Здесь жить нельзя - Асбест и Рефтинский

Юрий Язовских
Вся история города Асбеста Свердловской области может уместиться в одно предложение: открытое в 1889 году Баженовское месторождение асбеста породило этот город, а потом оно же и убило его. Классическая гоголевская история.

Более ста лет местные жители добывали асбест в нескольких карьерах в черте города. Постепенно три карьера слились в один гигантский – самый длинный карьер в мире! Его длина более 7 километров! Этот карьер в процессе своего роста сожрал дорогу между двумя районами города, поглотил ряд жилых домов, промышленных зданий и закусил городским стадионом.

Мои фотографии Асбестовского карьера: https://fotki.yandex.ru/users/yuri-yazovskikh/album/404737/

В последние годы карьер несколько умерил свои аппетиты: он не увеличивается в размерах, но становится глубже (некоторые залежи асбеста в нем прослеживаются на глубину до одного километра – так что углубляться ему есть куда). В месторождении помимо асбеста было обнаружено более сотни различных минералов, но в промышленном масштабе добывается только асбест и щебень.

В настоящее время использование асбеста серьезно ограничено во всех развитых странах из-за канцерогенных свойств этого минерала, но на предприятии "Ураласбест" уверяют, что наш асбест совсем другой, чем на богом проклятом Западе. В нашем хризотил-асбесте якобы нет вредных для здоровья волокон. Ряд стран (Китай, Индия) по-прежнему его покупают, и до 60% добываемого асбеста идет на экспорт.

Несмотря на "безвредность" нашего асбеста, по всем последним рейтингам самых грязных российских городов Асбест неизменно попадает в первую десятку. У жителей города широко распространены профессиональные заболевания, вызываемые контактом с асбестовой пылью – поражения легких (асбестоз), болезни кожи и рак.
Правда, нельзя не отметить, что дышат жители Асбеста не только асбестом. В 15 километрах от города расположена мощнейшая Рефтинская ГРЭС (на фото), которая дает 28 % вредных выбросов в атмосферу от всех стационарных источников загрязнения в Свердловской области.

Совокупное воздействие "Ураласбеста" и Рефтинской ГРЭС привело к тому, что по данным на начало 21 века по состоянию здоровья населения в целом Асбест попал в одну категорию с челябинским Карабашем – самым грязным городом Южного Урала. Коэффициент относительного онкологического риска в Асбесте по сравнению с фоновым уровнем составлял 2,3 и тоже равнялся коэффициенту Карабаша. Через десять лет ситуация не улучшилась: в 2013 году Асбестовский городской округ оказался на лидирующих позициях в Свердловской области по уровню первичных раковых заболеваний: 493 случая на 100 тыс. человек. В среднем по области показатель равен 389, по России – 373… В 2015 году заболеваемость  раком выросла еще больше (до 572), а смертность составила 292 случая на 100 тысяч при среднеобластном показателе в 218.
 
Самое плохое в том, что свет в туннеле для Асбеста совершенно не просматривается. Если в некоторых грязных городах Урала ситуация все-таки меняется к лучшему по сравнению с советскими временами (Ревда, Полевской, Верхняя Пышма), то в Асбесте никаких вариантов для улучшения не видно. Город большой – более 60 тысяч человек, поэтому переселять его жителей никто не будет. Но и устранить вредные для здоровья факторы в Асбесте невозможно: карьер никуда не перенесешь, да и Рефтинская ГРЭС как работала, так и будет дымить дальше.

Раз уж речь зашла о Рефтинской ГРЭС, то нельзя не упомянуть и о поселке Рефтинский (популяция 16 тыс. человек). Как Асбест является ребенком Баженовского месторождения, так и его сосед - Рефтинский стал дитем одноименной ГРЭС.
Рефтинская ГРЭС не просто угольная тепловая станция, а самая крупная тепловая электростанция в России, которая работает на угле. Ее самая высокая труба взметнулась на высоту 330 метров!

В 2015 году трубы Рефтинской ГРЭС выплюнули в небо 281 тыс. тонн разнообразной гадости. И это не просто дым, содержащий взвешенные вещества. Угольная ГРЭС – это бензпирен, оксид азота, сернистый газ, свинец, мышьяк, кадмий и много другой дряни, которая содержится в угле и вылетает в атмосферу. Новые собственники ГРЭС постепенно проводят модернизацию очистных сооружений, но работа идет очень медленно.  Помимо выбросов в атмосферу ГРЭС ежегодно производит около 6 млн. тонн золы и шлака, которые складируются неподалеку.

Расположен поселок Рефтинский всего в 2-х километрах от своей "мамы" и не просто попадает в зону выбросов предприятия, которая раскинулась на десятки километров от станции, а находится прямо в их эпицентре.

И как же работа ГРЭС отражается на здоровье населения? С официальными данными по этому населенному пункту большие проблемы. Трубы ГРЭС извергают тонны вредных веществ рядом с Рефтинским, но стационарного поста, который бы отслеживал качество атмосферного воздуха, в поселке нет. Медицинскую статистику по Рефтинскому найти также нереально. Похоже, что точных данных по данному поселку не существует. Там отсутствует даже стационар – есть только поликлиника.

Я думаю, что стоит взять за основу аналогичный населенный пункт, по которому имеется медицинская статистика. К примеру, в городе Верхний Тагил, где также работает угольная ГРЭС, первичная заболеваемость злокачественными новообразованиями крайне высокая: 448 случаев на 100 тысяч населения в 2013 году и 528 в 2015. Вполне сопоставимо с городом Асбест. Подозреваю, что и в Рефтинском, рядом с которым дымит электростанция, которая выбрасывает в 10 раз больше вредных веществ, чем в Верхнем Тагиле, ситуация со здоровьем населения ничуть не лучше. А, вероятно, что и похуже.

Самое обидное, что сам по себе поселок Рефтинский – довольно симпатичный и на взгляд со стороны выглядит весьма удобным для жизни (в уральской провинции таких населенных пунктов немного). В нем нет очень старых зданий, поскольку он начал строиться в 60-е годы 20 века; жилые дома, в основном, не выше пяти этажей; в поселке очень много зелени и неплохие дороги. Жить бы да радоваться, но три работающие трубы ГРЭС портят эту пасторальную картину провинциального российского рая.