию. Меньше из Афанасия Фета и Александра Блока. Одно из Сергея Есенина и ничего из Марины Цветаевой: в подборку не вошло то, что понравилось бы на данный момент.

  Я забыла о скуке. Куда бы ни шла, чем бы ни занималась, со мной были стихи. Я пробовала строки-созвучия голосовыми связками, как музыкант кончиками пальцев - клавиши или струны. Любовалась их мелодичностью. Смысл стихотворений вдохновлял, воодушевлял, успокаивал, подбадривал. Радовалась, когда забыв какое-то слово, внезапно вспоминала его.

 Теперь, вместо забирающих энергию, замусоленных мыслей о никчемности хозяев и об их окружении, о несчастной моей жизни, я поглощена была мудрыми строками, обновляющими и возвышающими.

 Так называемая "внутренняя эмиграция" стала моим внутренним преображением. Вместо застойного мышления пришел духовный свет. Голос звучал, как музыкальный инструмент, мозг раскрывал секрет мудрости строк:

  " Чем больней душе мятежной,
      Тем ясней миры.
   Бог лазурный, чистый, нежный
      Шлет свои дары.

   Шлет невзгоды и печали,
      Нежностью объят.
   Но чрез них в иные дали
      Проникает взгляд.

   И больней душе мятежной,
      Но ясней миры.
   Это Бог лазурный, нежный
      Шлет свои дары."

                Александр Блок.