Взгляд на картину

Эльвира Гусева
Имя  великого русского  художника  Василия Перова  достаточно широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Мало кто знает, что его фамилия всего лишь прозвище, которое он получил  за красивый почерк. Вскоре  именно так  он   стал подписывать свои картины - Перов.

Василий Васильев – так звали мальчика  в детстве, рано познал  нужду, нищету, голод. Самыми тяжёлыми стали для него годы учёбы в Москве, куда он приехал учиться живописи. Пройдя  серьёзные  испытания  судьбы, он всё – таки, стал художником. Картины  Перова  всегда волновали зрителя, они   достоверны,  смотреть их  равнодушно  невозможно. В каждом его полотне отражена жизнь.

Одной из тем  его творчества стала детская тема, и это не случайно. Вторая половина 19 века, в России отменено крепостное право, но крестьяне продолжают влачить нищенское существование. Тогда считалось счастьем отправить  ребёнка  на обучение в город – «в люди». Но, попадая в дом к хозяину, дети почти не учились никакому мастерству, хотя и числились учениками. Чаще всего  хозяин использовал  бесплатную рабочую силу  в своих интересах, нагружая детей непосильной работой, которая истощала их, приводила к болезни и даже смерти.

Перед нами картина  В. Перова «Тройка», но это отнюдь не тройка лошадей, а  дети, выполняющие тяжелейшую работу, которая под силу лишь лошади.  Не случайно, к названию  картины есть  расшифровка  автора  «Ученики-мастеровые везут воду».
Рассмотрим  картину. Над   городом  в  сером тумане  сгущаются сумерки, поднялся ветер, крепчает мороз, как, впрочем, можно  представить и раннее утро. Два мальчика и девочка ведут тяжёлую бочку с водой. Судя по их выражению лиц, они не просто устали, а измождены за трудовой день или не выспались за ночь, так как их разбудили очень рано.

Зритель волен выбрать любой из этих вариантов, какой ему больше нравится.
Зная все тонкости  бедственного положения детей, автор старательно выписывает каждую деталь, используя соответствующие художественные приёмы. Уставшие дети, к  тому же ещё и замёрзшие, тянут сани в гору, но силёнок у них маловато. Едва уловимая на картине фигура человека, который пытается помочь  им. Вода из бочки выплёскивается и застывает, превращаясь в сосульки. Эту деталь художник показывает зрителю не случайно, он ещё раз хочет подчеркнуть состояние детей: усталость и холод.

Одежда  совсем не защищает их от пронизывающего ветра и мороза, да и можно ли это назвать это одеждой? На  мальчиках старые, изрядно потрёпанные тулупы, скорее всего,  с чужого плеча, головные уборы явно не по сезону, как  и обувь тоже. Девочка так же одета легко, не по времени года: лёгкое пальтецо, тонкая юбчонка, старенький платок и  обувь  не по размеру.  Ледяной ветер  растрепал выбившиеся  из – под платка волосы.

Лица детей страдальчески усталые, на них видна обречённость: некуда деться. Старший мальчик, что посередине, старается взять основную часть труда на себя, младшие дети  не отстают. Они  напрягаются изо всех сил, чтобы довезти  повозку. При более внимательном  рассмотрении детских лиц возникает сомнение: довезут ли?  Кажется,   ещё чуть-чуть и, выбившись из сил, они  упадут  в этот грязно – серый снег, где и замёрзнут окончательно.

Наверное,  и сами дети понимают, что их ждёт в случае остановки, поэтому и тянут из последних сил свой тяжеленный  груз. От осознания  безысходности  детских судеб, становится  грустно и  больно. Художник  грустит вместе  с детьми, не случайно, даже собачка, бегущая рядом, никого не радует. Серая бесконечная стена, слегка освещённая тусклым светом,  навевает  боль и тоску, усиливает состояние безысходности и обречённости.

Невозможно не заметить отношения автора  к своим юным героям, им он отводит центральное место  в картине. С какой любовью и нежностью выписан образ каждого ребёнка. Дети, вынужденные так рано трудиться, успевшие познать всю тяжесть труда, не выглядят уродливо, наоборот, они вызывают у автора особое сочувствие. Он тщательно и бережно относится к ним, подчёркивая  страдания  в их глазах, повороте головы,  позах детей. Бледность  лиц, граничащая с болезненностью, не отрицает их миловидности,  и  потому  вызывает  у зрителя  жалость и сострадание.

Великий мастер выполнил свою задачу,  зрители  увидели и оценили картину. Высшей оценкой  отметил её  знаменитый коллекционер Павел Михайлович Третьяков,  и приобрёл  «Тройку» в свою коллекцию. Где она хранится и поныне.