Осовец 1915. Русская рулетка

Лауреаты Фонда Всм
ВЛАДИМИР РЕПИН - http://www.proza.ru/avtor/repinvn - ВТОРОЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ «ЛАУРЕАТ 39» МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

 - Вы будете расстреляны, как шпион! - полковник размахивал парабеллумом перед носом поручика, смешно шевеля усами "под кайзера". Переводчик бубнил в такт.
- Хер оберст, ну какой я шпион! - оправдывался тот, - я бы тогда переоделся под местного, грабли взял, к примеру. А я - в шинели, мундире, при оружии. У меня в Пржеходах паненка, зазноба, Марыся. Я же её с сентября четырнадцатого года не видел, может, брюхата от меня, а я не знаю! Жениться хотел, не выдержал, рванул через ваши позиции навестить... - поручик потрогал громадную лиловую шишку на лбу слева.
- Ну, тогда берите в плен! Я же всё-таки в форме - значит, по всем конвенциям военнопленный. Но, хер оберст, дозвольте в Пржеходы хоть на полчасика, хоть под конвоем! Вы же тоже были молоды, неужели не поймете меня! Я жениться обещал, для меня честь офицера - не пустые слова! Что она обо мне подумает! А если у неё ребенок будет?
"Послал бог идиота на мою голову!" - прикидывал полковник.
- Вы это серьезно - насчет Прш... Пше... тьфу! по поводу этой Марыси? Надеетесь, что я вас отпущу?
- Да мне без неё жизни нет!
- Ну, застрелились бы!
- Я бы и застрелился, да наша вера запрещает!
- Наша тоже!
- А дать мне мой наган ваша вера не запрещает? И один патрон! Вы про русскую рулетку слышали? Это не самоубийство, это просто риск. Если Бог от меня не отвернётся, пропустите к Марысе?
- Смеётесь? Ваши шансы 6 к 1, вы попросту надеетесь увильнуть от нас.
- Я готов срелять 10 раз подряд! Вы же артиллерист, математику знаете: это почти без шансов. Не беспокойтесь за себя - можете пригласить в качестве охраны и зрителей весь свой штаб - пусть держат меня на прицеле. А для меня это будет гарантией, что вы сдержите слово и отпустите меня -  уж ежели не в Пржеходы, то хотя бы в сторону крепости, к Осовцу.
- Сумасшедший! Вы готовы пустить себе пулю в висок из-за любви к этой польке?
- Хер оберст, вам этого не понять!
"Geleert hab ich nach Herzenswunsch
Der Liebe Kelch, ganz ausgeleert;
Das ist ein Trank, der uns verzehrt
Wie flammenheisser Kognakpunsch..."

- Отчего же? Я тоже люблю Хайне:
"Da lob ich mir die laue Waerme
Der Freundschaft; jedes Seelenweh
Stillt sie, erquickend die Gedaerme
Wie eine fromme Tasse Tee".
Вы - интересный собеседник, поручик. Ладно, я дам вам этот шанс!

***

Штабные офицеры шумели, переговаривались между собой, спорили, и кто-то уже начал делать ставки на результат этой игры со смертью.
Поручик не выдержал:
- Господа! Я всё же не скаковая лошадь! Чтобы отбить у вас желание заработать на мне, я прошу дать мне еще три патрона! Тогда мои математические шансы выжить  - два к десяти тысячам. У вас это отобъет охоту к пари, а Богу без разницы, если захочет меня спасти - всё в его власти.

По бункеру пронёсся гул восклицаний, из которых поручик вычленил только "доннерветтер!" и "шайсе!", да парабеллумы добровольной охраны оберста повернее взяли его на прицел. Но патроны он всё же получил и вставил в барабан.
Встал поаккуратнее, чтобы не забрызгать кровью высевшую на стене шинель оберста, резко крутнул барабан, поднёс ствол к виску...
Курок сухо щёлкнул. Толпа офицеров охнула.
Ещё раз. Щелчок, вздох и приглушённо-удивлённые возгласы штабных...
Поручик крутнул барабан в третий раз, четвертый, пятый, шестой...

Штаб гудел от слов восхищения, ругательств, требований немедленно найти шнапс, посколько смотреть на такое на трезвую голову уже невозможно.
Семь, восемь, девять... Десятая попытка отозвалась тем же сухим щелчком!!!
Поручик стоял бледный, как мел, капли холодного пота выступили на лбу.

