8. Дары волхвов

Юрий Козиоров
               Рассказ, всеми отвергаемый в том месте,
          где он впервые был пущен в  обращение,
          будет считаться достоверным на расстоянии
          тысячи миль оттуда.
                Дэвид Юм (1711–1776).

     В сентябре 6 г. до н. э. Марии исполнилось 14 лет, а в конце декабря того же года или в начале января следующего 5 г. до н. э. она родила сына. Случилось это:
     А:  в Вифлееме, в собственном доме («Матфей»);
     Б:  в Вифлееме, в хлеву («Лука»);
     В:  в Назарете («Иоанн», Д. Штраус, Э. Ренан).
     Во второй главе Евангелия от Матфея сообщается, что некие волхвы*, которые умели гадать по звездам (т. е. увлекались осуждаемой Церковью астрологией), обнаружили на небе новую яркую звезду. Вникнув в смысл ее появления, они узнали, что родился новый царь Иудейский. Будучи монархистами по убеждению и, кроме того, справедливо полагая, что не всякий царь удостаивается при рождении такого знамения, волхвы решили снарядить караван и поехать к новорожденному с поздравлениями и дарами. Громадный караван верблюдов двинулся в путь, а звезда, перемещаясь на небе, указывала дорогу. Прибыв в Иерусалим, они пошли во дворец Ирода, считая, что новорожденный царь должен быть членом его семьи. Царь ничего не знал о новорожденном и, несколько обеспокоенный, попросил волхвов, когда они найдут новорожденного царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему». Волхвы прибыли в Вифлеем, затратив на весь путь 4 месяца, и звезда остановилась над одним из домов. Тогда «они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». Так изложено в Евангелии от Матфея в стихах 9–11 главы 2.
     Если все сказанное считать непреложной истиной, то придется отвергнуть версии «Луки», и «Иоанна» (см. выше Б и В), т. к. согласно этим версиям волхвы не могли в конце своего пути застать Марию в Вифлееме. В частности, «Лука» утверждает, что Мария с Иосифом прибыли в Вифлеем из-за переписи и там родился Иисус, но по какой причине они оставались бы там после переписи столь долгое время. Поскольку именно версию «Иоанна» мы считаем правдоподобной (см. 1-й очерк), то приходится подозревать, что рассказ о волхвах – легенда, использованная Матфеем для прославления Христа. Она до нынешнего дня обрастает необыкновенными подробностями, о которых «Матфей» не имел понятия и о которых будет здесь рассказано. Заметим, что добросовестный историк и летописец Иосиф Флавий ни единым словом не упоминает об огромном караване верблюдов, проследовавшем через Иерусалим, хотя жил в такое время, что мог слышать об этом событии от еще не слишком старых очевидцев. Другие евангелисты также ничего не пишут о волхвах. Возможно, когда «Марк» писал свое Евангелие, о них никому еще не было известно, а «Лука» и «Иоанн» дают, как уже было сказано, такие версии рождения Христа, которые с историей о волхвах не согласуются.
     В ранних христианских рукописях рассказывается, что волхвов было 12, однако в III в. Ориген, исходя из числа принесенных даров, вывел заключение, что их было трое. Тем не менее, армяне и сирийцы до сих пор насчитывают 12 волхвов. В V в. Арльский митрополит Кесарий «установил», что все три волхва были восточными царями в соседствующих государствах, а в VII в. монах Беда не без помощи откровения «узнал» их имена – Каспар, Мельхиор и Бальтазар**. В то же самое время возникла легенда о том, что волхвы были крещены апостолом Фомой, это впоследствии позволило римско-католической церкви объявить их святыми и «назначить» покровителями путешествующих. Заметим, что РПЦ волхвов-астрологов ни святыми, ни даже царями не считает и их количеством не интересуется. Однако, как будет видно из дальнейшего, православие в историю волхвов также внесло свою лепту.
     По Евангелию от Матфея волхвам было откровение не заходить на обратном пути к Ироду и не сообщать ему о местонахождении Иисуса, т. к. Ирод замыслил убить младенца. В V в. была «обнаружена» пещера под Вифлеемом, в которой волхвы останавливались на ночевку и где получили это откровение. Тогда же преподобным Феодосием Великим (424–529) над пещерой был основан первый в Палестине монастырь, а сама пещера до сих пор является объектом паломничества.
     В том же V в. в Константинополе вдруг обнаружились мощи волхвов, которые по преданию были принесены туда императрицей Еленой, опять же не без помощи откровения отыскавшей погребения во время путешествия по Востоку. Получается, что какие-то народы позволили забрать мощи своих царей иноземной царице на том основании, что она почитает этих царей святыми. Из Константинополя мощи волхвов были переправлены в Медиолан (Милан), а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы***, – в Кельн (Германия), где и хранятся до сих пор в соборе в золочёной тройной раке.
