Наследство

Элеонора Белевская
 
                Драматическая шутка

    Сцена разбита на три отсека. В первом вывеска: "Выдача почтовых переводов". За стеклянным окошком - девушка. В двух других отсеках столы. За каждым пишущий человек.
                Входит Внучка.
ВНУЧКА/зрителям/. У нас умер дедушка. Два месяца назад мы его похоронили. А сегодня ему пришел почтовый перевод из редакции газеты "За здоровый быт гонорар за статью «Домком действует ». Наш дедушка был председателем домкома. У них родился ценный почин. Дедушка о нем написал в газету для того, чтобы его подхватили другие районы...
     Бабушка поплакала. Потом оделась и пошла на почту получать этот гонорар. Говорит, на обратном пути зайду на рынок, куплю многолетних на могилку дедушки за эти деньги.
                Уходит.
                ПОЧТА
    В первом отсеке появляется бабушка. Подходит к окошку. Вытаскивает перевод, разворачивает газету. Подает девушке в окошко.
БАБУШКА: Обо всех написал - никого не обошел, а про себя ни словом не обмолвился. Наклоняется к окошку и говорит полушепотом. А ведь он был - инициатор. Он, покойник... Не дождался. /Вытирает слезы платочком/. Не порадовался, а там и не знают ничего.
ДЕВУШКА В ОКОШКЕ: Прямо не знаю, бабушка, что с вами делать. У нас посторонним выдавать деньги не разрешается. Знаете, что, бабушка, вы пройдите к начальнику почты. Вон в ту дверь. Пройдите. Он вам даст разрешение.

                2-й отсек.
    За столом - начальник почты. Он пишет. Бабушка подает ему перевод, свой паспорт и газету. Он механически берет, не глядя на бабушку. Долго и сосредоточенно читает, переворачивает и опять читает.
Берет паспорт бабушки и также внимательно изучает. Затем возвращает бабушке.
НАЧАЛЬНИК ПОЧТЫ: Вам надо утвердиться в правах наследства.
БАБУШКА /растерянно/. Наследства?
НАЧАЛЬНИКИ ПОЧТЫ. Да, а вы как думали? Дело ведь денежное. Утвердитесь, тогда приходите. Вот так. Пожалуйста.
             Бабушка уходит. Входит Внучка.
ВНУЧКА. Оказалось, что утверждением в правах наследства занимается нотариальная контора.. Но не всякая, а единственная в Москве. И занимается она этим не во всякие часы и дни, а лишь в строго ограниченные. Наконец, бабушка попала к нотариусу.
НОТАРИАЛЬНАЯ КОНТОРА. Нотариус, Бабушка.
НОТАРИУС. Ага, литературное наследство. Вам известно, что вы имеете право только на половину?
БАБУШКА. На половину?
НОТАРИУС. На половину. Прямой наследник имеет право на половину литературного наследства. Это в том случае, если другие наследники не заявят свои права в течении полугода.
БАБУШКА, Нe заявят, нет,
НОТАРИУС. Как знать! Дело денежное. Вот что я вам посоветую, откажитесь. Овчинка выделки не стоит. /фамильярно/ Что на пятерку купишь? Бутылку коньяка. Вы на такси больше истратите, собирая справки.
БАБУШКА, Отказаться?
НОТАРИУС. Конечно. Брось, бабуся. Лучше пойди в редакцию. Пусть сотрудники скинутся по рублику деду на венок.
