Москва столица СССР!

Самойленко Галина Ивановна
Аннотация: об уникальных педагогических методах воспитания в детях чувства принадлежности к определённому народу, нации, которые в сочетании с обретаемым жизненным опытом и происходящими историческими событиями приводят их в итоге к сознательной самоидентификации. В рассказе о приключениях малышки Зои допущена аллегория приключений гадкого утёнка, который пройдя все жизненные перипетии, вдруг осознаёт и уясняет для себя, кто он есть на самом деле.   

СОДЕРЖАНИЕ:
Глава I. Сенсация
Глава II. Домашнее задание
Глава III. Трудная наука
Глава IV. Никитинские казаки
Глава V. Надежда-волшебница
Глава VI. Картинка Родины
Глава VII. Реет в вышине олимпийский огонь
Глава VIII. Чернобривцы
ЭПИЛОГ


                Чорнобривці насіяла мати,
                У моїм світанковім краю,
                Та  навчила веснянки співати
                Про надію квітучу свою.


Глава I. Сенсация


В детском саду «Червона рута» стряслась сенсация!...

Ксюшеньке новые панталоны купили!… Да ещё какие: помпон-панталоны!… Совсем не простые беленькие, как у бренных детсадовских, а жуть особенные… И сбежались тут все в раздевалочку, как таракашки, и няньки, и воспитательницы, и сама заведующая приковыляла, чтоб на чудо дивное посмотреть: 
 
—Ух-ты!… Ах, ты ж!… Ты погляди-ка!… Ой, красота-то, какая!…

А на панталончиках Ксюшиных-то рисуночек алый рдеет: стела высокая-превысокая с пятиконечной звездой во главе, а под нею пять олимпийских колец с гордой надписью буквами: «МОСКВА ОЛИМПИАДА — 80».

Взрослые тетеньки панталоны ручками трогают, ахают, а Ксюшенька им булькочет: — Иш командиловки мама пливешла! 

— Уй, ты ж прелесть наша! — сюсюкают они ей.

А в сей момент, из-за угла в сторонке, за всем происходящим подглядывает маленькая девочка Зоя, и внимательно всё подмечает да слушает. Зоя ещё не ведает значений загадочных слов: «командировка», «Москва», «Олимпиада-80» и ещё много чего не понимает, ведь ей всего-то четыре с половиной года. И вдобавок ко всему она только что пережила какое-то странное новое чувство: завидно.



Глава II. Домашнее задание


Детсад «Червона рута» был расчудесный. Здесь всех приучали к труду и на новый год за хорошее поведение давали шоколадные конфеты. А в будни с малышами клеили папье-маше, собирали гербарии, рисовали и читали. Но однажды, усадив крох за парты, воспитательница сказала: 

— Дети, а завтра мы проведём очень интересный урок под названием ПОЛИТИНФОРМАЦИЯ! Но сначала вам нужно потрудиться и сегодня вечером выучить с родителями новые слова и их значения: «Москва — столица СССР», «Киев — столица Украины». Ясно?

Никто из детей не отреагировал на слова воспитательницы. Карапузы вели себя абсолютно естественно: ковырялись в носу, чухали коленки, рассматривали потолок и совали друг другу пальцы в рот. И заведующая детсадом, расстроившись, указала на детей руками:

— Ну, ось бачыш, Надю… Подывыся на ных… Я ж тоби казала, рано ще, воны ще не зрозумиють.

Но одухотворённая Надя убеждала её: — Не волнуйтесь, всё получится, Алёна Валерьевна! Вот увидите!



Глава III. Трудная наука
 

Вечером Зоя собиралась идти гулять, но мама остановила её: — Сначала домашнее задание выучим! — И достала из серванта какую-то книжечку. Внутри та похожа была на обычную разукрашку… Ха! В детсаду Зоя много таких разукрашивала. Но мама продекларировала: — Видишь, доча, это географическая карта СССР.

Ой! Слово-то, какое страшное: СССР, подумала Зоя. А вот слово карта ей было хорошо знакомо. Взрослые пацаны со двора каждый вечер в карты резались. И Зоя знала, что карты бывают разные: там туз, например, валет или шестёрка, — ну, это на погоны. Но вот так чтоб географическая… Это было новое.

