Начётничество и Вариативность

Алексей Ратушный
В своё время выяснилось, что десять процентов детей изначально не приемлют пятый постулат Евклида, и им гораздо ближе неевклидовы геометрии.
«Правильного» преподавания нет не потому, что нет, а потому что люди внутри себя имеют различные конфигурации мышления и требуется многовариантное преподавание.
Начётничество, это когда кто-то решает, что вот именно такой способ преподавания той или иной дисциплины единственно возможный.
Но не существует совершенных методов и методик и не существует идеальных учебных пособий.
Преподаю шахматы маленьким детям более полувека.
Пересмотрел много и учебных пособий и комплексов задач и упражнений.
Лично разработал и апробировал множество техник.
Только способов демонстрации малышу хода ладьёй знаю десятки, а с нюансами и аналогиями – сотни.
Есть способы объяснения простые, надёжные, но одних детей они «цепляют» а других – нет! Каждый раз к каждому ребёнку необходимо заново вырабатывать способ объяснения, демонстрации, закрепления.
Поэтому считаю ценными любой новый опыт или описание, с огромным интересом смотрю ролики других педагогов в Интернете.
В целом старые опытные учителя добираются до некоторого общего комплекса решений и подходов. Жаль что пока нет средств обобщать эти находки, слишком мы еще разобщены и слишком трудна эта дорога.
Но главное – это избегать начетничества, превращения накопленных идей в некие незыблемые пункты технических инструкций.
Игра возникает на основе овладения техникой, но на самом деле Игра – это то, чему нельзя научиться.
Начетничество обычно возникает на базе страха оказаться некомпетентным.
Начётничающие «преподаватели» просто еще очень не уверены в себе и своих силах. На третьем десятке педагогических лет это проходит.
К сожалению начётничающие иногда достигают определенных управленческих высот и тогда своим не обеспеченным методологическим администрированием они невольно наносят ущерб и старым мастерам, и подрастающим индивидам, которым предписанный способ преподавания оказывается недостаточен или непригоден.
Вот почему необходима не надуманная и искусственно насаждаемая, а реальная глубокая вариативность.
Конечно это только самое начало разговора.
И мне, скорее всего, уже просто не дожить до его продолжения и развития.
Но тема эта предельно важна для молодого поколения преподавателей.
И всегда будет актуальной.