БАБУШКА. Нет.... это мне не подходит. Сроду милостыни не собирала, с меня хватит и того, что по закону положено.Это вам, видно, все легко достается. А для нас пять рублей тоже деньги.
НОТАРИУС /сухо/. Как знаете.
БАБУШКА /оттаивая/. Утверждай меня на мою половину... и ладно.
НОТАРИУС. Какая скорая! А есть у вас с собой документы?
БАБУШКА /вынимает паспорт, перевод и газету/. Вот.
НОТАРИУС. Это вы можете оставить себе на память. Для того, чтобы утвердиться в правах наследства, вам придется представить: а) свидетельство о смерти наследуемого, б) свидетельство о браке с наследуемым, в) справку с места жительства о том, что наследуемый действительно проживал по данному адресу, г) справку о том, что наследуемый действительно является автором данного литературного труда. Вот так вот. Понятно?
БАБУШКА. Понятно.
Уходит. Входит Внучка.
ВНУЧКА. И бабушка пошла собирать справки.      
                ЖЭК      
СЛУЖАЩАЯ /читает заявление,  лицо ее становится все более каменным/
Так...так... Читали вашу статью, читали. А что в газетах, говорят, хорошо за статьи платят. Сотню дали?
БАБУШКА. Какое... Десять рублей - вот и все наследство.
СЛУЖАЩАЯ, Ну так уж и десять рублей. Стали бы вы из-за десятки бегать.
БАБУШКА. Не стала бы, если б знала, что такое это хлопотное дело. А теперь уж вроде жалко бросать. Покойник собирался на эти деньги купить многолетних для большой клумбы во дворе. А теперь уж я ему на могилку куплю. /Вытирает платочком слезы/.
СЛУЖАЩАЯ.   Ну что вы так горюете, Марья Тихоновна. Себя бы          поберегли. Ведь его не вернешь. /Пауза/. Эх, Марья Тихоновна, хотела
я вам сказать, ну да ладно.  Грех на покойника обиду держать. Да мы и не обижаемся, а так.
БАБУШКА. ГОСПОДИ, да о чем вы, Клавдия Васильевна ?
СЛУЖАЩАЯ.  Да.что уж там. Дело прошлое. /Многозначительно молчит/.
БАБУШКА. Ну что ж это, господи, за напасть на меня за такая?
СЛУЖАЩАЯ. Успокойтесь,  Марья Тихоновна. Вы тут не причем. А покойный Федор Алексеевич, не в обиду ему будет сказано…( выпаливает) Что они без нас бы сделать смогли? Что ж он о нас ни полслова-то, а?
БАБУШКА. Вот вы о чем? Ну, это вы напрасно. Федор Алексеевич ведь и о себе ни полслова  не вписал.
СЛУЖАЩАЯ, ДА ладно уж. Это я так, к слову. Так вам что,
Марья Тихоновна, справку с места жительства?
БАБУШКА. Справку о том, что Федор Алексеевич проживал  по данному адресу.
СЛУЖАЩАЯ /после паузы/. А другие справки вы .уже собрали? Свидетельство о браке у вас есть при себе?
БАБУШКА. Да, откуда у меня,  милая, свидетельство?
СЛУЖАЩАЯ. Как, брак не зарегистрирован?
БАБУШКА. Мы с Федором Алексеевичем в церкви венчались. До революции дело-то было. Сколько пережито с тех пор?
СЛУЖАЩАЯ. А без   свидетельства о браке у вас ничего не выйдет. Даже я вам не имею права справку   выдать.
БАБУШКА. Господи, да вы же знали  покойника.
СЛУЖАЩАЯ, Мало что знала. Все равно. Нужен документ. Дело ведь денежное.
                3 а н а в е с