Мама обвела пальцем в книге розовый контур большого разноцветного пятна и сказала: — Вот это всё, Зоя, это Союз Советских Социалистических Республик, а это… — ткнула она пальцем в какую-то чёрную жирную точку внутри пятна, — это Москва. Ты поняла?

Зоя была в шоке и выпучила глаза ошарашено! Она ж только сегодня узнала, что москва — это алый-преалый рисунок на Ксюшиных панталонах. А мама вдруг называет москвой какую-то чёрную жирную точку в разукрашке? Зоя глазам не верила… Такая большая разница?

— Так вот, — сказала мама, — вот эта Москва, она же и есть столица СССР. Ты поняла?

Да конечно ж! Как же тут не понять-то? Зоя присела на корточки и стала раскачиваться туда-сюда, пуская изо рта длинные слюни. Смутное толкование слов ей показалось абракадаброй, и она тотчас утратила интерес к туманной науке. Ей гораздо увлекательнее было растягивать слюни пальцами и наблюдать, как лопаются их тонкие ниточки.   

Мама шлёпнула её по губам: — Ты что делаешь? Сюда в карту смотри внимательно! И учи слова!…

Зое стало больно. От шлепка у неё напухла губа, а в глазах появились слёзы. Она испугалась быть избитой и посему тупо вылупилась в дурацкую разукрашку.

— А вот это, — продолжила мама, указав на другое пятно ярко-зелёного цвета, — это уже Украина. И её столица, Киев. Вот он, видишь? — она показала пальцем на другую чёрную жирную точку в разукрашке.

Зоя огорошено смотрела на две чёрные жирные точки в книге и ясно видела, что у них совершенно одинаковые формы и цвет, и никак не могла понять, почему же мама называет  их по-разному: «москва» и «киев»? Но самой непостижимой загадкой для неё было слово «столица». Что оно означает? Какой его тайный смысл? Не находя ответов, Зоя тупоголово таращилась в книгу и в отчаянии мыслила: дурня это всё какая-то!

— Ты запомнила? — строго спросила мама.

Зоя удивлённо выпучилась на неё… Она честно не понимала, зачем ей запоминать всю эту ерунду. И захныкала, упираясь маминой скудоумной науке.

Мама притянула её ближе и предупредила грозно на ухо: — Не выучишь новые слова, гулять не пойдёшь!… Поняла?

Зоя всё поняла. И страшные экзекуции продолжились. Мама снова талдычила свою абракадабру, тыча пальцем в цветную книгу, а Зоя хныкала и таращилась как балда остолопски. После многократных повторов, мама резюмировала: — Ну, всё, ты уже выучила, и теперь будешь отвечать на память, и спрятала разукрашку обратно в сервант.

Наклонилась к Зое близко-близко и спросила устрашающим голосом: — Итак, Москва столица чего?

Ступор!… Испуганно выпученные глаза девочки смотрели на маму… Робея, она указала пальчиком на сервант и прошептала чуть слышно: — Там… лозовая… цёлная…

Мама страшно смотрела на неё: — Сейчас я возьму ремень…

Девочку объял ужас, и её глаза ещё больше выпучились.

— Чья столица Москва? — повторила мама, готовя ремень.

— Окаины… ? — неуверенно спросила Зоя, переминаясь с ноги на ногу. И тут ремень сильно хлобыстнул по её жопе.

— Нет, Зоя, — ещё раз хлястнул ремень больно-больно, — Москва, это столица СССР! — хлясь — Ты запомнила, Зоя? — хлобысь — Москва, это столица СССР! — хлясь…

Зоя закричала как резаная и заголосила в истерике. Её попе уже сильно жгло, а у мамы с педагогикой и дидактикой всё никак не складывалось. Ну, прямо совсем было худо-худо. Может быть, поэтому мама потом всю жизнь мечтала, чтобы дочка выучилась именно на педагога.

По итогам уникальной маминой «науки» Зоя как не знала смысловых значений новых слов, так и не узнала их, но её попа тогда навеки запомнила: Москва, это столица СССР! Не Украины!