     С Наступлением нового времени и великих географических открытий было «открыто», что волхвы жили не так уж близко друг от друга и являлись представителями различных рас: Бальтазар – эфиоп или абиссинец или нубиец и притом юноша, Мельхиор – белый человек и зрелый мужчина, Каспар – старик желтой расы. Так они и изображены на многих картинах и иконах.
     Новгородский архиепископ Антоний, посетивший Царьград в 1200 г., в своей книге «Паломник» сообщает, что «во святей же Софии во олтари дароносивыя сосуты златы, иже принесоша Христу с дары волсви». Сам он, однако, этих сосудов не видел, т. к. при посещении храма св. Софии был еще мирянином и в алтарь не мог быть допущен. Представление о том, что золото было преподнесено Иисусу в виде сосудов, зафиксировано и во многих произведениях искусства, например на барельефе собора св. Лазаря в городе Отёне во Франции (рис.1). Прикинув вес изображенных там сосудов и подсчитав их стоимость можно удивиться, что несмотря на такие дары Мария и Иосиф оставались бедными людьми. Лишь в наше время это «разъяснили» монахи православного монастыря св. Павла, что на Афоне****, которые сообщают следующее. Дары волхвов Мария бережно хранила и в конце своей жизни передала в иерусалимский храм, где они находились до 400 г., когда были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь для освящения новой столицы империи.
     Здесь необходимо прерваться и дать следующую справку. Иосиф Флавий, который в данном случае был не только историком, но и очевидцем, сообщает, что иерусалимский храм был разрушен и полностью ограблен римлянами в конце иудейской войны (70 г.). Так что ничего к 400 г. там сохраниться не могло. Кроме того, новая столица Византии была освящена 11 мая 330 г., т. е. за 70 лет до называемой монахами даты.
     Продолжаем излагать разъяснения монастыря св. Павла. После падения Константинополя реликвия была передана на Афон, почему-то именно в тот самый монастырь св. Павла, и до настоящего времени хранится в его ризнице. Золото, однако, оказалось уже в виде 28 небольших подвесок различной формы, искусно украшенных орнаментом в технике филиграни***** (рис. 2). Эти подвески выносятся паломникам для поклонения и пожертвований. В 2013 г. пожертвований оказалось недостаточно и дары отправились на гастроли. Сопровождающий их монах Никодим (рис. 3), член правления Афона, объявил, что подвески сделаны восточными мастерами и «нет никаких сомнений в их подлинности». Его слова были подтверждены на самом высоком уровне – патриархом Кириллом в рождественскую ночь с 6 на 7 января 2014 г. с амвона кафедрального соборного храма Христа Спасителя. Следствием этого были километровые очереди, в которых желающие почтить святые дары и внести свои пожертвования, стояли по 10 часов. В России таковых оказалось полмиллиона человек.
     Снова остановимся, чтобы дать справку. Геометрические узоры на золотых пластинках указывают не на древних мастеров востока, а на типичную поствизантийскую скань, аналоги которой легко отыскать на том же Афоне на окладах икон XV–XVI вв. По этому поводу было бы желательно иметь объяснение ученых, в частности нашего ведущего историка Византии академика РАН С. П. Карпова. Но Сергей Павлович не сказал своего слова ни за, ни против, ни в 2014 г., ни после. Дело, вероятно, в том, что он по совместительству состоит председателем одного из экспертных советов РПЦ и является кавалером четырех церковных орденов (против двух правительственных).
     Ныне по благословению настоятеля все того же монастыря св. Павла изготовляются и распространяются копии подвесок, которые, по его словам, так же чудотворны, как и оригинал. Протоирей Калмыцкой и Элистинской епархии Алексей заявил по поводу приобретения епархией в январе 2014 г. одной из таких копий, что «ценность их как духовная, так и историческая, неизмерима». Подражая Иосифу Флавию, скажем, что пусть каждый думает об этом «как кому заблагорассудится».

_________________
*«Волхвы» – это в переводе на славянский. В греческом подлиннике используется слово маги (ma'goi), которое исконно обозначало членов жреческой касты Персии и Мидии.
**Кесарий Арльский (470–543) католической церковью объявлен святым, а в православии числится всего лишь местночтимым святым Сурожской и Корсунской епархий; Арль – город во Франции. Беда Достопочтенный (англ. Bede the Venerable, ~672–735) – бенедиктинский монах, написал первую историю Англии, канонизирован в 1899 г.
***Фридрих Барбаросса (1122–1190) – король Германии (с 1152), император Священной Римской империи (с 1155).
****Афон – гора в Греции на полуострове того же названия, на которой сосредоточено несколько десятков православных мужских монастырей.
*****Филигрань или скань (от древнерусского «скать» – свивать) – вид ювелирной техники, узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки.