Новое в родословной Глава 1-2 Часть 3-7 дом Васили

Дудко 3
АСТРАХАНЬ,  улица  ЕПИШИНА  ДОМ  № 43,
БЫВШИЙ   ДОМ -  СТЕПАНОВА  ВАСИЛИЯ  ГРИГОРЬЕВИЧА –
- ПЛЕМЯННИКА  КУПЦА  СТЕПАНОВА

 
НОВОЕ   В   РОДОСЛОВНОЙ

ГЛАВА 1-2  АСТРАХАНСКИЙ  РОД  СТЕПАНОВЫХ

ЧАСТЬ 3-7  ДОМ   ВАСИЛИЯ  ГРИГОРЬЕВИЧА  СТЕПАНОВА


Василий Григорьевич Степанов не был священником, как его двоюродные братья – сыновья Иродиона Гртгорьевича Степанова.

Но жизнь его сложилась  ещё трагичнее, чем - его двоюродных братьев священников Фёдора и Григория.

А впрочем – нам сегодня трудно сравнивать и определять – чья судьба была тяжелее. У каждого она была обагрена разгулом астраханского красного кровавого террора.

Судя по должностям и званиям, Василий Григорьевич Степанов был далеко не последним человеком в Астрахани.

Упоминания о нём имеются практически  во всех архивных книгах г. Астрахани.

В книге  – «Астраханская губерния  в 1900 г. (выборка с 17 по 44 стр.)» (Данные по переписи 1897 г. Движение населения за 1900 г.)
Стор. 32 – «В разделе  - фабрики и заводы – РЫБОЛОВНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. Степанов Василий Григорьевич. Икрянинск»

В Книге  – «Вся Астрахань и весь Астраханский край.
Памятная книжка Астраханской губернии на 1914 год.»
Стр. 69 – «Городские приходские училища в г. Астрахани. Мужские». Четвёртое. 5 уч., Агабабовская, дом Турпаева.
Почётный блюститель – Василий Григорьевич Степанов».

Стр. 140. – «Отдел Имперского Российского рыбоводства и рыболовства.»  Василий Григорьевич Степанов.

Стр. 169. – «Министерство Финансов. Уездное Раскладочное по промысловому налогу Присутствие. 5 уч. Наб. Канала., дом Паносова.» Председатель, податочный инспектор Василий Иванович Пестровский. Члены: Павел Алексеевич Осокин, Василий Григорьевич Степанов».

Стр. 184. Степанов Василий Григорьевич. Астраханское Уездное  Земское Собрание.

Стр. 24 – «Министерство финансов.  Губернское по промысловому налогу Присутствие». Члены от плательщиков: Астраханские купцы - … Василий Григорьевич Степанов».

Стр. 29 – «Астраханское губернское Присутствие по делам страхования рабочих. 2 уч. Мало-Демидовская ул., дом Скородумова. Тел. № 636.» Члены:…Заместители к членам: Корн Василий Карастелев и Василий Григорьевич Степанов».

Стр. 77 – «Астраханская духовная семинария. 2 уч. Индийская ул. Тел. № 1047. Почётный блюститель по хозяйской части Астраханский 1-ой гильдии купец – Василий Григорьевич Степанов».

Стр. 78 – «Астраханское духовное мужское училище. 2 уч. Почтовая ул. Дом № 6». Почётный блюститель – Василий Григорьевич Степанов».

Стр. 102 – «Астраханский отдел императорского Российского общества рыболовства и рыбоводства. 5 уч. Ул. Канакова. Дом Львова. Астраханская ихтиологическая лаборатория. Тел. № 150.» Члены правления:… Василий Григорьевич Степанов».

Стр. 108 – «Губернский земский комитет по снабжению армии. Большая Демидовская ул. Дом Захарова. Тел. № 89.» Члены:…Василий Григорьевич Степанов.

Стр. 113 – «Уездное Земское  и Земского собрания УПРАВЫ.» Члены управы:…Василий Григорьевич Степанов».

Стр. 114 – «Министерство финансов. Уездное раскладочное по промысловому налогу Присутствие. 4 уч. Кудровая ул. Дом Н. В. Ляхова (бывш. Жижина).» Члены:..... Василий Григорьевич Степанов».

