Ч. 22 Нашли покой на дне океана. PQ-16

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/01/24/1392

После провала немецкого наступления под Москвой и начала сражения за Сталинград германскому командованию было важно не допустить усиления советских войск за счёт поставок из Англии и США. Немцы не жалели сил, чтобы уничтожить конвои.

Потери начались с 1942 года. Только те конвои не несли потерь, которые шли в густом тумане или во время шторма, когда действия немецкой авиации и подводных лодок были затруднены. Капитаны кораблей очень рисковали, идя у кромки льдов при такой погоде. Но и это спасало не всегда.

 Первым пострадал конвой  PQ-7A . Командир подводной лодки U-134 капитан-лейтенант Рудольф Шендель, потопил сначала по ошибке немецкий транспорт «Steinbek», а потом атаковал конвой и потопил британский транспорт «Waziristan».

Чтобы удовлетворить растущие потребности Красной Армии, в конвои включали всё больше и больше транспортов. Соответственно росла и активность немецких подводных лодок, авиации и надводных кораблей.
 
Самые крупные потери в 1942 году понесли конвои PQ-13, PQ-15,  PQ-16,  PQ-17 и PQ-18. На обратном пути в конвое QP-11 были потоплены сухогруз и крейсер «Edinburgh».

Во время полярного дня суда конвоя были прекрасно видны с самолётов и подводных лодок противника. В этом отношении показательна судьба конвоя PQ-16.
Финская радиоразведка перехватила сведения о маршруте конвоя PQ-16 и сообщила их немцам. Конвой состоял из 36 транспортных судов. Командовал им опытный моряк коммодор Х.Т. Гейл.

Руководить такой армадой судов было крайне сложно, особенно учитывая, что они имели разный ход. Скорость для конвоя установили 8 узлов.

Приходилось соблюдать полное радиомолчание. Сигналы и команды передавались прожекторными вспышками азбукой Морзе и сигнальными флагами. В тумане ориентировались по звуковым сигналам и показаниям радиолокационных установок.

В охранении конвоя приняли участие 67 военных кораблей британского и советского флота (в своей зоне ответственности). Кораблями охранения командовал контр-адмирал Т.М.  Барроу.

Всем кораблям конвоя запрещалось оказывать помощь судну, терпящему бедствие, и спасать находящихся в воде моряков. Этим они подвергали опасности себя. Конвой должен был следовать с назначенной скоростью только вперёд.

Спасением людей занимались специально назначенные корабли охранения. Было неверно промолчать о существенной разнице между отношением советских и союзнических командиров к экипажам судов.

В Англии и США главную ценность представляли люди. Если получившее повреждение судно не могло следовать в составе конвоя, к нему подходил военный корабль, снимал людей, а судно топил.

В Советском Союзе всё было, наоборот, - на первом месте стояли судно и груз, а люди… иногда жертвовали ими, иногда они жертвовали собой, и такие поступки воспевались и преподносились как подвиг.

Помню, когда-то давно, когда «Комсомолка» ещё не была жёлтой прессой, в ней был напечатан очерк «Огненный тракторист» о работнике совхоза, который погиб, спасая горящее пшеничное поле. Ему приказали распахивать противопожарную полосу.

Тракториста посмертно наградили, подвиг его восхваляли. Но разве соизмерима была человеческая жизнь и пшеничное поле, на котором потом что-то снова выросло? И от голода в те годы уже никто не умирал.

Около острова Ян-Майен конвой обнаружил самолёт-разведчик Fokke-Wulf  FW 200 Condor. 25 мая начались атаки на конвой. Немецкие пикирующие бомбардировщики атаковали волнами на бреющем полёте по несколько самолётов в волне.

На вооружённом пароходе «Empire Lawrence» имелась катапульта для запуска самолёта. С неё запустили истребитель Hawker Sea Hurricane.

Бесстрашный английский лётчик вступил в схватку с девятнадцатью He-111 и шестью Ju-88. Зенитчики конвоя сбили два бомбардировщика, один торпедоносец сбил английский истребитель.

Но он сам попал под «дружественный огонь» с кораблей, и его сбили свои же зенитчики с кораблей, спутав с немецким самолётом. Лётчик выбросился с парашютом, и его, ругающегося последними словами, подобрал из воды замыкавший конвой эсминец.

На одном из транспортов находился известный военный корреспондент Александр Верт, который потом в книге «Год Сталинграда» описал тот  трагический  поход.

Командир конвоя отвёл  суда ближе ко льдам, где бушевал циклон. Это дало небольшую передышку, но погода улучшилась, и немцы принялись снова бомбить и торпедировать конвой.

Немецкие лётчики получили приказ уничтожить как можно больше судов, гитлеровское командование прекрасно понимало значение помощи, оказываемой союзниками Красной Армии.

Не хуже понимали это и англичане. Черчилль сказал, что они будут продолжать поставки, даже если потери достигнут пятидесяти процентов.

26-го мая подводная лодка U-703 под командой капитан-лейтенанта Хайнца Билфелда атаковала конвой и двумя торпедами потопила американский сухогруз «Syros». На нём находились 6390 тонн военных грузов, в том числе и ящики с взрывчаткой. Судно переломилось и быстро затонуло.

Одиннадцать моряков погибли, и двадцать шесть поднял из воды экипаж тральщика «Hazard». Из них двое сразу умерли от переохлаждения.
 
На следующий день немецкие лётчики продолжили атаки. Они потопили американский транспорт «Alamar». Два английских надводных корабля и подводная лодка спасли сорок пять человек, прежде чем транспорт затонул.

 В тот же день авиация потопила ещё четыре транспорта и повредила пять сухогрузов и польский эсминец «Garland», который шёл в охранении.

Об одном из повреждённых транспортов, им оказался советский сухогруз  «Старый Большевик», расскажу отдельно.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/01/26/1674