Новогодние каникулы

Владимир Иванович Кабанов
   Открою большой секрет: все, от мала до велика, любят Новый Год и Ёлку. Любят искренней любовью зимний волшебный праздник. Не избежал такой любви и я. Хорошо запомнились школьные новогодние утренники. Поначалу Ёлку ставили в сельском клубе, потом стали ставить и в школе. Приближение каникул и Ёлки начинало ощущаться недели за две до окончания второй четверти. Все начинали думать о масках и о карнавальных костюмах, о том, чем займутся во время каникул.

   Учитель труда, рисования и пения - Анучкин Борис Иванович, имел инженерное образование и был хитёр на разные выдумки. Однажды он установил в клубе Ёлку, которая плавно поворачивалась. Ёлка стояла на большом велосипедном колесе без покрышки и была надёжно прикреплена к нему посредством растяжек. Колесо с ёлкой приводилось во вращение небольшим электродвигателем через ремённую передачу. Ёлка была украшена сверкающими игрушками и гирляндой с разноцветными лампочками-огоньками, которые завораживали сверканием и миганием при вращении Ёлки. Вокруг Ёлки "летала" ракета с надписью "СССР", на верхушке горела большая пятиконечная Звезда. Эта картина вызывала у всех неподдельную радость и гордость!

   К одному из Новогодних праздников старшеклассники готовили театральную сценку "Теркин на привале". В этом спектакле принимал участие мой старший брат Сашка. Я знал во всех деталях, что будет происходить на сцене сельского клуба. Для спектакля понадобились гимнастёрки, сапоги и пилотки со звёздочками. Отыскать всё это не составило большого труда: почти у всех мужчин, пришедших с Великой Отечественной войны и срочной службы, военная форма хранилась. Мы с нетерпением ждали показа этой постановки...

   Открылся занавес, и мы увидели декорацию в виде лесной поляны с настоящими ёлками и тонкими берёзками. На поляне расположились "солдаты", которых мы сразу узнали в лицо. Они были одеты в настоящую военную форму. В руках "настоящие солдаты" держали настоящие автоматы ППШ с дисками. У одного бойца была гармонь: это был Коля Шалаев - друг моего брата, который занимался в музыкальной школе и мог сыграть известные популярные мелодии. Всё было, как на известной картине известного художника. Привал длился не долго. Актёры ни чем не отличались от настоящих бойцов. Единственный заметный недостаток - гимнастёрки не по размеру. Я знал, что в этой сценке "солдаты" должны были закурить. И они сделали это! Сделали по-настоящему; они разорвали газету на ровные кусочки, передав её по кругу, скрутили самокрутки, насыпали в них махорку из настоящих одинаковых кисетов, специально сшитых для спектакля девочками на уроках домоводства и все, сразу, как по команде, незаметной для зрителей, закурили... Они стали, как взрослые выпускать дым. Сцена получилась весёлой и правдоподобной. Потом актёров, конечно поругали, для вида, и забыли. Спектакль имел громадный успех! Его все долго-долго обсуждали и помнили.

   После окончания утренника, отличившихся учеников, за успехи в учёбе и примерное поведение, награждали благодарственными грамотами и ценными подарками - книгами с надписями и подписями директора школы, звуча, датой и печатью. Потом всем ученикам раздавали подарки-гостинцы - пакеты из прозрачной хрустящей слюды с набором разных вкусностей. В пакете находились конфеты, мандарины, яблоко, несколько грецких орехов. вафли, печенье и ещё что-то, чего я уже не помню. Наполненные детской радостью мы расходились с небольшой грустью по своим деревням. Зимние каникулы начались!

   За две четверти накапливалось много разных дел. Хотелось за каникулы все их доделать. Каникулы были большими, но, почему-то очень быстро заканчивались. Приходилось переносить всё недоделанное на следующие каникулы.