Стр. 117 – «Министерство народного просвящения. Уездный училищный Совет». Члены:…Гласные Уездного Земства – Павел Алексеевич Осокин и Василий Григорьевич Степанов.


Вот такой уважаемый и известный всей Астрахани был двоюродный брат моего дедушки Василия, а мне – двоюродный дед – астраханский купец 1-й гильдии - Василий Григорьевич Степанов.

Когда мне стало известно, что в Астрахани сохранился дом, бывшим владельцем которого был Василий Григорьевич Степанов, я обратилась к знакомому – Политову Андрею Юрьевичу с просьбой – узнать что-нибудь о судьбе владельцев этого дома.
Вскоре Андрей Юрьевич прислал мне следующее письмо…

------------------------------------------------


…………Сообщаю, что бывший дом рыбопромышленника Степанова располагается в городе Астрахани по адресу: улица Епишина, дом № 43.

До революции улица называлась Агабабовская. Рядом с этим домом располагаются ещё два дома (№ 45 и № 47), в которых до революции жили многочисленные слуги купца.

По рассказам Елизаветы Григорьевны Амировой, супруги одного из потомков родного племянника купца Степанова, хозяин дома никогда никого не забывал. Люди, служившие в его доме, получали от купца в праздничные дни многочисленные подарки.

Также из рассказов Е.Г. Амировой известно, что рыбопромышленник Степанов был очень умным, образованным, добрым, воспитанным и общительным человеком, благосклонно относящемся к культуре. В его доме часто устраивались музыкальные вечера, встречи с молодежью - сверстниками его дочери Марии, которая также увлекалась музыкой. Неслучайно, в парадном зале особняка значительное пространство потолков и стен покрыто лепниной с изображением музыкальных инструментов. Фотографии этих потолков я отправлял Вам в предыдущем письме.
(К сожалению, письмо с этими фотографиями на моем почтовом ящике не сохранилось. А своевременно скачать их в другую папку я не догадалась.)
 Якобы в один из таких музыкальных  вечеров в доме присутствовал Степан Григорьевич Шаумян, известный революционер и политический деятель, позже, в 1918 году, расстрелянный в числе двадцати шести бакинских комиссаров. 

Судьба Степанова, к сожалению, была трагична - в первые годы Советской власти он был убит - то ли расстрелян, то ли утоплен на "барже смерти", заполненной такими же, как и он, арестованными представителями богатого астраханского купечества.

Супруга купца вместе с дочерью Марией покинули город, уехав жить в Москву, где Мария в последующие годы работала аккомпаниатором в Большом театре. В середине XX века она приезжала в Астрахань, встречалась с родственниками и побывала в родном доме, где к тому времени уже располагался детский сад.

Думаю, что если Вы сообщите мне координаты живущих ныне в Астрахани потомков купцов Степановых, я постараюсь наладить с ними связь.


Я  дозвонилась моим родственникам в Астрахани (внучке Николая Иродионовича Степанова) и получила её согласие на встречу с Политовым Андреем Юрьевичем в надежде, что они совместно в дальнейшем распутают клубок родственных связей по родословной ветке – Степановых.

 Надеялась, что узнаю много нового и о судьбах наших предков, так как телефонные расспросы обычно ничем не кончались. Во-первых – дорого, а во-вторых – за 10 минут никаких подробностей не расскажешь…

Но почему-то связь с Политовым прервалась. Бывает и такое…

Попробовала порыскать сама в интернете. Неожиданно нашла небольшую, но очень интересную  статью о  Василии Григорьевиче Степанове.


«Степанов Василий Григорьевич, астраханский купец, активный участник монархического движения, тов. Председателя Астраханской народно-монархической партии (АНМП).

Крупный рыбопромышленник, член биржевого комитета. Гласный Астраханского губернского и уездного земств, в начале 1917 года – гласный Астраханской городской думы. Активный участник монархического движения в Астрахани, почётный блюститель школы при АМНП.

В феврале 1917 председатель АНМП Н. Н. Тиханович-Савицкий ходатайствовал перед министром внутренних дел А. Д. Протопоповым о награждении Степанова званием потомственного почётного гражданина и орденом за то, что, будучи гласным, открыто, настойчиво и неустанно выступал против всяких революционных постановлений, и противодействовал всяким скрытым революционным движениям.