И наконец-то, в тот злосчастный вечер мама выпустила дочку на волю — погулять. И Зоя, чухаясь сзади под колготами, задумчиво поковыляла к своим друганам и подружкам на улицу.



Глава IV. Никитинские казаки


Облазив с корешами все крыши, заборы, сараи и ощупав всех местных котов и собак, Зоя прицепилась в хвост дворовой компании взрослых ребят и погнала с ними гулять в старую часть города.

На старинной площади хлопцы вылезли на каменный монумент. А Михей вдруг заявил: — Паца, вы знаете, что этот памятник стоит на том самом месте, где когда-то Богдана Хмельницкого гетманом Украины выбрали? — Все уставились на него, а он продолжал:

— Да… и когда-то здесь Никитинская Сечь была… и казаки на саблях дрались…

Тут он выломал ветку клёна и, размахивая ею храбро, словно казацкой саблей, ткнул бесстрашно Сереге прямо в самую пятую точку. Взбешённый Серёга спрыгнул с памятника, яростно выхватил палку, и завязалась драка. В результате боя он сделал Михею в ответ тоже самое. Но уже через пару минут все возвращались обратно во двор и пацаны, крепко обняв друг друга за широкие плечи, шли и орали на всю улицу песню:

                Светит незнакомая звезда
                Снова мы оторва…

— Гы-гы-гы…   



Глава V. Надежда-волшебница


А утром воспитательница Надя объявила начало урока политинформации. Зоя оцепенела от ужаса: шо… опять?… Но к счастью, Надя проявила чудеса педагогики и дидактики, как и обещала ранее заведующей детсадом:

— Дети! — зажурчала она зефирно-пряничным голосом, — Вообразите, что мы с вами птички-синички и летим сейчас высоко-дАлеко в небо, чтоб посмотреть сверху вниз на нашу землю, где живём. Ну-ка, все, полетели-полетели!…

И карапузы замахали ручками-крылышками… — полетели.

Всем стало радостно, весело.

— А теперь, — улыбаясь, сказала Надя, — когда мы воспарили в небо, давайте глазками глянем вниз и увидим, что вся земля стала похожа на маленький кругленький шарик. Вот такой! — и показала малышам глобус.

— Вот так земля выглядит свысока. Видите, она здесь разделена на красочные большие и маленькие территории, где живут люди. И вот тут вот, зелёным цветом разукрашена та территория, где сейчас живём мы с вами. Видите? — показала Надя пальчиком.

— Эта территория земли называется Украина! И здесь живём мы, украинцы, особый народ! А знаете, почему Украина разукрашена зелёным цветом? — спросила воспитательница.

Малыши чудно смотрели на Надю как на сказочные ворота.

— Да потому что за окном все каштаны и ели зелёные! — ласково засмеялась она, — Ну-ка бегите все поскорее и смотрите в окна! И карапузы, пища и подпрыгивая радостно, помчались к подоконникам, тыча пальцами на листву за стёклами. А воспитательница продолжала:

— А самый-самый главный город Украины называется Киев. Его ещё называют удивительным словом СТОЛИЦА… … 

Воспитательница всё рассказывала и рассказывала: … и Украина наша… … а слово СССР — это такая… … 

И только теперь Зоя постигла разгадку значения слова «столица». Только сейчас узнала, что страшное слово «СССР», это всего лишь огромная территория земли, охватывающая много маленьких территорий, а слово Москва — это название главного города СССР, а вовсе не красный рисунок на Ксюшиных панталонах и не чёрная точка на географической карте, как говорила ей мама. Понять то она это поняла, но только она не понимала, за что вчера пострадала её бедная попа, на которой уже проступила сине-фиолетовая предательская полоска — след ремня.
 


Глава VI. Картинка родины
 

Днём всех малышей вывели на прогулку. В летнем павильоне их напоили свежим гарбузовым соком и те, все испачкано-оранжевые, помчались выглядывать за ворота на улицу, просовывая свои чумазые пухлые щёки сквозь металлические прутья решётки: а что же там делается? А там был военкомат, и гурьбы призывников, возмужалых, хмуро-угрюмых и глубоко погружённых в свои мрачные думы, нервно курили сигареты и крепко матерились между собой.   

