Моя еврейская бабушка

Евгений Садков
 Не хотел сегодня писать, но один из потомков уважаемого мною Льва Николаевича побудил.

 Вчера посетил своих. Просто так. Мама, папа. И бабушка. Она отличалась от нас, впитавших в себя все возможные гены российской империи.

 Всегда помню её портрет в приветливой и всегда солнечной зале. Наверное, так было принято много лет назад-портреты глав семейства. Дедушка, Михаил Иванович, бритый наголо. Рядом она. Красивая прическа, как смоль волосы волнами. Фото черно-белое. Оно не передавало её небесно-голубых глаз.

 К своему стыду плохо знаю всю родословную Татьяны Андреевны. Её отец, Андрей Иванович Лукашук попал в маленький провинциальный городок с пограничного района Украины. Супругу он, полячку по крови, потерял во время выселения в Сибирь. Их вагону повезло. Вышла из строя колесная пара и несколько семей, большинство поляков  осело на Приволжской возвышенности.

 Прадед не только построил дом, но и вырастил своих пятерых детей. В тридцатых остальные Лукашуки разъехались. А вот бабушка, став Садковой почти до конца своих дней жила в этом уютном, со светлой залой доме.

 И вот сегодня, вспоминая тот портрет, невольно подумал: а не еврейка ли моя бабушка? Вернее, не несла ли она эти устойчивые по внешним признакам гены? Точно. Эти волосы, эти глаза. А уж интеллигентности, хоть отбавляй. И изворотливости, ради нас-внуков. Легкая на подъем, Татьяна Андреевна объездила с нами и Севастополь, и Анапу, и Евпаторию. И как-то везде умела пристроиться с минимальными затратами и максимальным комфортом.

 Но почему я подумал, вернее, предположил о еврейских корнях моей бабушки? Причина, как я убежден, весьма грустная.

 Депутат ГД Р, да и не простой, а вице-спикер катнул, как я понимаю, пробный шар в широкую, как я предполагаю, лузу сознания великой России. А может и пройдет?

 Что же это за пробный шар, спросит иной. А вот:

 "...люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто разрушал наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганами в 1917 году, сегодня, работая в разных других очень уважаемых местах – на радиостанциях, в законодательных собраниях, продолжают дело своих дедов"

 Что же это за черта оседлости? У меня  словосочетание ассоциируется с индейскими резервациями. Конечно, в Российской империи все было сложнее. Термин применялся к иудеям и цыганам. За чертой ни-ни. А изначально границы оседлости определила Екатерина II.

 Примечательно, что формально черту оседлости отменили через год после начала Первой мировой. Но по факту положение людей, находящихся в прифронтовой зоне ещё больше ухудшилось. Вот тогда и пошли поезда в глубь Сибири.

 Вернемся к высказыванию вице-спикера ГД Р. Бабушка моя не бегала с наганом и не разрушала Храмы. Наоборот, в двадцатых ушла из комсомола и стала петь в церковном хоре Казанской церкви. А перед этим всей душой приняла христианство, которому и служила до последних дней верой и правдой.

 Самое грустное в нынешней истории с высказыванием депутата не в его статусе. К этому вернусь попозже. Дело, как и у меня, в родословной. Не так давно депутат Никонов, внук товарища Молотова, поспешил объявить коллегам о победе Трампа. А вот позавчера потомок Льва Николаевича Толстого и тоже депутат от правящей сделал весьма неоднозначное заявление.

 Буду ли я после этого иначе относиться к творчеству великого гуманиста? Нет! Его идеи, его романы, а для меня больше публицистика, -это основа нравственности, как любят сейчас выражаться наши "верха", скрепы.

 Но по поводу отдыха природы на потомстве, тоже не спишешь. Похоже, совсем природа обленилась, раз привязали "черту оседлости" с передачей Исаакия.

 Или же, что более тревожно, все же пробный шар? Как бы разведка. А примет ли эту идею общество?

 Не сомневаюсь, большинство примет. Ну, пусть не восемьдесят шесть процентов, чуть поменьше. Но это и есть начало очередного витка истории. И как бы вновь этот виток не прошелся по просторам великой России кровавым колесом межнационального раздора.

 Большинство примет. Или депутат от  правящей партии должен тут же сдать мандат и уехать туда, куда советует пенсионерам господин Жириновский.