Источник: Арх. ГААО. Ф. 745. Оп. 1. Д. 3. Е. Михайлова.
Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт, Институт русской цивилизации, 2008.


Естественно, мне сразу же захотелось узнать – что такое – «ЧЁРНАЯ СОТНЯ?»

В исторической энциклопедии есть такое определение…

Черная сотня (черносотенцы) - массовое общественно-политическое движение русского народа, всесословное по своему составу, возглавляемое представителями русской культурной и интеллектуальной элиты, возникшее для борьбы с революцией в начале ХХ в. путем самоорганизации русских православных людей и опиравшееся в своей идеологии на формулу гр. С. С. Уварова «Православие, Самодержавие, Народность».

 
Хотелось бы  после приведённого короткого определения перейти к сути и узнать – чем же конкретно занималась астраханская организация монархического движения в Астрахани, школы при  АМНП, в которой не просто состоял, а активно участвовал -  Василий Григорьевич Стеранов, за что и был казнён?

Мне удалось найти Статью – «Астраханская Народно-Монархическая Партия»,
Опубликованную в  Проекте – ХРОНОС, который существует с 20 января 2000 года  под редакцией Вячеслава Румянцевана следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru.


Астраханская Народно-Монархическая Партия (АНМП), одна из самых многочисленных и активных региональных черносотенных организаций.

Партия была организована 13 ноября 1905.

 В программе ее цели определялись так:

«1) Не допустить Россию до распадения.
2) Оберечь Царя.
3) Прекратить смуту.
4) Поддерживать в народе искони присущие ему чувства: преданности Престолу и святой Православной Церкви и не допускать глумления над ними.
5) Поддерживать в народе сознание высокого значения военной службы.
6) Стремиться к недопущению никаких волнений, смут, насилий, могущих разрушить или ослабить государство.
7) Дать первенствующее значение голосу народа (выделено в программе, — Е. Л/.)».

АНМП была одной из самых многочисленных в Поволжском регионе.
10 февраля 1906 «Вестник Русского Собрания» сообщал, что на 1 декабря 1905 в партии насчитывалось более 4 тыс. чел., а на 13 января 1906 —свыше 6 тыс. чел.

В следующем номере «Вестника» (от 17 февр.) опубликована телеграмма председателя партии Н.Н. Тихановича-Савицкого, в которой сообщалось о 12 тыс. членов.

Перед выборами в Государственную Думу сообщалось уже о 13 тыс. чел. по Астрахани, а в октябре 1906 — о 18 тыс.
Правда, в отчете и. д. астраханского губернатора в Департамент полиции от 31 января 1908 сообщалось, что численность партии — 1300 чел.

В 1906 АНМП выпустила брошюры «Горит Россия» и «Забастовка и ее вред».
Издавала газету «Русская правда».

Партией была создана охранная дружина, имевшая униформу в виде белой папахи и синего кушака.

К январю 1907 в ней состояло 40 дружинников.

По городу ходили слухи, что «дружина из охранной стремится превратиться в боевую, что цель ее создания заключается в подготовлении к погромам интеллигенции и инородцев (армян и евреев.

Однако дружина находилась под контролем Департамента полиции и астраханского губернатора.

Согласно отчету последнего от 7 февраля 1907, случаев столкновения дружины с обывателями не было.

25—29 августа 1907 АНМП провела съезд представителей монархических кружков и организаций Астраханской губ. На съезде обсуждались вопросы; о выборах в III Государственную Думу, о мерах к ослаблению пропаганды революционных партий, о способах для мирного развития монархических организаций в пределах Астраханской губ.

Предполагавшийся для рассмотрения вопрос «о выяснении неотложных нужд населения губернии» был запрещен товарищем министра внутренних дел.

 В 1908 партией была открыта бесплатная начальная школа «Братства Животворящего Креста Господня».

«Блюстителем» школы был избран член комитета АНМП Н. X. Коровин.

В 1908—1909 в ней насчитывалось 40 учеников, в 1910 — 67—72.