                Выходит Внучка.
ВНУЧКА, Чтобы доказать законность своих брачных отношений с покойным дедушкой, бабушке пришлось сделать запрос в город, где она венчалась. Через месяц оттуда пришел ответ, что приходские
книги сгорели еще во время гражданской войны. У бабушки оставалась единственная возможность восстановить свои супружеские права - суд. 
 Для этого надо было разыскать свидетелей бракосочетания. Бабушка принялась за розыски. Наконец, ей удалось найти двух свидетелей. Чтобы они могли явиться на суд, пришлось им оплатить проезд в Москву туда и обратно. Конечно, дедушкин гонорар не мог бы покрыть всех расходов. Но бабушка уже настолько заболела идеей утверждения в правах наследства, что остановить ее было невозмож¬но.
                Уходит.
Слева из-за занавеса появляется судья /молодая женщина в на¬кинутом на плечи пальто/. За ней следуют свидетели /глухой старик и подвижная старушка/. Сзади семенит Бабушка. 0ни исчезают за правой стороной занавеса. Затем снова появляются слева.
СУДЬЯ. Черт побери, все занято. Где же нам приткнуться. Давайте здесь что ли, пока не прогонят. Садитесь, быстрей, /открывает палку с делом/. Свидетель Рубахин, подтверждаете ли вы, что гр-ка Колокольникова Мария Тихоновна являлась супругой умершего гр-на Колокольникова?
СВИДЕТЕЛЬНИЦА. Подтверждает. Он подтверждает.
СУДЬЯ. Гр-ка Колокольникова, я не вас спрашиваю. Не оказывайте давления на свидетеля.
СВИДЕТЕЛЬНИЦА. Я не Колокольникова. Еремина я. /Кричит в ухо свидетелю/. Расскажи, как дело-то было у Тихоновны,
СВИДЕТЕЛЬ /встряхивается/. A-а, Маша…в молодости я, хе-хе, за ней, этого, ухаживал... К родителям ходил.. Да-а. Согласие получил.
СВИДЕТЕЛЬНИЦА. Да ты не про то рассказываешь. Ты говори, как Маша замуж выходила.
СВИДЕТЕЛЬ. Не-е, не вышла. Не состоялось у нас этого, не
было.
СУДЬЯ., Так что же, Колокольникова не была что ли за мужем?
СВИДЕТЕЛЬНИЦА. Да что вы! Вот олух!/Свидетелю/. Ты зачем про себя-то. Ты про Федора Алексеевича говори.
СВИДЕТЕЛЬ. A-а, этого про аптекаря? Это потом. Я уехал на Урал к дяде на заработки, да-а. Они тогда и повенчались.
СУДЬЯ. Так, Ясно. Можете сесть.
СВИДЕТЕЛЬ. Хе-хе, помню, мы с ней раз гуляли в парке..
СУДЬЯ. Свидетельница... Еремина, подтверждаете ли вы,..
СВИДЕТЕЛЬНИЦА. Подтверждаю, подтверждаю. В церкви сама была на венчании. Своими глазами все видела.
СВИДЕТЕЛЬ /продолжая стоять/. Я уехал, а она этого /машет рукой/.
БАБУШКА. Сам виноват. Полгода от тебя никаких вестей, А тут Федор Алексеевич сделал предложение. И родители на меня как насядут: выходи, выходи, он ученый.
СВИДЕТЕЛЬНИЦА. Гордая она была. Вот и я такая. Ко мне тоже многие в молодости сватались. Сказала: ни за кого не пойду, пока ученый не возьмет. Гордая такая была. Вот. И что вы думаете, за судебного исполнителя вышла. А ведь малограмотная сама была.
БАБУШКА, За красоту взял?
СВИДЕТЕЛЬНИЦА. За гордость. Гордостью я его взяла. Что вы думаете, и тогда было много таких, которые позволяли разное, а он говорит: мне таких не надобно.
СУДЬЯ /устало/. Суд удаляется на совещание.
                Уходят.
                Входит Внучка,
ВНУЧКА. Наконец, все справки были собраны. Но оказалось, что этого еще мало. Для того, чтобы бабушка могла получить наследство, все другие законные наследники должны были заявить права на свою долю наследства, либо отречься от нее. И я поехала в нотариальную контору отрекаться от наследства.
Нотариальная контора.
У двери с табличкой "Утверждение в правах наследства" стоят и сидят люди. Входит Внучка.
ВНУЧКА / к зрителям/. Сколько их! До сих пор мне казалось, что наследники давно вымерли, как, скажем, коллежские асессоры.
Направляется к двери. Ей дорогу преграждает грузный гражданин в полосатой кепке/.
ГРАЖДАНИН В KEПKE/сдергивает с головы кепку и патетически обращается к публике/. Нет, вы посмотрите, я - старый, лысый - стою, а она лезет.
ВНУЧКА/растерянно/. Я не лезу. Мне только узнать.
ВСЕ /хором/. Всем узнать. А нам что, думаешь, не узнать. Нам тоже узнать, мы не лезем. Мы в очереди стоим.
Внучка становится в очередь.
Внучку'пристально рассматривает дама в шляпе.
ДАМА. Вы единственная наследница? Одна получаете?
ВНУЧКА, Я не получаю. Я отрекаюсь.
ДАМА /полушепотом/. Отрекаетесь?
ВНУЧКА. У-гу.
Пауза.
ДАМА, Это что же сейчас вся молодежь отрекается от наследства? Мода, что ли,такая?
ВНУЧКА. Да, мода. Сейчас такая мода, а вы разве не знали? /Обращается к публике/. Очень советую всем вам немедленно отречься от наследства. Пока не поздно.
Входит Бабушка.
БАБУШКА. /Внучке/. А я уже получила наследство. Вот 10 рублей 48 копеек. 20 копеек за доставку,
ВНУЧКА, Как же это? Ведь я еще не отреклась,
БАБУШКА?. Приносит мне почтальонша пенсию а с ней перевод дедушке на 10 рублей 68 копеек. Я ей говорю, нам такой перевод уже давно пришел, только я в правах наследства утвердиться не могу, А она смеется: какое еще наследство! Я ей говорю, ошибка тут какая-то, А она: никакой ошибки, с почты, говорит, перевод отправили по обратному адресу, а оттуда опять прислали нам. Видно, чтоб на их бухгалтерии лишняя сумма не висела перед ревизией. Давай, говорит, бабушка, твой паспорт, расписывайся и получай денежки за деда,
ВНУЧКА, Так это же незаконное наследство!
БАБУШКА /растерянно/. Верно, не по закону. Как бы чего не вышло нехорошее? Что же делать, а?