Воздушное путешествие отца Иллариона

Валерий Казанцев
Уже давно не было и месяца, чтобы наш герой не отправился куда-нибудь по долгу служения Господу в пределах Центральной части России. Вот и сейчас он собрался в Патриархию, куда проще всего и быстрее было добраться на самолете. Вообще-то, отец Илларион не очень жаловал своим вниманием данный вид общественного транспорта в связи с его не совсем естественным образом перемещения в пространстве. Ведь наши праотцы перемещались на любые расстояния исключительно по поверхности земли, не дерзая возноситься в сферы близкие к горним высям. Однако он не был и ханжой в вопросах научно-технического прогресса, а потому и, недолго рассуждая и стеная о перипетиях судьбы, собрал свою незамысловатую поклажу и отбыл в вышеуказанном направлении в бодром здравии и с Иисусовой молитвой в сердце.

Процедура прохождения регистрации и посадка прошли, как говорится, в штатном режиме, то есть, без каких-либо происшествий, если не обращать внимания на повышенный интерес со стороны соотечественников. Причем это касается, как собственно самих пассажиров (коллег по путешествию, так сказать), так и со стороны служебного персонала. А выражался этот самый интерес или просто любопытство в виде глупых улыбочек, перешептываний и незамысловатой мимики и жестов. Оказывается, что в нашей православной стране человек в облачении священника еще не признается большинством в качестве равноправного члена социума. Многие, например, столичные граждане приучены к тому, что батюшка формата «аля – Охлобыстин» (в свои времена), например, должен в присутственных местах (вне храма) перевоплощаться в мирские портки «рубаха – джинсы». Но, наш герой и не такое видел, а потому и относился к подобной ситуации как к неизбежному злу, то есть, снисходительно и философически.

После всей, как говорится, предполетной суеты и размещения небольшого саквояжа в багажном отделении над головой отец Илларион удобно уселся согласно означенному месту в посадочном талоне возле иллюминатора на той стороне салона, что имеет сдвоенные кресла. Так как самолет был из тех, что легко перепутать с моделями формата «малая авиация», то есть, небольшой ЯК-40М, то и ситуация в пассажирском отсеке больше напоминала маршрутку в час пик, чем комфортабельный авиалайнер. Однако теснота, раздражающая многих неуравновешенных людей, вовсе не представлялась протоиерею чем-то из ряда вон выходящим. Скорее, близость к народу радовала батюшку возможностью общения в плотной людской среде, что по самому определению порядка вещей делало его (общение) более сердечным и плодотворным с духовной точки зрения.

Соседом отца Иллариона оказался приличный молодой человек лет так двадцати пяти. Краткое описание данного уникального экземпляра больше подпадало под определение «ботана», если бы он был тинэйджером. Но в своей возрастной группе данный вчерашний студент уже начинал соответствовать эпитетам «перспективный» или «интеллигентный». «Вот такие фокусы проделывает возраст!» - подумал, улыбнувшись в густую поросль на лице, наш поп, знающий о жизни многое вовсе не понаслышке. И, поняв опять же по причине огромного профессионального опыта общения с самыми разными категориями людей душевное состояние (психотип, если угодно)  своего соседа, начал первым знакомиться.
- Отец Илларион меня звать! А как к вам обращаться, молодой человек? – мягкий бархатистый голос настраивал на дружелюбную стезю.
- Федор, радиоинженер. По производственным делам лечу в столицу в качестве командировочного.
Молодой человек сразу же проникся доверием к своему визави и не выразил явных признаков волнения, как это обычно у него бывало с незнакомыми людьми в подобной ситуации. «Вот вам и магия «правильного» обращения» - подумал бы осведомленный свидетель, окажись он сейчас рядом. Но по причине его полного отсутствия доверим делать самостоятельные выводы непредвзятым читателям, окунувшись в атмосферу разворачивающихся своим чередом воздушно-пассажирских событий.
- Стесняюсь спросить, часто летаете? Не боитесь? – отец Илларион только с Божьей помощью проникся бесстрашием к воздушным полетам, а потому и не совсем понимал степень доверия к данному способу перемещения в пространстве со стороны атеистической среды.
А о том, что его нынешний попутчик был таковым, у батюшки с первого взгляда не было никаких сомнений.
- Привычка – второе я! Бывает, что и по три-четыре раза в месяц приходится мотаться в столицу. Выработался иммунитет к такого рода возможным фобиям.
- Ну, дай Бог нам благополучно добраться до места назначения. Благослови, Господи! – духовное лицо наложило крест на весь салон, попутчика и себя, коротко наклоняя голову каждый раз.

