Диксонские этюды. Все будет хорошо!

Михаил Козин
- Куда ты за ним поедешь? Ну куда? Это ж надо ж на север! К чорту на кулички! Да,нет! Не на кулички,а в Тмутаракань кукую- то? Люди там хоть живут? Всегда зима! Ой,сердце моё разрывается! Да и он! Куда тебя волокет,Куда- а? - так прочитала и возмущались Верина мама,собирая дочь.
- Как-будто здешние парни другие. Что разве не так? Вышла бы,да жила здесь,рядышком,по соседству. Чем наши мальчишки плохи? Помотает он тебя по свету,ох помотает!
   Вера совсем недавно вышла замуж. Долго она ждала его,своего Сашеньку и вот дождалась! Приехал,сосватал. Тут же и свадьбу сыграли. Позвал Саша Веру ни куда- нибудь,а на Диксон,на самый север.
- Я там уже три года работаю. Добываю песца,нерпу,рыбу ловлю. У меня есть зимовье. Поживем .
И поехала Вера на север. На самый крайний. Август на севере - это уже осень, не совсем тепло. Зимовье было старым,но крепким. Срубленое ещё бог весть когда оно стояло на небольшом мысу,у моря,куда впадала безымянная речушка. Войдя в зимовье Варя огляделась. Да,не хоромы.
Пока Саша занимался с упряжкой,кормил собак,перебирал сеть. Потом спустился к морю,где на берегу лежала лодка. Вернулся в зимовье часа через два и не узнал свою холостяцкую берлогу. Пол был вымыт до блеска на единственном окне висела занавеса. Порядок и чистота.
- Ну,ты Верочка, даёшь! Вот молодец какой! Так мы с тобой при таком уюте столько дел наворочаем!
Поначалу Вере было трудно. Ставить сети,выбирать,да ещё лодку может развернуть,её удерживать надо веслами,вода плещет через борт. А потом омуля чистить,потрошить,солить, укладывать в бочки. Но деревенская закалка ,привычка к труду помогла Вере и уже через неделю,другую она  уверенно управлялась с лодкой и сетями.
Иногда наведовались к зимовью медведи. Но лай собак отпугивал их. Покрутятся вдалеке,понюхают воздух и уходят.
Наступили холода.  Однажды Вера поделилась с Сашей радостной новостью. Она беременна.
- Это хорошо! Помощник будет.Вот только рожать не здесь надо. На Диксон ехать придётся.
Зима,а следом и полярная ночь приходят на Диксон  как и везде неожиданно и внезапно. Вот только вчера моросил дождь,накатывали волны гонимые ветром,а сейчас уже шуга и вот он лёд,снег,поземка,а то и метель. Саша замешкался с отправкой Веры в посёлок. То одни дела,то другие.  День становился все короче. Надо было уже ставить капканы на песца.Потом занялся пошивкой что- то наподобие спального мешка для Веры. Кроил из нерпичьих шкур,сшивал парусной иглой и,наконец,соорудил что- то наподобие . Пристроил к нартам спинку из планок,чтобы удобней Вере перенести поездку и уже к декабрю все было готово.
- Ничего,Верунчик,отвезу на Диксон.Все будет хорошо. Главное,не волнуйся. Доберемся. У меня не собачки,а чудо- звери. Домчат одним махом!
Поехали, когда в полярную ночь,ближе к обеду немного проясняется. Совсем на чуть- чуть, но все же не кромешная тьма.Собаки взяли резво. Вожак по кличке Бой, подгоняя своих напарников,шёл напористо,как- будто понимая важность поездки. Но Саша попридержал его. Дорога не близкая,силы надо беречь. Через несколько километров уже совсем стемнело и только сейчас Саша вспомнил,что забыл ракетницу. Ехать в темноте,наобум,в полярную ночь без неё- небывалый риск. Здесь по тундре гнать куда нишло,но как приблизишься к берегу,где изломы ,валуны,обрывы? Возвращаться назад нет резона,да примета плохая.
" Прорвемся,все будет хорошо,все будет хорошо",- стучало у него в висках.
Заснеженая тундра не гладкий стол. Заструги,бугры,впадины.. Где снег сбитый ветром,был твердым,как асфальт,а в ложбинах нарты с собаками проваливались по пояс. На одном повороте,при спуске они из- за этого перевернулась. Вера в своём спальнем мешке вывалилась как куль с мукой .Собаки остановились,стряхивая с морд снег.
Саша с трудом растегнул мешок. Вера выбралась из него,поправила сбившуюся на лицо шаль.
- Это хорошо,что мы остановились. Мне в туалет надо,по маленькому.
- Ну надо,так надо.
Поставив нарты на полозья и укрепив по лучше мешки,Саша снова упрятал Веру в самодельный спальник.
- Хоп,хоп! Пошли! Бой,вперёд!
И собаки снова покатили нарты по тундре. Саша стал опасаться того,что они могут не заметить обрыва и свалятся куда- нибудь на камни.
Ещё раз пожалел о ракетнице. Приходилось ехать с большой осторожностью. Вера опять попросила остановить упряжку." С беременными бывает", понимал Саша. И тут он вспомнил про фальшфаеры,которые машинально сунул в мешок перед отъездом. Покопавшись  достал  и сунул за пазуху,пусть под рукой будут. Ехали они порядочно  и по расчетам должны бы уже видны огни на мачте метеостанции. Саша достал фальшфаер и зажег его. Огонь высветил на небольшом расстоянии взгорок,а там должен быть спуск к морю. Надо взять левее. Началась поземка. Мороза особого не было. Не больше тридцати. Как только фальшфаер догорел собаки снова опрокинули нарты. Опять остановка,барахтанье в снегу. Собаки начали уставать и Саша дал им десять минут отдыха,а сам ещё крепче затянул узлы на мешках,поудобней усадил Веру ,проверил веревки,которыми привязал её к нартам,вытер морды все собакам,потрепал каждую по холке,подбодрил. По ходу он зажег ещё фаер,освещая путь,потом ещё. И вовремя зажег. В шагах двадцати показался обрыв. Саша резко остановил собак. Ещё бы секунд десять и они полетели с обрыва,на камни!
Вдруг вдалеке загорелся огонёк.
- Вера! Станция! Смотри,огонь загорелся. Значит видели нас,скоро будем! Доехали,слава Богу!
Минут через двадцать нарты остановились у крыльца метеостанции. На шум выскочил Иваныч,метеоролог. Следом его жена Надя.
- Какие гости! Какие гости! Сашка,что случилось? Куда едем? Я ваш огонь видел и зажег свой на мачте.
  - Потом,потом. Вот помоги лучше. Втроём они вытащили Веру из мешка.
- Видишь,доехали! Все хорошо,давай в дом.
Затащив мешки с вещами и провизией Саша дал каждой собаке по мороженой рыбине и тоже зашёл в тепло.
На столе  стояла нехитрая еда,а Надя на примусе  готовила оленину. Вере лежала  за занавеской на кровати,отдыхала.
- Давай,Сашок,с мороза,- предложил Иваныч.
Они сидели вдвоём декабрьской полярной ночью и пили чай,с травами,которые насобирал Саша ещё летом,будучи в отпуске. Вера спала,а Надя,что- то штопала сидя у печки.
- Вот видишь,как хорошо! А завтра,если погода позволит и вездеход подьедет. Увезем Веру на Диксон. Пусть там рожает,а не в твоём зимовье.
 - Как отправлю Веру ,к себе надо. Там капканы поставлены. А на Диксон наедываться буду.Одному легче ехать.