Спортивная страсть. Глава 1. Несправедливость

Марина Клименченко
      ПРЕДИСЛОВИЕ

      В горсть собраны осколочки былого,
      Ладонь сожму - кровит.
      Но тянется за словом слово,
      И память душу теребит.

      "Спортивная страсть" - это длинный рассказ о сложном и желанном пути, открывшемся для меня поздно и неожиданно. Около пятнадцати лет я осваивала законы противостояния, училась бороться, побеждать и проигрывать.
      Шаги к главному пьедесталу давались то удивительно легко, то с огромными усилиями и болью. Блеск золота, серебра или бронзы пленил, но не слепил меня. Каждая медаль, как положено, имела оборотную сторону, пропитанную потом и слезами. Об истинной цене завоёванных наград и личных спортивных чувствах я решилась написать без прикрас. Может, кто-то откликнется на эти воспоминания и пойдёт следом. Или отыщет другой похожий путь - честный, добрый, обязательно победный. И не важно, сколько раз придётся оступаться или падать, главное – хоть ползком продвигаться вперёд и быть выше трагических обстоятельств.


      Глава 1. Несправедливость

      В Советском Союзе физическая культура многомиллионного населения никогда не оставалась без пристального внимания государства. Путь от значка ГТО (Готов к труду и обороне) до завидного мастерского уровня прошли тысячи юношей и девушек. Поддержка власти им гарантировалась с младых лет и до старости. Почти во всех коллективах, от школьных до рабочих, проводились массовые соревнования, слёты, военно-спортивные игры. Особо значимыми в патриотическом воспитании молодёжи были организации ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Здесь курсанты осваивали пулевую стрельбу, прыжки с парашютом, основы пилотного мастерства, разные виды борьбы. За большие и малые победы они получали вымпелы, грамоты, благодарственные письма и даже денежные поощрения.
      Полноценные жители СССР не ограничивались в выборе увлечений. Им, красивым, гордым и смелым, предстояло защищать и прославлять Отечество! Многие сыны и дочери великой страны по праву становились героями. А инвалиды о спорте и выдающихся делах только мечтали. Их духовные потребности и насущные проблемы в обществе тотального благоденствия замалчивались. За редким исключением, ущербные граждане рассчитывали лишь на скромную пенсию, льготы на покупку медикаментов да скидки по коммунальным платежам. В лучшем случае они получали профессиональное образование, устраивались на работу, не приносящую ощутимого дохода, и прозябали в серости будней от зарплаты до зарплаты.

      Заведённый порядок представлялся мне жутко несправедливым, но вполне естественным. Как и сам политический строй, похожий на громоздкий нерушимый механизм, не нуждающийся в коррекции или починке. "Железный занавес" прочно отделял СССР от инакомыслящего мира, и никакие сведения об иной жизни из-за кордона не просачивались. Я знала только одну ограниченную стезю и на радужную перспективу не рассчитывала, потому что появилась на свет с детским церебральным параличом. Горький до тошноты диагноз судьба припечатала навсегда. Кардинального лечения такой патологии в те годы не было, и несчастные родители выхаживали ребятишек сами, надеясь больше на чудо, чем на медицину. Одни детки вставали на ноги, другие, увы, - нет.
      Мама влезала в кабальные долги, пичкала меня заграничными таблетками и дважды возила в санаторий к Чёрному морю. К трём годам я начала неуверенно ходить. Изрядно смахивая на неуклюжего косолапого медвежонка, без конца падала, спотыкалась, билась об углы, однако к шести уже сносно держалась на кривых ножках и полностью себя обихаживала. По сохранности интеллекта я тоже попала в категорию везунчиков и среднее образование получала в обычной школе без всяких скидок на инвалидность. Свой дефект ужасным не считала и при каждом удобном случае стремилась к лидерству.

      Сверстники меня почти не обижали, правда, изредка обзывали хромой. Но это не мешало иметь среди них авторитет, быть общительной и дружелюбной. Я училась легко, успевала одинаково хорошо по всем предметам, только одна физкультура вечно оставалась недоступной. С какой бы стороны к ней ни подбиралась, везде был затор! Категоричная надпись "освобождена" приземляла, но не убивала мои бесплотные фантазии. Меру собственных возможностей я ещё не осознала и порывисто поддавалась разным "хочу!", за исключением девчоночьей скуки вроде шитья и вязания. Напрасно добрая учительница по труду пыталась увлечь меня рукоделием или кулинарией. Неженские дела были гораздо интереснее! Вот бы родиться мальчишкой! Не повезло, однако. Пришлось принять и эту несправедливость. 
      Я желала быть наравне с пацанами, да никак не получалось. В бойких компаниях меня не ждали, играть в войнушку не звали. Даже в судомодельный кружок, работающий по вечерам при школе, хода не было. Тая обиду чуть ли не на весь мир, я подолгу стояла в дверном проёме учебной мастерской, вдыхала чудный запах свежих стружек, лака и мечтала о собственном кораблике с высоченными мачтами и упругими белыми парусами. В утренних грёзах представлялась огромная весенняя лужа с великолепным отражением солнца. По зеркальной водной глади горделиво скользила деревянная игрушка, отполированная до лучистого блеска. Так хотелось сделать её своими руками из какого-нибудь высохшего полена! Смогла бы, смогла! Но никто не верил в мои способности и прекрасные видения. Под восторженные вопли малышей пускались вплавь лишь вёрткие фрегаты довольных мальчишек.
 
      Иные радости меня тоже не коснулись - когда одноклассники резвились на стадионе, я впадала в уныние. Здоровые дети до темноты бегали и прыгали, играли в догонялки и городки, классики, волейбол, футбол, хоккей, катались на санках, лыжах и коньках. Они всё время были вместе, задорные, шумные, счастливые. Наблюдая из окна за весёлыми состязаниями, я с упоением улавливала торжество победителей и сердечно сочувствовала проигравшим. С готовностью сменила бы место вынужденного зрителя на членство в самой захудалой команде, где один за всех, а все за одного. Отваги было не занимать! Неведомый азарт делал чужую жизнь яркой, многогранной, содержательной, но жестоко отстранял меня от остальных школьников. Я не могла метнуться наперегонки, сходить в бассейн, закинуть мяч в баскетбольное кольцо или как следует его пнуть. Ах, как хотелось хоть разок постоять у ворот и поймать хоккейную шайбу! В неясном предвкушении удачи в груди теплело, голова приятно кружилась. Странное было ощущение, незабываемое.
      Но учителя в мои переживания не вникали, доступ в спортзал и на стадион закрылся наглухо. Считалось, что хромой девчонке там не место. Та же печаль повторилась в медицинском институте. Будучи любознательной и прилежной студенткой, я настроилась на занятия лечебной физкультурой. В ВУЗе имелась соответствующая кафедра, и толстенный учебник на целый год стал моей настольной книгой. Некоторые методики были весьма полезными при ДЦП, я в тонкостях их изучила и собиралась испытать, пока однокурсники с ослабленным здоровьем лениво играли в настольный теннис или разминались в ближайшем парке. Кстати, простые упражнения типа махов руками и ногами я бы тоже осилила. Однако преподаватели бездумно убрали все физические нагрузки из расписания моих занятий. Ничем не подогреваемый интерес к физкультуре постепенно иссяк. Я, как обычно, держалась поодаль от спортивных площадок и снарядов.

 
      Картинка из сети Интернет.
      Продолжение - http://www.proza.ru/2017/01/26/344