Устав АН М П так определял кодекс поведения членов партии:

1) не допускать враждебных отношений к другим народностям и вероисповеданиям;
2) не допускать никаких насилий ни над совестью, ни над личностью, ни над имуществом;
3) на всех публичных собраниях, во время сходок, шествий держаться спокойно; на вызывающие крики других партий не отвечать;
4) стараться распространять взгляды партии среди своих знакомых и вообще, где только можно;
5) члены партии должны давать детям своим прочное религиозно-нравственное воспитание; возбуждать в них любовь к Царю и Отечеству и приучать к исполнению своего долга и к соблюдению законного порядка;
6) члены партии должны во всем действовать единодушно и помнить, что в единении — сила.

Члены АНМП выступали за сохранение в неприкосновенности самодержавной власти.

В проекте программы выделялся раздел «Основные взгляды партии, которые изменению не подлежат», включавший следующие пункты:

1) Оберегание свободы и вольностей, дарованных манифестами от 6 августа и 17 октября 1905 г.
2) Единение Царя с народом (выделено в документе, — Е. М.), как догмат.
3) Оберегание Священных Прав Государя Императора и Его обновленной Самодержавной Власти в единении с народом, к Которому народ мог бы прибегнуть, как к своему единственному Защитнику в том случае, если Государственная Дума будет действовать несогласно с желаниями и верованиями народа: иначе прежнее своеволие бюрократизма может перейти в своеволие думских партий, от которых негде будет искать защиты.
4) Главенство Православной Церкви при полной свободе прочих вероисповеданий.
5) Охранение единства и могущества России.
6) Прежде всего, интересы крестьянского и рабочего сословий и вообще бедного класса.

В том же проекте программы рассматривались следующие основные принципы государственного устройства:

1) Народное Управление на основании Манифестов от 6 августа и 17 октября, с дальнейшим улучшением, смотря по требованиям жизни.
2) Образование Государственной Думы на основании голосования посословно, отвергая прямое и всеобщее голосование.
3) Право народа подавать прошения на Высочайшее имя о досрочном роспуске Государственной Думы для избрания новой в том случае, если действия Думы будут не согласны с желанием и нуждами избравшего ее народа.
4) Обязанность всего народа немедленно дать ответ на запрос Государя Императора в том случае, когда Его Величество по тому или другому вопросу сочтет нужным знать мнение и желание всего народа непосредственно и независимо от мнения выборных членов Государственной Думы.
5) Министры, по требованию Государственной Думы, обязаны давать ей отчет в своих действиях.
6) Государственное значение Православной Церкви.
7) Обеспечение духовенства жалованьем, с воспрещением брать вознаграждение за требы, как деньгами, так и натурой.
8) Охрана церкви старообрядцев, приемлющих священство, и др. исповеданий, как коренного русского народа.
9) Единство и могущество России.
10) Единственный повелитель военных сил государства — Государь Император.
11) Государственный язык — русский.

Самое серьезное внимание АНМП уделяла решению крестьянского вопроса.
Признавая, что «ныне существующий порядок владения землей привел крестьянское население, занимающееся земледелием, к разорению», партия предложила три варианта земельной реформы с предоставлением крестьянам свободного выбора одного из них с учетом местных особенностей.

Первый вариант рассматривал замену крестьянского общинного владения землей подворным на правах родовой собственности при сохранении крестьянских обществ как активных хозяйственных единиц с ограничением продажи наделов. Разделенная на хозяйственные участки земля передавалась в полную собственность семьи в лице домохозяина и переходила на правах законного наследования от хозяина к его детям. Право продажи реализовывалось на условии, что сыновья его или другие законные наследники в течение двух лет имеют право выкупа, как это предусматривалось в законе о родовых имениях. Причем продажа земли посторонним лицам — не членам сельского общества — запрещалась.

Следующий вариант делал акцент не на замене, а на облегчении перехода крестьянам от общинного владения землей к подворному на праве собственности. Причем для того, чтобы исключить возможность сосредоточения надельной земли в одних руках, каждому крестьянскому двору давалось право приобретать надельной земли не более установленного с учетом местных особенностей и качества земли количества на каждого трудоспособного члена семьи.

Третий же вариант допускал отмену общинного землевладения, но с переходом земли в собственность крестьянина без права продажи ее. Довольно резко партия выступала против столыпинской аграрной реформы. Указ от 9 ноября 1906 рассматривался как путь к дальнейшему обнищанию и обезземеливанию крестьянства. В «Русской правде» на сей счет отмечалось, что «Столыпин и октябристы, настаивая на принятии полностью закона 9 ноября, способствуют непомерному развитию пролетариата в лице обезземеленных крестьян — ведут Россию к революции».

