Парные портреты. Робер Кампен

Алина Алексеева-Маркезин
 Портрет женщины, около 1430-35, Национальная галерея Лондон,
Портрет мужчины, ок. 1430-35, Лондон, национальная галерея. Парная картина к портрету его супруги.

         Робер Кампен, бывший вначале предшественником великих мастеров XV века — Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена и в определенной мере проторивший им путь, затем, когда они превзошли своего учителя, стал их последователем.Творчество Кампена повлияло на многих нидерландских живописцев.
           Робер Кампен также выступает в качестве одного из провозвестников европейского искусства портрета: для изображенных им персонажей – представителей местной знати – характерен трехчетвертной поворот, а лицо занимает большую часть картины.

        Изучение художественного наследия Кампена крайне затруднено тем, что нет ни одной картины, где бы имелась его подпись. В соответствии с принципами работы в средневековых художественных мастерских, живописец, как правило, лишь намечал композицию картины, прорисовывал лица, а остальное заканчивали его ученики. К тому же с картин часто делалось несколько копий, принадлежавших как руке самого мастера, так и учеников. Таким образом, атрибуция всех произведений, приписываемых в настоящий момент Кампену, спорна.

      Портрет женщины и портрет мужчины, как считает большинство исследователей, являются парными и, возможно, первоначально они были соединены вместе. Об этом свидетельствуют не только их одинаковый размер, но и композиционно-стилистические особенности. Моделями были зажиточные граждане города Турне, где работал Робер Кампен (1378/1379-1444).

        Установлено также, что они являлись супругами. На обеих работах герои предстают погрудно и занимают все пространство картины. Художнику, с одной стороны, удалось создать две индивидуальности, с другой - очевидное двуединство пары. Хотя взгляды четы не встречаются, лица обращены друг к другу. Притом что лицо женщины несколько меньше и более ярко освещено, чем лицо мужчины, в их абрисах усматривается определенная симметрия.

        Оба портрета являют собой пример высочайшего живописного мастерства Кампена. Они устанавливают планку, которая еще долго была недостижимой не только на его родине, но и во всей Европе. Именно это искусство оказало огромное влияние на весь ход художественного процесса в Европе в XVI веке.