Будущие солдаты заметили пухлощёкие лица детей, которые с трудом протискивались сквозь прутья решетки и вдруг радостно улыбались им. Чумазые рты малышей один за другим расплывались в улыбках, и у многих уже не было молочных зубов. А пухлых щёк этих было так много, словно бы стадо хомячков глядело на солдат, мило мигая им глазками.

И солдаты рассмеялись в ответ детям весело. Для некоторых из призывников то была последняя радостная картинка родины. Ведь многих из них, простых украинцев, тогда не по воле направили в Афганистан.



Глава VII. Реет в вышине олимпийский огонь


После тихого часа Зоя пришла в раздевалку и ещё сонная плюхнулась на скамейку.

— Ай-ай! — как же сильно болела её бедная попа. Она почухалась  задумчиво…

И вдруг в сей момент заметила небольшую группу детей, внимательно слушающих модницу Ксюшеньку. Та указывала пальчиком на свои помпон-панталоны и говорила поучительно: — А ето… ето… Мошква — штолиша ШШШЛ!   

И вот здесь уже Зоя не выдержала… Она встала, подошла к Ксюшеньке и сильно-сильно толкнула её. Ксюша свалилась на скамейку, а Зоя живо стянула с неё те злосчастные панталоны и зашвырнула их высоко-высоко за шкафчики раздевалки. И они полетели.

А вечером пришла мама и забрала Зою из детсада. Она принесла дочке голубой воздушный шарик, и Зоя, словно маленький Пятачок, бежала с ним вслед за маминой юбкой, спотыкалась, еле успевала, и хваталась за мамины ляжки. Бантики на Зоиных хвостиках забавно трусились, а голубой шарик в руке игриво дёргался, и всё время подлетал ввысь к жёлтому солнышку. Они быстро шли, отчего Зоина попа только сильнее болела. А из окон домов, с помехами радиол доносились слова какой-то удивительной и популярной в то время песни:

…Реет в вышине и зовёт олимпийский огонь золотой.
Будет Земля счастливой и молодой!
Нужно сделать всё, чтоб вовек олимпийский огонь не погас,
Солнце стартует в небе, как в первый раз.
Этот яркий день мы надолго, надолго запомним с тобой,
Будет Земля счастливой и молодой!…

Вот так вот четырёхлетняя малышка Зоя пострадала своим слабым местом за Москву. И тем самым навеки запомнила: Москва, это столица СССР! Не Украины!



Глава VIII. Чернобривцы


Скоро Зоя пошла в первый класс школы. Едва ей исполнилось шесть  лет. Потому что мама сильно волновалась о дочкином большом росте, ведь в Зоином роду все по папе и по маме были жуть высокорослыми. Но в классе Зоя оказалась не самой рослой, а самой жирной. Ну, в общем, как всегда мама не о том волновалась, снова допустив очевидную ошибку в воспитании дочери. И в этом смысле горизонт был явно завален.

Но самоотверженная мамаша не привыкла сдаваться и собственноручно мастерила Зое такие платья и такую школьную форму, что все дочкины недостатки скрывались, а достоинства подчёркивались. Что и позволило Зое на первом же конкурсе новогодних костюмов занять первое место в классе и стать Снежинкой Д’Артаньяна.

А весной, в коридоре школы Зоя заметила, что её учительница беседует с какой-то тётенькой и родителями из родительского комитета. И подбежала к ним поближе, чтобы послушать.

— Не знаю, Вера Остаповна, — возражала учительница, — они ещё такие маленькие и у них ещё образное восприятие. Не уверена, что им под силу осмыслить такую сложную историческую экскурсию. Может, попробовать другую тематику, попроще?

— А два часа удержать внимание класса?... — недоверчиво спросила одна из родительниц.

— Не волнуйтесь, всё получится! Вот увидите! — убеждала их тётенька Вера Остаповна.