Вообще в идеологии партии важное место занимали социальные вопросы.

Базовые идеологические постулаты в программных документах определялись так:

«социально-монархическая идея государственного управления»,
«монархия должна быть самодержавна по форме и демократична по своим задачам»,
«прежде всего, интересы крестьянского и рабочего сословий и вообще бедного класса».

Партия выступала перед председателем Совета министров с требованием решения земельного, водного и рабочего вопросов.

Основные требования:

содействие образованию рабочих трудовых артелей и рабочих союзов и собраний экономического характера;
предоставление рабочим трудовым артелям дешевого кредита;
установление законодательным путем выборных посреднических комиссий из хозяев и рабочих и третейских судов;
постепенное уменьшение рабочего дня, а затем и введение повсеместно законодательным путем 9-часового рабочего дня;
запрет выдачи зарплаты товарами;
постепенное увеличение непрерывно длящегося отдыха за счет уменьшения рабочих часов по субботам для рабочих обоего пола;
устройство на заводах и фабриках бесплатных для рабочих и служащих больниц, библиотек и читален;
развитие охраны детского и женского труда;
устройство при заводах и фабриках яслей и предоставление нужного времени для кормления детей;
соблюдение санитарных правил на фабриках и заводах и в помещениях для рабочих;
полный запрет обязательных сверхурочных работ (последние могли быть использованы лишь с согласия рабочего);
обеспечение болезни и старости государственным страхованием; запрет «насильственного снятия с работ»;
«выкуп в пользу казны по справедливой оценке рыболовных частновладельческих вод, имеющих государственное значение»;
«преимущественная отдача в аренду казенных рыболовных вод крестьянским и мещанским обществам, а также артелям рыболовов».

Признавалось право частных экономических стачек и забастовок, не нарушающих общественный порядок.

Перед выборами во II Государственную Думу в «Русской правде» (от 26 окт. 1906) была опубликована программная статья «Чего должны добиваться монархисты в ближайшем будущем», где были обозначены ближайшие цели партии.

Отмечалось, что партия будет добиваться:

1) Такого изменения системы выборов в Государственную Думу, чтобы в нее попадали представители разных слоев и классов населения, т. к. при теперешней системе выборов в Государственную Думу попадают люди, ничего общего не имеющие 2) Чтобы гласных в городскую думу выбирало бы все население города, а не одни только богатые.
3) Немедленной разработки вопроса о самом широком местном самоуправлении, в основу которого, как на земле, так и в городах, должен лечь приход.
4) Немедленного изыскания способов для улучшения крестьянского хозяйства.
5) Улучшения положения рабочих и избавления их, при помощи законов, от эксплуатации со стороны хозяев и подрядчиков.
6) Издания строгих законов против социалистов, которые своею деятельностью разоряют промышленность, а, следовательно, и рабочих.
7) Полного уравнения в правах старообрядцев с остальными русскими.
8) Недопущения евреев (крещеных или некрещеных — безразлично) в русские школы и предоставления им права открывать свои школы, но без права поступления в них детей православных родителей.
9) Недопущения евреев (крещеных или некрещеных — безразлично) в армию и флот.
10) Недопущения расширения черты еврейской оседлости и недопущения их в деревни.
11) Обуздания революционной печати, развращающей население.
12) Поддержки Министерства Столыпина, как внесшего в страну успокоение и успешно осуществившего в короткое время много полезных для народа мероприятий.
13) Недопущения графа Витте занять какой-либо выдающийся государственный пост.

Тогда же была опубликована предвыборная платформа АНМП, которая включала следующие положения:

