кочевники-2 часть - 2-я

Фикрет Гусейнов
После этого случая появления собственного ГЭС в Ауле люди стали иначе смотреть на свою землю . Они поняли что труд лишь только труд облагораживает землю и если захотеть то можно все сделать чтобы обустроить свой край. А сколько труда сил,нервов и рвенья было затрачено теми переселенцами в Агязы и что получилось  -все на смарку – а тут своя земля все  родное и ни кто никогда ее у людей не отнимет и все останется потомкам. Они поняли что нет ничего дороже родного клочка гор. Теперь уж те горцы которые думали переехать в города окончательно решили ни за какие богатства не поменять родное гнездо. Тем временем мысли старого Гаджимурада работали с опережением его вдохновило слова аульчан – «теперь и у нас не хуже чем там на равнине …» Гаджимурад теперь думал над улучшением породы своих коз чтобы на базе существующего стада создать племенную козеферму молочного направления чтобы возобновить давно забытую технологию предков получения варенных сыров долгого хранения благо что технологию он помнит и не забыл конкретные приемы и секреты приготовления «Чемберана» прославленного горского плавленого сыра отменного вкуса с огромными сроками хранения – перед  ними Итальянские сыры были ерундой. На некоторое время старик уехал никому ничего не сказав и появился в ауле спустя неделю с парой козлов пегой породы белой масти- опять что-то задумал старый прохиндей подумали аулчане. Тут ничего мудрого не было ибо старик хотел селекционным путем вывести новую породу коз  при этом не теряя признаки местной породы прививая молочное направление новой породе. По задумкам старика новая породы должна сохранить все признаки местной породы и еще  получить дополнительно молочное направление. Старик строго придерживался старых дедовских методов селекции не нарушая при этом научно-обоснованные приемы и методы . Наравне с козеводством старик в душе думал возродить давно забытую в горох исконную отрасль –разведение карабахских скакунов – это было делом чести и он давно лелеял эту мечту но никак не получалось ему найти чистокровного карабахского жеребца или кобылу но его величество случай помог ему – он ненароком в одном из аулов напоролся на довольно старого коняшку карабахской породы старик промолчал об этом и все-же сделал попытку купить жеребца – хозяин скотины даже и не знал породы своей скотины его ему оставили приежие кунаки из-за хребта еще жеребчиком. Они быстро договорились и рещено было  привести жеребца в аул тайком. Старик теперь искал подходящую пару – кобылу а ее не было в горох ни у кого не то что нужной породы а вообще в горах мало оставалось лошадей. Случай  его величество случай дало козырь в руки старика он узнал что там в аварских горах  недалеко от Камелуха есть конеферма у одного весьма уважаемого горца при том он знал толк в лошадях и разбирался в породах он происходил со старинного рода уважаемых в горах конокрадов-коневодов. Старик  долго не думая направился туда. Короче одним словом они эти два горца оказались древними кунакам и еще со времен Имама Шамиля .Старику повезло ибо его кунак оказался таким- же человеком как и сам  Гаджимурад   трудолюбивым  и находчивым новатором. Так завел старик пару лошадей .Ежедневно старик с внуками обходил свои владения урожай яблок должен быть не плохим ибо погода позволяло этому. Пчелы трудились не замечая что рядом трудился их хозяин не покладая рук . Камиль и Шамиль теперь знали свое дело и чуть свет бывали на ногах . У каждого теперь было свое дело – Камиль занимался растеньеводством а Шамиль ведал животноводство – козы ,пчелы и лошади требовали много внимания . Сам старик руководил всем этим. Гаджимурад всегда был занят и теперь он что-то придумывал упершись в бумаги что-то рисовал считал и пересчитывал. Старик ходил какой-то озабоченный словно что-то искал и никак не мог находить. Он часто сидел за компьютером перелистывая просторы виртуального пространства в надежде найти т о что ему было необходимо. Время его величество время беспощадно тикало с ходом часов уводя нас от пршлого приближая будущее которое все-же оставалось настоящим , секунда за секундой слагались минуты а те в свою очередь рождали часы и так появлялись и уходили в не бытье дни и месяцы. Шамиль и Камиль за лето окрепли и превратились из подростков в мужчин они росли не по дням а по часам в них нельзя было узнать тех маменькиных сынков когда они  приехали  в аул погостить к деду. Козы паслись на скалистых местах и часто они уходили  на южные склоны невидимые с места их ночлега и  Шамилю приходилось подниматься повыше к склону чтобы проверить не случилос-ли чего. Он думал над тем