   Посредине нашей деревни находится большой пруд. В нём все купались и ловили карасей, брали воду для огорода. На нём мы устраивали хоккейную площадку с цветной разметкой. Сами очищали её от снега и играли в хоккей. Совхозный кузнец изготовил по моим чертежам за умеренную и жидкую символическую плату хоккейные ворота. Сетку на них мы натянули сами. Деревенский каток приобрёл спортивный вид, посещаемость его увеличилась, а интерес к хоккею возрос. У большинства мальчишек были коньки и они гоняли шайбу, как настоящие хоккеисты. Без коньков на льду делать было нечего, поэтому мне пришлось стать вратарём, хотя не очень-то и хотелось. В меня полетели все шайбы, и, если они попадали в ворота - было обидно, а если в меня - то больно. Несколько сильных ударов и синяков заставили принять меры защиты от воздействия шайбы, которая на морозе становилась очень твёрдой и жёсткой.

   К очередному хоккейному сезону я готовился серьёзнее: смастерил вратарскую клюшку, сделал щиток для отбивания шайбы, сшил вратарские щитки, которые практически и внешне ничем не отличались от настоящих. Из рукавицы изготовил ловушку. Вратарскую маску - изготовил из толстой алюминиевой проволоки в виде выпуклой клетки. Её элементы не касались лица и не влияли на обзор. Сейчас такие маски используют и вратари и хоккеисты.

   Я гордился своими доспехами и ничего не боялся. Наша деревенская команда стала инициатором проведения товарищеских матчей с хоккеистами других школ и ближних сёл. Несколько игр мы провели с командами сёл Подчёрково, Внуково и деревни Кузнецово. Капитаном нашей команды был Цветков Женя. Зима каждый день делала своё дело и каток приходилось постоянно освобождать от снега, который скапливался на краях катка. Лёд трескался и прогибался. С приходом тепла наши игры и тренировки заканчивались и мы начинали думать о футболе.

   Во Внуковской школе был хороший спортивный зал со всем необходимым инвентарём и оборудованием, на улице, в школьном дворе - спортивная площадка с большим количеством специальных снарядов. Помимо школьных уроков физкультуры, я занимался самостоятельно: бегал на лыжах, тренировался на перекладине - готовился к поступлению в военное лётное училище лётчиков. На лужайке у дома я установил перекладину на еловых столбах с растяжками из алюминиевых кручёных проводов.
   
   Занятия стали регулярными. Сила прибавлялась. Количество подтягиваний увеличивалось и дошло до двадцати. Я разучил несложные гимнастические упражнения и умел выполнять их. Это такие как, "подъём разгибом", подъём переворотом", "выход силой на обе руки" и другие. В то время я весил 64 килограмма и мог подтянуться на одной руке.

   Закончив восьмилетку, я поступил в девятый класс Дмитровской средней школы номер три , которая находилась недалеко в посёлке ДЗФС (Дмитровский завод фрезерных станков). До неё я добирался всегда пешком за 20 минут. Учёба в 9 -10 классе пролетела быстро. Это время было временем раздумий и серьёзной подготовки к поступлению в лётное училище. Я налегал на учёбу и усиленно занимался физкультурой.

   Шёл 1969 год. Выпускные экзамены остались позади. На руках "Аттестат зрелости", а в душе непонятная грусть и растерянность в мыслях. Впереди маячила новая неизвестная жизнь. Возникало желание уединиться. Я посещал любимые места в окрестностях деревни. Там у меня возникали необъяснимые чувства, невольно приходили грустные мысли и сомнения. Вскоре погода резко испортилась. Небо затянуло сплошными низкими облаками и начались дожди. Я сидел дома, Меня никуда не тянуло.

   Через несколько дней почтальон принёс повестку из военкомата. В указанное время я явился в военкомат. Офицер провёл со мной беседу о поступлении в военное училище. К тому времени я уже прошёл медкомиссию и собрал необходимые документы для поступления в военное училище. Я написал рапорт на имя военкома с просьбой направить меня для поступления в Тамбовское Высшее Военное Авиационное училище лётчиков. Мне сразу сказали дату отъезда на сборный пункт в город Жуковский, а в Городском комитете ВЛКСМ - вручили Комсомольскую путёвку для поступления в лётное училище.

Рис. Марии Кравченко