Одни дома

Татьяна Кравченко 3
    Вообще-то – не совсем так. Днем мы, дети, были одни, а  на ночь к нам приходила бабушка Лена, родная сестра нашего дедушки.  Поскольку бабушки и дедушки, как нам казалось – это персонажи далёкого-далёкого прошлого, то бабушка Лена - это что-то из позабытой всеми жизни, которая была давным – давно.

   Родители уехали на покос, на смолокурку. Туда на лето уехали дедушка с бабушкой, т.к. скорой помощи, где дедушка работал конюхом, выделили машину, и деда сократили. Оказывается, с этим словом мы были знакомы с тех времён, когда я закончила первый класс.
 
   Родиной наших бабушки и деда была Вятка.  Вятских было много в нашем городке. У них был особенный говор и их узнавали сразу по типичному говорку. А уж если бабушка Лена что-то рассказывала из своей молодой жизни, - то это было так интересно и на таком необычном, но понятном языке, что я заслушивалась.  Вот и в тот вечер, бабушка Лена пришла к нам вечером, подоила корову и мы стали укладываться спать в бабушкиной половине дома.

   В своей половине мы со Светой помыли пол перед возвращением родителей с покоса,  и не хотели там наводить беспорядок - хотелось, чтобы мама нас похвалила, что всё у нас хорошо, и что мы справились с трудной задачей.
 
   А задача заключалась в том, что надо было отправить младших детей в садик (и не забыть их забрать до  шести вечера), сварить завтрак, обед и ужин,  каждый день прибирать дома, мыть посуду, следить за цыплятами и курицами, рвать траву для коровы Зорьки в лесу, да еще поливать огурцы, а то не вырастут. А у Светы была еще одна обязанность – покупать в магазине хлеб, стоять в очередях. Родители оставили ей деньги, и она, довольная, что ей это доверили, делала с ними, что хотела. А хотела она всегда одного - каждый день ходить в кино. Правда она совмещала это с походами по магазинам. Иногда она покупала мне мороженое. Еще она  топила дровами печь, готовила на кухне, а я была у неё на побегушках. Рвала траву в огороде для борща или супа со щавлем,   мыла картошку.

   Всякую работу я старалась делать с какой-нибудь выдумкой: в огороде выбирала самую красивую травку, а Света потом поругивала меня, что я не то принесла и что трава морковки в суп не годится, а вот свекольная - это да! Годится! А цветочки от картошки вообще рвать нельзя, а то клубней не будет. Зато горошек - можно, только не много, а то весь можно оборвать!

   Когда все расходились по своим делам – я начинала мыть посуду. В нашем городке есть лесокомбинат, поэтому каждое лето привозили для печки досочки. Это обструганные дощечки - отходы от производства. Но они такие желтенькие и чистенькие, что мы играли с ними, строили домики, использовали в качестве подставок под горячее и рисовали на них, а мальчишки, когда подросли,  выпиливали из них пистолеты и автоматы. Ножами мастерски орудовали и топориками, если никто из взрослых не видит. Собираются все соседские мальчишки и «производят» оружие. Мусору после них - куча мала!

   Но всё это позже, а пока я, чтобы посуду мыть было интересней, складывала её в ведёрко и затаскивала на крышу сарая по лестнице, которая  всегда  стояла у  стены. Там солнце, дощечек много! И горячую воду в бидоне я  поднимала на веревке,  а холодную, в ведре. Вымытая посуда сохла под солнцем на дощечках, а мне было весело, потому что я что-то воображала  себе, придумывая интересные путешествия. На крыше сарая был Город Солнца. Что-то я про такой город слышала.

   - А давайте рассказывать приметы в природе и в жизни - сказала Света, чтобы мальчики, наши младшие братья,  скорее успокоились и заснули. Уложить их – было не просто!
   – Если красная корова первая из стада идет – завтра будет солнечный день, рассказала я.
   - А если солнце в тучи село – это к дождю – добавил Витя.
   - А если, а если… Саша никак не мог вспомнить примету…

   И тут бабушка Лена рассказала свою примету, жизненную. Как раз то, что мы любили слушать.

  - Жили мы в деревне! Большая деревня, богатая! Народу много, как поедем в село на ярмарку - краше наших девок никого нет! И платки яркие, и сапожки красные, и девки чернобровые, баские! Народ приходит на нашинских полюбоваться.
Тут и мы на  женихов поглядывали. Мне приглянулся один парнишка. Только взглядом встретились, а я и обмерла.  Летом парни из села к нам в деревню приезжали, хороводы водили за деревней, у реки, на Вятке! А потом мы с ним гуляли до полночи, за что тятенька меня пороть обещался…  А маменька-то спрашивала, не собирается ли жених сватов засылать? Дело к осени. Время свадеб.  В деревне всё по порядку. Урожай убирают, да за другие дела берутся. Девок и парней обженить. А то  ить и до греха недалеко.
 
   Мы со  Светой слушаем, а мальчишки уже посапывают, угомонились, набегавшись за день.
  - А  что бабушка Лена? Примета – то в чём?
  - А   вот я и насмелилась у женишка своего спросить, пришлёт ли сватов?
   - Ждите! Скоро!

   Я маменьке  сказывала об этом разговоре. А сваты-от  не едут. И жених не приходит.  Запечалилась я, матери помогаю, молчу. А она давай тесто ставить, чтобы завтра  утром хлебы печь. Собрала весь хлеб, какой остался с последней закваски,  заставила меня его мелко порезать -  и в печь, сушиться.
Только мы управились, … сваты в дом!