Двигатели мощно заработали, а весь самолет задрожал в ожидании мощного рывка для взлета. После небольшой пробежки по взлетной полосе, когда от шума и вибрации невозможно было что-либо услышать, авиалайнер благополучно оторвался от поверхности земли, и наши герои смогли продолжить начатое общение.
- Батюшка, я некрещеный, неверующий и самый, что ни на есть, атеист. Однако ваше мнение на ряд вопросов меня могло бы очень даже заинтересовать. Вы не против беседы на темы, близкие к существу человеческой эволюции, например? И называйте меня на «ты», мне так будет проще общаться.
- Спрашивайте, молодой человек…. К-хе…. Возможно, смогу тебе чем-нибудь помочь в принятии нового взгляда на старые проблемы.
- Вам знакома идея происхождения вирусов? Есть мнение, что это не просто форма органической жизни – самой древней на Земле, кстати. Но, и нечто большее….
- Ты говоришь о том, что в, так называемой, «псевдо» научной среде активно муссируется последнее время идея о внеземных биотехнологиях, к коим относят и вирусные инфекции? Эти «деятели» пытаются внушить людям мысль о том, что вирусы – это биологические роботы, которые управляются некими высшими существами в качестве носителей инструмента воздействия на эволюционные процессы органической жизни нашей планеты. Что-то слышал, что-то читал и смотрел по телевизору об этом. Но, мне очень сомнительно, что такую чушь можно всерьез воспринимать как научный факт.
- Вы меня, если честно, удивили своей осведомленностью. Ведь не секрет, что церковнослужители очень серьезно отстают в научном знании, прикрываясь всегда божественным началом и сверхъестественным аспектом, которые гарантируют им беспроигрышный вариант при обсуждении любых тайн вселенной.
- Ты слишком сильно преувеличиваешь, Федор. Согласись, что сам собственно не сведущ в вопросах церковной жизни и веры в Бога. Наверняка, твои знания основываются на беглом изучении исторических моментов, связанных с зарождением и развитием основных мировых религий. Но Вера основывается на безусловном доверии, а вы – атеисты - все ставите под сомнение и требуете доказательств того, что нельзя осознать по определению. Бог – это математическая бесконечность. Его нельзя понять или увидеть в силу самой данности. Даже здесь было бы уместно сравнить ипостась Бога – Закон – в качестве практики с человеческой сознательной функцией, что ассоциирует с теорией. Только подумай, насколько теория всегда отстает от практики, ведь в последней реализуется бесконечное количество неучтенных человеком факторов. Ладно… это отдельная тема….
- Батюшка, за время нашего полета вам меня все равно не приобщить к православной традиции, а потому предлагаю сосредоточиться исключительно на вирусах, - Федор как-то даже приосанился, ощущая себя равным партнером с таким необычным для самого себя визави в этом нешуточном разговоре.
- Хорошо, - отец Илларион оценил пикантность момента, но продолжил разговор с самым серьезным видом, - наша православная вера исключает инопланетный разум в силу того, что Бог создал в реальном мире (ангельский или сверхъестественный не рассматриваем сейчас) только одного носителя сознательной функции – человека. Но ты сейчас не готов к таким открытиям. А потому я попробую смотреть на мир твоими глазами, то есть принять правила человека верующего только в силу научных открытий. Смотри, что получается с вирусами….
Приятной наружности молоденькая стюардесса предложила освежиться напитками, чем слегка нарушила наметившуюся диспозицию в этой извечной антагонистической словесной баталии. Но, как и все бренное, напитки быстро выпиты, а разговору не видно даже и намека на окончание.

- Предлагаю весь органический мир ограничить человеком в силу того, что он венец творения и воплощение наивысшего эволюционного этапа. Тогда получается ситуация не совсем прагматичная и рациональная. Я имею в виду то, что по этой «псевдо» теории вирусы могут изменять структуру ДНК и РНК человека, программируя, если можно так выразиться, его физиологические мутации. Но мы-то являемся в первую очередь носителями сознательной функции, а не ног, рук и позвоночника. Так зачем же тогда вселенной, которая очень рачительна по определению, или каким-то там внеземным цивилизациям оказывать такое опосредованное давление на косвенные рычаги управления. Неужели прямое энергетическое воздействие (а энергетическое начало сознательной функции теперь очевидно всем; вспомним хотя бы про нейронные связи), которое самым очевидным образом является наиболее эффективным, есть необходимость заменять на трудоемкий и длительный процесс управления человеком через его телесные эволюции. Ну, будет человек по вашей Е. П. Блаватской, например, ростом восемнадцать метров и совокупляться со всем звериным миром с возможностью плодить кентавров, сфинксов и русалок. Чем же этот формат развития может превалировать над естественным процессом, в котором духовность позволяет не просто выжить, а именно прогрессировать?! Вопрос риторический….
- Вы, батюшка, несколько пошатнули мой устоявшийся взгляд на мироздание. Есть над чем подумать на досуге….
Разговор продолжался в том же ключе еще довольно долго, обе его стороны предлагали все новые и новые доводы в пользу противоположных заключений. Это и понятно, ведь наш реальный мир в своем сознательном восприятии человеком носит дуальный характер. А потому и любые умозаключения, которые выходят за рамки понятия данности всегда питаются из двух источников: «за» и «против».

Но вот самолет начал снижение высоты, что свидетельствовало об очевидном – полет подходил к своему завершению. Все пассажиры вдруг стали активно готовиться к посадке, что выразилось в физической активности на местах и достаточно громких разговорах о предстоящей поездке из аэропорта в центр города на электричке и прочих бытовых вопросах. А отец Илларион погрузился в молитву, славя Господа за то, что Он не оставляет его без своей опеки во все важные моменты жизни.