Фильм Макаров

Павел Захаров 2
Фильм "Макаров", безусловно, это то, что и называется новым словом в нашем искусстве. Очень жесткая история, произошедшая в очень жестком времени. Талантливый сценарий Валерия Золотухи превратился в талантливый фильм Владимира Хотитенко. На то время произошло открытие актера Сергея Маковецкого.
Это очень жесткая история интеллигента. Замечу, что поэтическим талантом Макарова восхищается его ближний круг, а это не такие уж знатоки поэзии. И сдается мне, что Макаров лишь один из многих. Просто он очень удачно попал в струю в советское время, а теперь выпал из этой струи. От того, он и чувствует себя очень неуютно. Замечу, что и муза нашего поэта в итоге оказывается бандитской марухой, любовницей бандита, и его подельницей, и эта деталь тоже может говорить о таланте поэта.
Любопытно, как в контексте фильма звучат стихи Мандельштампа, что меня только равный убьет. Макарова убивает равный. То есть, он сам выносит себе приговор. И это приговор ему, как человеку, и как поэту. Осип Эмильевич, возможно, любимый поэт Макарова, так зовут его сына, и эта деталь тоже характеризует Макарова. Возможно, его любовь к поэзии - это просто тяга к полузапретному, все же, в советские годы Мандельштамп был таким полузапрещенным поэтом, и стихотворение про "век - волкодав" относилось и вовсе к запрещенному творчеству.
Любопытно еще, что эта история происходит во вневременье, хотя время указано четко - это апрель 1993 года, но тогда время немного потеряло свой ход, и немного расслоилось. Детали времени тщательно подчеркиваются режиссером. Это омоновцы, патрулирующие улицы, и многочисленные крупные собаки со своими владельцами. Кстати, болонка в картине только у беззащитной бабушки. Мрачный характер истории подчеркивает и индустриальная архитектура Екатеринбурга.
Безусловно, фильм содержит довольно четкий диагноз так называемой "творческой интеллигенции", которая в советские годы жила препеваюче, и это подчеркивается квартирой поэта. Вроде бы все в ней старое и не уютное, но она двухуровневая, и огромная, что тоже характеризует Макарова, как в прошлом успешного человека. Он может стать успешным и в нынешнем времени, но все его мысли занимает пистолет. И начинается история распада личности, потери его связи с его родными и близкими. Кстати, они ведут себя искренне по отношению к герою. И даже его жена, когда ушла к его другу, не спит с ним, не предает его. А герой все более и боле становится неприятен зрителям. Иногда задаешь себе вопрос: может быть, и правда, правильно, что его бьют по морде незнакомые люди?
А еще в картине сыграли свои лучшие роли Ирина Метлицкая и Елена Майорова. Пусть земля им будет пухом.
И конечно, фильм будет жить, и будет открывать для своих зрителей новые смыслы. И несовершенная и допотопная техника не мешает созданию отличного фильма.