   Маменька руками всплеснула! Отправила меня огородами, чтоб никто не видел,  по соседям бежать, хлеба просить, а то как узнают сваты, что в доме хлеба нет, так как бы не ушли, не солоно хлебавши… Примета в том и заключается, что если стол богато накрыт, то молодым жить богато, а если даже хлеба нет, не  дай бог, так и жить бедно, из нужды не выходя!  К бедности это…

  - И что, вы бедно жили? -   Света замерла в ожидании ответа.
  -  Ох,  больно как бедно! Мужа еще в гражданскую убили, а я одна детишек поднимала. Свой-от дом вот впервые построили со старшим сыном Алешей! Слава богу,  живым с войны отечественной пришел.
 
   - Да, вот это примета - вздохнула я. Надо чтобы всегда хлеб был.  Вечером хоть немного оставлять на утро. Мало ли?

   Мальчишки давно спят, а мы разговариваем тихонечко, бабушка Лена уже шепчет что-то невнятное. Устала. Ей вставать рано, с коровой управиться, в стадо её проводить, и домой идти, к своим. Там тоже дети.

   Засыпая,  слышу гудок паровоза, звуки,  доносящиеся со станции, на реке идет работа, в тишине хорошо слышна перекличка тяжёлых барж, гулкие звуки пароходика и тяжелый, завораживающий звук уходящего в  Свердловск  поезда.

   Вдруг к этим убаюкивающим звукам прибавился новый, необычный звук. Он,  толчком, заставил меня вслушаться.
   - Свет, что это?
   -  Не пойму, вроде стучит кто-то, в ворота.  Слышишь, калитка дергается?
 Прислушались. Ничего не понятно. Кто-то за калиткой мается, дергает ворота так, что они потрескивают.
   - Наверное,  воры. Наша половина закрыта на крючок изнутри? Ты закрыла дверь?
   - Да! Я ведь в кухонное окно вылезла!
   - Вроде в нашей половине ходят… Нет. Показалось.
Вдруг по стене всего дома пробежал гулкий стук! 
   - Давай бабу Лену будить!
Но она уже и сама проснулась, прислушивается!
   - Господи, спаси и сохрани! Молчите, может посмотрят, что воровать нечего и уйдут…

   Грохот по стене усилился, как-будто кто-то чем-то чугунным колотит!  И звон какой-то, глухой!
   Света не выдерживает: - пойду, посмотрю, кто там.
   - Не ходи, а то убьют!
 
   Но Света на цыпочках подходит к окну и  тихонько из-за занавески старается рассмотреть, что происходит во  дворе.  А там - кромешная тьма. А звуки всё громче. Прямо под окном! Вдруг что-то большое и темное отделяется от стены и начинает метаться по двору с  диким воем. Не понять, что это! Звуки, как из трубы, То ли лай, то ли вой! Глаза, привыкшие к темноте,  начинают различать, что у существа что-то вместо головы, а хвост большой, как у черта на картинке.
    И я уже у окна! И бабушка Лена.
   - Спаси и сохрани, Господи! – шепчет бабушка!

   Существо носится по двору, тыкаясь,  то в забор, то в стайку, то в ворота! Уже и куры кричат. И петух, разбуженный до зари, орет невпопад, и корова испуганно мычит.
   И тут Света вспоминает, что читала Вия,  и что на свету всякие безобразия прекращаются. Не любит эта чертовщина свет. Но до утра далеко. Да ведь электричество есть! Она решительно щелкает выключателем,  и свет падает на часть дворика.
 
   И все мы ясно видим  большую черную собаку с хвостом и чугуном на голове. Это вовсе не черт, но не лучше!  В чертей мы не очень верили, а тут чужая большая собака, сдуревшая от страха!

   Витя подошел к окну и сказал, что это собака новых соседей,  но она оторвалась и убежала.  Часть огромной цепи волочится за нею.
Вот что странно грохотало и билось об чугун. А чугунок с пшенной кашей для цыплят Света поставила остывать на лавочку, возле стены дома.  Да еще и шкварки туда выложила из сковороды.  Остались после ужина. Видно этот запах и привлек голодную соседскую собаку.
 
   Но что делать дальше?  Собака грустно воет под чугуном, прыгает на стену,  лает, отчего страх всех  нас совсем сковал. И ведь не выйти, на помощь не позвать…

   - Таня, лезь в окно, в полисадник, беги к соседям, зови на помощь!
У соседей в окнах темнота. За полночь. Но я,  стоя на завалинке, колочу в окно спальни. Дядя Ваня, сонный, открывает окно. А потом мы все вместе бежим к нам, влезаем через окно в полисаднике в смешной последовательности: я, дядя Ваня и тетка Катя.
 
   Когда мама рассказывала эту историю соседке, она всё изменила,  но получилось гораздо смешнее. Фамилия новых соседей - Пузырёвы. Мама, как было на её родине, называла их Пузыри.

   - … И вот лезут в окно: сам Пузырь, за ним - Пузыриха, а следом - Пузырёнок! ( Это она всё перепутала, лезла-то – я!)
 
   Как дядя Ваня снимал с головы собаки чугун, как ласково уговаривала потерпеть  собаку тётя Катя, и как  мы наблюдали за всем этим - я упускаю.  Только к рассвету мы успокоились.
 
    Баба Лена проспала,  и корову не отправили  в стадо.  Пришлось самим пасти её на ближнем болотце.  А к обеду приехали на лошади родители, и были рады, что всё у нас хорошо!
 
   Папа засыпал яму, которую прорыла голодная собака под  воротами,  а  вечером снова уехал на покос. Сено надо ворошить и копнить пока вёдро! А нас папа немного прокатил на телеге, заслужили!