как приучить их чтобы далеко не уходили и наконец придумал. В неделю два раза козам давали соль чтобы не лазили они в труднодоступные скалы за солонцами и Шамиль кажды раз когда сыпал соль в  лотки стучал по ведру  прививая им условный рефлекс и получилось , стоило Шамилю пару раз постучать по веду как козы резко меняли направление это напоминало животным о том что не стоит далеко отходит от места где находится соль. Время шло старик ждал пополнения – кобыла должна была ожеребится со дня на день да и у коз пошел окот , забот было полно надо было к зиме собрать все ульи под навес и накрыть их так чтобы зимовка не угрожала холодами. Одним словом старик все сделал так что он получал два урожая от скотины т.е. козы приносили приплод два раза в году – это позволяло  быстро воспроизвести стадо и довести его до оптимальных размеров – 300-400 голов. До этого оставалось не много по подсчетам Гаджимурада ровно год .С таким поголовьем коз можно было завести мини сыроваренный цех оборудованный по последнему слову т ехники , заводик был заказан и старик должен был получить уведомление со дня на день о готовности завода. Утром  следующего дня старик хотел – было поехать по делам в город но почему – то не стал собираться словно догадывался что кобыла ожеребится так и получилось под навесом рядом с кобылой уткнувшись к боку матери на слабых еще ногах стоял жеребенок серой масти. Старик наверное так никогда в своей жизни не обрадовался как  рождению жеребенка . На крик старика выскочили внуки , они все трое готовы были на руках внести жеребчика в дом но кобыла категорически  не дала им это – она прижала уши и сделала жест означающий = не трогайте мое дитя. Все же старик подошел к кобыле и похлопал ее словами –умница ты заслуживаешь полное ведро ячменя. Оказалось  кобыла ожеребилась еще вечером чуть стемнело. Теперь у Шамиля забот прибавилось ему надо было в течении двух недель присматривать за жеребенком пока он не окрепнет.Через день старик решил снять мед из ульев . Мед удался отменным было собрано ровно полтора тонны – это по нынешним ценам немалый доход который полностью  окупал все затраты на остальное и еще  оставался прибыль солидный. Как и положено в солидных предприятиях за вычетом затрат остаточную  сумму  поделили с учетом резервного фонда и страховой части остальная сумма  в виде дивидендов старик распределил поровну. Вот только теперь поняли молодые смысл слов деда что земля плюс труд и умение есть богатство. Их хозяйство сразу стало зажиточным крепко стоящим на ногах. К зимовке хозяйство было готово – корма заготовлены, кошару и загоны отремонтированы запасы продовольствия были в избытке. Им оставалось  в длинные зимние вечера коротать время чем-то другим а чем старик знал но не хотел сказать заранее. Факт что старих копил шкуры коз и козлят складывая их так чтобы не портились и ребята поняли что дед что-то хочет сделать из шкур вон выходящее. Оказалось он тайком заказал технологию выделки шкур для получения хромовой кожи и лайки. Тонкой эластичной кожи для шитья одежды и других атрибутов одежды. Гаджимурад заранее соорудил бетонную емкость не говоря его предназначение молодым .Как только ударили холода ребята думали что будет тяжело с хозяйством но оказалось не тяжело – они быстро управлялись с тем что козщ надо было выгонять на пастбище и загонять под вечер обратно . Стадо оказалось хорошо управляемым и без труда все получалось.  Настал т от день когда  дед заполнил емкость водой и смешал туда химреактивы после бросил туда штук десять козьих шкур и закрыл крышку емкости. На следующий день старик достал большую коробку из под кровати , там находилось оборудование по выделке шкур. Дед дал ребятам инструкцию по работе с оборудованием а сам принялся собирать содержимое в коробке ,  Одним словом к весне хозяйство распологало  отменной кожей в виде хрома и лайки в количестве 129 квадратных метра по рыночным ценам это составляло не малую сумму которая хватило-бы на три года для приобретения комбикормов и сена для хозяйства считая и транспортные расходы и окупаемость оборудования т.е. капиталловложения .Долго считал и пересчитал на бумаге предстоящие к лету работы и дед пришел к заключению что нужны рабочие руки как минимум пять человек .Ребята долго думали кого -же можно пригласить и пришли к выводу позвать своих -же двоюродных братьев из города. Сказано сделано. Оказалось двоюродные братья давно ждали одного слова и готовы были хоть сейчас приехать. Старик не  был против ибо и сейчас им нужны были рабочие руки. Так появились в ауле внуки тех кто развалил аул с таким расчетом чтобы больше никто не вернулся  к заброшенным очагам. Видимо правильно гласит предание что все возродится и из-за развалин пойдут споры и даже вражды между родичами. Решено было по весне построить еще один дом у реки потихоньку появлялся хутор там где в древние времена стоял огромный город.