И скоро Зоин класс повели на экскурсию. Там присутствовало много родителей из комитета, а с ними каких-то двое сумрачных дядечек в гражданском. Все шептались что их, якобы, из отдела культуры и образования приставили. Эти двое потом везде за Верой Остаповной хвостом ходили, и всё внимательно слушали да наблюдали, как надзиратели. А Вера Остаповна одухотворённо вещала о легендарном историческом крае, показывая всякие исторические места, в том числе и каменный монумент, где Зоя когда-то видела, как Миха Серёге храбро ткнул кленовой палкой, словно казацкой саблей, прямо в самую пятую точку. Экскурсовод с горящей душой рассказывала о казаках Никитинской Сечи, которые умели отважно драться, не боясь ни крови, ни смерти. А у памятника гетману Украины Б. Хмельницкому она вдруг сильно расстроилась и расплакалась:

— Ну как же так можно? Как можно было забыть свои родные истоки, свой дух и силу? Ведь земля, где мы стоим, это колыбель Воли украинского народа, она — самое сердце Украины! И эта местность… она же кладезь украинской истории! Вот отсюда Воля украинцев по всей Земле разлилась…

И тут сумрачные дядечки вдруг подали голос: — Да вы что несёте, Вера Остаповна?… Вы что такое вообще несёте? Может, вы ещё на украинском здесь заговорите?… У нас, дорогая вы наша, своя советская история есть, московская, если хотите! Или, она вам не известна?

Экскурсовод попыталась возразить: — Ну, это же историческая экскурсия вообще-то… я же вообще-то…

— Вот и рассказывайте вообще-то о Переяславской раде, о добровольном желании запорожских казаков вступить в московское подданство, о мартовских статьях 1654 г., и переяславских статьях 1659 г. Как вам и положено. И не занимайтесь тут своей самодеятельностью! Ясно?

И вдруг мужчины всем объявили, что экскурсия на том закончилась, и распорядились, чтобы учителя немедленно отвели учащихся обратно в школу. Все были обескуражены и даже немного напуганы, — как-то так неожиданно и внезапно всё оборвалось. 

Классы срочно отогнали подальше от памятника и стали строить парами группой. А поодаль подъехала какая-то машина, и мужчины-надзиратели удалились туда вместе с экскурсоводом. И Вера Остаповна им там что-то объясняла и усердно доказывала, размахивая руками широко, образно.

Зоя ясно понимала, что здесь и сейчас происходит что-то не так. Ведь явно было что-то не так! Все очень нервно суетились, были очень устрашены и жутко напуганы.

Классы построили парами и стали уводить. Вдруг Зоя обернулась и заметила, что у памятника Богдану Хмельницкому одиноко и задумчиво осталась стоять мама Вовочки Баранова, — она из родительского комитета. Зоя подбежала обратно к памятнику, сорвала с клумбы чернобривцы и, подойдя к взрослой женщине, проникновенно заглянула ей прямо в глаза. В сей миг мама Вовочки Баранова тихонько и печально бормотала под нос слова из известной песни: «надо быть спокойным и упрямым… чтоб порой от жизни получать… радости скупые телеграммы».



ЭПИЛОГ


24 августа 2014 года после аннексии Крыма Россией и во время российской военной агрессии на Донбассе, уже совершенно взрослая Зоя вновь стояла у памятника Б. Хмельницкому, прямо в самом центре Никитинской Сечи. И внимательно наблюдала, как сильный свободолюбивый народ украинцы, все с малышами на руках, патетично поют гимн Украины в честь 23-й годовщины независимости своего государства:

Ще не вмерла України і слава, і воля,
Ще нам, браття молодії, усміхнеться доля!
Згинуть наші воріженьки, як трава на сонці,
Запануєм і ми, браття, у своїй сторонці!

Душу й тіло ми положим за нашу свободу
І покажем, що ми, браття, козацького РОДУ!

И в сей миг, Зоя вдруг ощутила безмерную одухотворённость и одушевление от осознания того, что и сама она есть частью этого свободолюбивого, гордого, сильного и независимого народа.

«Чорнобривці»
українська народна пісня
https://www.youtube.com/watch?v=Xun90foUKKA