- Господа офицеры, да он нас дурил! Это просто невозможно! У него же  боёк спилен! - наконец, не выдержав общего молчания, заорал немолодой гауптман.
- Вот и повтори! - подначил его кто-то из толпы.
- И повторю! - гауптман взял наган, намериваясь повторить "фокус" русского.
- Вверх, хер гауптман, ствол вверх! - попросил поручик, - мы вам и так поверим, - и для верности показал руками, как следует держать револьвер, чтобы не наделать бед.
Немец поднял ствол вверх, крутнул барабан и нажал на спуск. Грохнул выстрел, сверху посыпалась какая-то труха, кисло запахло пироксилиновым порохом.
Офицеры охнули, потом загалдели все разом, и уже совсем не разобрать, что именно. В руках у поручика оказался стакан, наполненный шнапсом, и ломоть серого ноздреватого хлеба с изрядной пластинкой явно местного, розового польского сала.
Ему даже наган оставили, конечно, без патронов.
Потом были проводы до первой линии окопов и густой февральский  туман...

***

- Ну что, бог войны? Где твоя карта? Так, та-а-к... Это у тебя направление на "Большие Берты" по вечерним вспышкам? - поручик показал на пунктир от артиллерийского наблюдательного пункта на немецкие тяжелые батареи, месившие крепость.
- Это... А толку? Где они по второй координате? я же не могу молотить в белый свет - только спугну. А вспышка видна только с этого направления, правее и левее бровка берега мешает и холмы...
- Сгоревший сарай у тебя тут обозначен? - поручик ткнул пальцем в мелкий прямоугольник на карте.
- А толку? они этот ориентир еще в первые дни спалили, к нему теперь не привязаться.
- А тебе к нему и не надо. От него бери по карте азимут 273 на вспышки "Берт". Вот тебе и второе направление. Довольно точно получается, ты со своим рассеянием должен уверенно их накрыть. А уж калибра и дальности новых "Канэ" хватит, чтобы покорёжить это крупповское добро, или хотя бы от места отвадить куда поглубже.
- Тебя там и взяли?
- Угу. Увлёкся слишком. Хорошо, что темно было: как навалились, я первым делом компас выронил и в грязь втоптал. Они ничего не поняли, иначе не отпустили бы ни за что.
- Слушай, Ржевский, а как тебе это вообще удалось? тут молодёжь такие сказки про тебя рассказывает, что я и ушам не верю.

- Элементарно, Ватсон! У меня наган с лёгкой трещёткой на барабане, даже один патрон перевешивает, вниз уходит, если ствол горизонтально держать. А я у них еще три патрона сторговал. Прикинь, это же пятьдесят граммов перевеса с одной стороны. Хотя на собственных нервах, конечно, поиграл от души! Повторять не стану. А гауптмана я попросил ствол вверх поднять, чтобы он себе ненароком мозги не выбил. Хотя, что там было выбивать? Ведь когда барабан встаёт вертикально, ему уже всё равно, где остановиться, а германцы так и не поняли ничего...

И долго ещё товарищи Ржевского, поглядывая на свеженького "Станислава с мечами", подкалывали его:
- Ну, как там пани Марыся из Пржеходов? Всё еще ждёт?
 ______________________________________

Командование Генерального штаба, полагая, что требует невозможного, просило командира гарнизона продержаться под огнём хотя бы 48 часов. Крепость Осовец выстояла ещё полгода.
Несмотря на большие потери в результате обстрела артиллерией, который был наиболее интенсивным 14 –16 февраля и 25 февраля — 5 марта 1915 года и привёл к многочисленным пожарам внутри крепости, русские укрепления выстояли. Более того, огнём русских батарей был уничтожен ряд осадных орудий, в том числе две «Большие Берты». После того, как несколько мортир крупнейшего калибра было повреждено, германское командование отвело эти орудия за пределы досягаемости защитников крепости.
Вторая линия выдвинутых позиций также устояла. Эта неудача вынудила командование германской армии перейти и на этом участке фронта к позиционным действиям, которые продолжались до начала июля.
_____________________________________________________

Я чашу страсти осушил
Всю до последнего глотка,
Она, как пунш из коньяка,
Нас горячит, лишая сил.

Тогда я, трезвость восхваляя,
Отдался дружбе, — мир страстям
Она несет, как чашка чаю
Отраду теплую кишкам.

Г. Гейне
__________________________

Фото: такими снарядами немцы обстреливали крепость