«1. Православной Вере — первенство и терпимость ко всем неизуверным исповеданиям.
2. Самодержавному Царю — верховная неограниченная власть, находящаяся в непрерывном, ничем не заслоняемом общении с народом;
Думе и Государственному Совету, согласно основным законам, деловая разработка законодательных предложений и бдительный надзор (контроль) за исполнением Царской Воли всеми чиновниками, ответственными за всякое уклонение от велений закона.
3. Русскому народу — действительное главенство в Империи, им созданной, ибо: "Россия для русских".
 Инородцам, вошедшим в великую семью русского народа с "собственной землей", — равенство гражданских прав и сохранение особенностей, не посягающих на единство и целость Российской Державы.
4. Мирное проведение широких общественных преобразований на почве Манифеста 17 октября и решительное противодействие коренным политическим новшествам, вроде "конституции" и "парламентаризма", осуждение насилий, революционных потрясений и политических забастовок, обуздание подстрекательства к ним в печати.
5. Незамедлительное улучшение положения крестьян, равно как всех "трудящихся и обремененных" маленьких людей, защита их от произвола и порабощения капиталу. 6. Свободный доступ к свету истинного знания, полное устранение политиканов из школы и спасение подрастающих поколений от развратителей, кто бы они ни были, ибо всем желанное обновление и возрождение нашей Родины возможно лишь путем воспитательной работы нашей школы, приучения юношества к серьезному труду и честному выполнению долга перед Отечеством».

Комитет АНМП обращался к астраханскому губернатору по вопросу «чрезмерного поднятия цен на хлеб и муку, что крайне тяжело отзывается на бедной части населения», и ходатайствовал «о возможном принятии мер против этого». В 1908 АНМП создала особую комиссию  по  рыбным  вопросам  под  предс. П. Мамврийского, куда вошли: секретарь — В. Ф. Соколов, члены — В. И. Абольянин, А. Д. Сыромятников, И. Д. Ломакин, П. П. Антропов, Н. Г. Воробьев, М. П. Молчанов, В. Я. Душин.

Комиссия работала с 28 янв. по 14 марта 1908, на ее заседания приглашались ловцы, рыбопромышленники и рыботорговцы.

о мальке, вылавливаемом для экспорта в целях производства искусственного жемчуга, о рыбной промышленности по западному побережью Каспийского моря, о заповедных водоемах, о защите красной и частиковой рыб, об упорядочении системы рыбного надзора и т. п.

Итогом деятельности комиссии стал доклад, содержащий выводы и предложения по улучшению рыбопромышленного производства в Астраханском крае и представленный в комиссию по рыбным вопросам при Главном управлении земледелия и землеустройства.

К лету 1908 был открыт отдел АНМП русских служащих на Астраханских рыбных промыслах с целью:

«противодействовать революционной пропаганде на промыслах, ведомой преимущественно евреями;
поднять русское самосознание среди промысловых служащих, доселе почти сплошь революционизированных;
оградить их интересы и противодействовать мирным путем евреям, которые вытесняют русских с промыслов и лишают их куска хлеба».

(Председателем отдела был избран член Комитета АНМП Ф. Д. Соколов).
 
В тех же целях партия выступила с ходатайством «об облегчении развития русской рыболовной промышленности на Амуре», направленным управляющему землеустройством и земледелием.

Неоднократно обращалась в комитет по делам рыболовства в Петербурге и к управляющему каспийско-волжскими промыслами с просьбами облегчения переселения на Дальний Восток астраханских рыбаков.

Вообще партия стояла на откровенно антисемитских позициях, требуя изгнать из рыбных промыслов евреев, ограничить прием евреев в вузы и гимназии 5 процентами и т. п.

В то же время караимов, как обиженных евреями, признавала за равноправную с другими народность.

Во время Первой мировой войны АМНП предотвратила поставку для фронта крупной партии некачественного товара. Просуществовала вплоть до 1917, последнее собрание состоялось 15 янв. 1917.

Архивы:
ГА РФ. Ф. 102. 4-е д-во. 1907. Д. 164;
РГИА. Ф. 1284. Оп. 187. Г.1906. Д. 157, Г.1907. Д. 117;
ГА АО. Ф. l. On. 19. Д. 156, Д. 267; Ф. 745. Оп. 1.Д. 1-7.
Е. Михайлова
Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт, Институт русской цивилизации, 2008.



Интересный документ, а главное – он основан на реальных исторических документах.

Значит, астраханская организация АМНП  просуществовала по 1917 год.

Когда именно и за какие «грехи» был убит Василий Григорьевич Степанов – на сегодняшний день нам не известно.

Определённо его гибель связана с событиями астраханского террора...

Но можно надеяться, что как и другие подробности судеб большой семьи СТЕПАНОВЫХ в те далёкие годы -  однажды нами отыщутся, и мы сможем ещё раз написать раздел  – «НОВОЕ В РОДОСЛОВНОЙ»