Осознанность

Игорь Борк
Сегодня, уже четвертый раз за неделю, совершал утреннюю прогулку по берегу Енисея и сделал, совершенно неожиданно для себя - так как не размышлял никогда об этом, вывод: чем сложнее путь, тем более осознанные шаги мы учимся совершать.

Почему я пришел к такому выводу.

За два часа до того, как пойти на прогулку, я прочитал статью про медитацию Випассана. Как я понял, основная "идея" этой техники - осознанное выполнение обычно механических действий: дыхание, движение, восприятие. Техника предлагает в течение часа дышать животом не просто для удовлетворения потребности в кислороде, а намеренно, наблюдая за этим процессом. То же касается и восприятия: не автоматически смотреть на мир, а вдумываясь, что ты видишь.

Особенно меня привлекли два пункта из статьи. Даже три.

Слежение за животом во время дыхания. За носом - за потоком вдыхаемого воздуха. И третье - за своими шагами, за тем, как ты ступаешь, куда и зачем. Все эти три "упражнения" я решил испробовать на утренней прогулке на реку.

Как обычно, отведя дочуру в садик, я спустился к нашему берегу, пошел вдоль устья и вот что вспомнил.

Во вторник, второй день моей прогулки, был туман. Он застелил всё побережье, так что в десяти шагах ничего не было видно. Мне это показалось забавным - видеть только крутой склон и край реки - будто попал в мифическое царство. И, долго не думая, я пошел в обычном направлении, но не по тропинке, а по самой водяной кромке, ступая по услужливо выложенным кем-то ведающим крупным камням. Так я брел под звуки норвежского эпоса, преодолевая неизвестное мне расстояние. И вдруг, совершенно неожиданно для меня, передо мной возник небольшой мостик из камней вглубь реки. Буквально метр-полтора в длину и полметра в ширину. Я пошел по мосту из небольших валунов, аккуратно ступая на каждый из них, но переживать не было причин - все камни, которые попадались мне на глаза, были чисты ото льда, как и на протяжении всего моего утреннего пути. При этом льда по берегу - хоть отбавляй, вероятно, это ни для кого не тайна. Я дошел до конца моста, который завершался огромным камнем, удобным для того, чтобы подольше постоять в тишине с закрытыми глазами... Не буду описывать подробности, к делу не имеет никакого отношения.

На следующий день, воодушевившись тем,  что дорога далась легко, я решил повторить подвиг и снова пошел по тому же пути. Утро было ясным, дул ледяной ветерок. Я было рванул вперед, как понял - большая часть камней непригодна для того, чтобы на них наступать. К своей цели я добирался долго - снова хотел попасть на этот мосток. В итоге потратив на путь гораздо больше, чем в предыдущий день, я пришел к месту, где меня ждало разочарование: камень, на котором мне вчера так понравилось лицезреть природу, был покрыт тонюсенькой, но явной коркой льда. Почти не расстроившись по этому поводу, я ушел чуть дальше, подумав о том, что, может, недостаточно задобрил сегодня духов, или плохо их поприветствовал.

И вот сегодня утром, снова проходя этот путь, но сопровождая его техниками медитации, я вдруг подумал - насколько сложно было идти в тумане по скользкому берегу. При этом, я ни разу не потерял равновесие и даже не рискнул упасть в ледяную воду. И все потому, что для меня был важен каждый маленький шаг, я думал о нем, я просчитывал, ОСОЗНАВАЛ.

Именно поэтому я пришел к выводу: какие бы ситуации нам ни давались, возможно, они лишь предостерегают нас впредь внимательно следить за тем, куда и зачем мы "шагаем". И чем сложнее условия, в которых мы вынуждены "шагать", тем меньше риск упасть по причине невнимательности к своему пути.