Через день приехало пополнение – пять молодых ребят знающие сельскую жизнь  по рассказам родителей не поверили своим глазам -= в ауле в доме где они должны были жить  вместе с Шамилеи и Камилем были все условия не хуже чем в городе в добавок еще вода была чистая как слеза и вкусная. Ровно неделю ребятам дали на адаптацию чтобы привыкнуть к аулу и климату гор. Ребята с хода  переключились на работу они были одногодками и не мальчишками .В ауле стало весело часто к ребятам приходила  молодежь с соседних аулов иногда оставались ночевать им было интересно вместе – так получилось что молодые ребята из соседних аулов попросились к ним на работу. Гаджимурад не мог им отказать это наоборот давало надежду старому горцу в том что не все потеряно в горах и есть шанс возродить горы привлечь молодых людей со всех концов на Родину и возродить старые давно забытые ремесла и традиционный уклад жизни в горах. Старик думал чем-же занять этих молодых людей. Он зна что в древние времена в горах делали прекрасную посуду и утварь из обожженной глины , знал он и место где брали глину но с технологией предков не был знаком, хотя по рассказам стариков  знал примитивно как это делается. Идущий осиливает гору – подумал старик и взялся за дело . За считанные дни старик по интернету узнал все хитрости этого дела и не мещкая не откладывая в долгий  ящик засучил рукава. Первым делом он построил крытый со всех сторон навес и поставил под навесом печь для обжига глиняной посуды вот только вместо дров печ работал на электричестве – для этого он заказал несколько закрытых электротенов большой мощности чтобы в печи было  необходимое количество тепла и жара. Гончарные круги решено было делать с электрическим приводом через редуктора.В т ечении месяца все было готово. Карьер для глины находился буквально в трех шагах прямо под носом около речки – когда-то сам Гаджимурад вместе со своей матерю брал оттуда глину для строительства тандыра . Знал  старик и кое-какие секреты древних гончаров как сделать чтобы изделия из глины не трескались при предварительной сушке на воздухе – все необходимое было под носом. Вот настал тот день когда они запустили промышленный станок для замеса глины. В приемный бункер положили несколько лопат глины и станок заработал. Глину месили до консистенции пластилина при этом старик умудрился  добавить в глину немного козьей шерсти – через пол часа глина была готова.Старик запустил гончарный  круг ,молодежь окружили старика а он с вдохновением слепил незатейливый сосуд – т1опи . Получился первое изделие не плохой. Таким-же  макаром он слепил десяток сосудов ,они получались лучше и лучше. Через день сосуды высохли на воздухе и главное ни один сосуд не треснул – козья шерсть играл роль арматуры в глине и поэтому сосуды не треснули. Старик торжественно стал переносить  изделия в печь для обжига.Через сутки все собрались чтобы вскрыть печь для обжига.Когда открыли дверь печи они увидели  темно-коричневый ряд посуды уже на стадии остывания.Это был тот момент когда что-то потерянное на долго находят случайно. Вот и возродили давно забытую традицию гончарного дела  нашего народа теперь ребята вперед дерзайте. Теперь думал Гаджимурад как покрыть изделия глазурью – этого он не знал и не представлял. К весне почти все в ауле пользовались посудой местного производства с клеймом «Произведено В Цахуре,Россия» . Через три месяца завод по производству глиняной посуды расширили до размеров промышленного производства ,начали поступать заказы от крупных супермаркетов и ресторанов на  изготовление посуды с определенными логотипами - дело пошло в гору. Решено было построить еще одну ГЭС для расширенного производства. Четыре цеха работали в ауле – это консервный цех по производству мясных консервов ,сыроваренный . и кожевенный цеха а также  цех по производству керамической посуды. Горы потихоньку возрождались аулы становились многолюдными а там где когда-то стоял город начали возводить дома красивые и добротные с магазинами и другой инфроструктурой  а сады были везде все склоны гор были покрыты садами,в горах появились табуны лошадей и стада овец – горы процветали. Теперь в городах мечтали –«Вот накоплю денег построю дом в ауле заведу хозяйство и обязательно построю какой нибудь цех и буду спокойно жить без этой суеты смога на улицах .Наконец избавлюсь от этого пыльного и грязного города где уж и делать нечего ….»