Путь инженера. Глава 7. Главный специалист

Александр Смирнов 83
На снимке: автор в 2007 году.

Всё проходяшее подобно течению реки, не останавливающемуся ни днём, ни ночью.

Изречение Конфуция

С течением времени у меня появились проблемы со стороны сердца. Я прошёл исследование в Кардиоцентре, в результате чего мне настоятельно рекомендовали согласиться на аортокоронарное шунтирование, иначе мне в ближайшее время грозил инфаркт. 22 марта 1990 года в Кардиоцентре бригадой врачей под руководством знаменитого сердечного хирурга Р.А.Акчурина мне сделали операцию, закончившуюся успешно. Однако предстояло пройти длительный период реабилитации, что могло затруднить надлежащее исполнение мною обязанностей руководителя отдела. И я принял неординарное решение: перейти с должности начальника отдела на должность главного специалиста по вычислительной технике.

 В период начавшейся перестройки, когда было много наломано дров, в том числе ограничивался предельный возраст директоров НИИ в 75 лет. Академик Жуков был, к сожалению, освобождён от должности руководителя предприятия, хотя оставался здоровым и деятельным. Это далеко не лучшим образом сказалось на работе предприятия. Когда начался развал всего и вся, он, используя свой авторитет и связи, всеми силами пытался уменьшить потери предприятия и отрасли, обращаясь во все инстанции, включая президента. Он скончался в 2000 году, в возрасте 88 лет. Ещё при жизни рядом с проходной предприятия был установлен его бюст, выполненный знаменитым скульптором Аникушиным. В городе и на предприятии всегда отмечаются юбилейные даты, связанные с ним, проводятся заседания Учёного совета и конкурсы молодых учёных, его именем названа улица, идущая от въезда в город до проходной предприятия, которым он руководил.

По моей рекомендации начальником отдела стал В.А.Залыгаев. Оглядываясь назад, я убеждён, что моё решение было правильным и продуманным Освободившись от груза организационной работы, я сосредоточился на работах по внедрению новых средств вычислительной техники — микроЭВМ и персональных компьютеров, создании на их основе систем обработки данных. Скоро для предприятия, как и для всей страны наступили тяжёлые времена, резко сократилось количество заказов и финансирования, значительно упала реальная заработная плата, начались масштабные сокращения персонала, а наиболее квалифицированные специалисты стали сами уходить с предприятия. ЭВМ вследствие слабой загрузки стали выводить из эксплуатации, демонтировать и продавать в металлолом. Этот процесс стал возможным также вследствие всё более ускоряющегося внедрения персональных компьютеров. Закрытие больших ЭВМ и перевод задач на компьютеры привёл к высвобождению большого числа сотрудников, в том числе прикладных программистов, операторов и электромехаников. Численность сотрудников отдела сократилась в 4-5 раз. Наш отдел, как и предприятие, вплоть до начала двухтысячных годов существовал на голодном пайке: с низкими зарплатами, техника обновлялась редко. Почти сошёл на нет приход молодых специалистов, большинство сотрудников имели возраст свыше 40 лет.

В начале 1992 года при предприятии создаётся товарно-сырьевая биржа «Конверсия», которая в основном занималась распродажей запасов ценного сырья и материалов оборонных предприятий. Эта распродажа, с одной стороны позволяла избавиться от неликвидов и как-то поправить финансовое положение предприятий, с другой стороны, приводила к опустошению необходимых запасов. Руководители биржи хорошо знали меня по работе, они пригласили работать на бирже в должности главного инженера. Хотя предложенная зарплата была значительно выше получаемой мною, я отказался от этой должности, считая, что биржа – дело не моё, временное и проработает недолго. Моя семья, как и другие семьи, испытывала материальные затруднения, поэтому я принял другое решение: поработать на бирже начальником отдела связи по совместительству, не увольняясь с предприятия. У меня в это время накопилось на предприятии шесть неиспользованных очередных отпусков. Я постепенно оформлял эти отпуска и частями их использовал, работая на бирже 2-3 дня в неделю по 4 часа. В мои обязанности входила организация и проведение работ по созданию и сопровождению информационных систем биржи. Я поработал на бирже в течение полутора лет до её закрытия в средине 1993 года, получая весомую добавку к основной зарплате. Торги представляли красочное, интересное зрелище с большим количеством участников. Можно было наяву в миниатюре увидеть, как на самом деле происходят торги на биржах.

Взаимоотношения сотрудников биржи были вполне корректными, периодически организовывались мероприятия как на площадке биржи, так и с выездом в другие места. Особенно запомнились посещение Свято-Данилова монастыря. Интерес учреждений церкви к бирже объяснялся просто: на торгах биржи неоднократно делались пожертвования монастырю крупных денежных сумм, которые шли на его реставрацию. В целом работой на бирже я был удовлетворён. Но, как говорится, недолго музыка играла, биржа закрылась спустя полтора года после её открытия.

В двухтысячные годы начался медленный подъём в развитии предприятия, что сразу же сказалось в обновлении средств вычислительной техники, стали закупаться персональные компьютеры, которые окончательно вытеснили устаревшие мини- и микро-ЭВМ. Отделом стал руководить новый начальник – В.Ф.Полуянов. Под его руководством была создана локальная вычислительная сеть предприятия на основе оптоволоконного кабеля и коммутационных устройств, которая связала основную часть пользователей служб управления, функциональных подразделений и научных отделов с базами данных, размещёнными в серверах Вычислительного центра. Была внедрена внутренняя электронная почта предприятия и созданы автоматизированные проходные на всех трёх территориях предприятия. Дальнейшее развитие получила АСУ предприятия. Количество персональных компьютеров на предприятии превысило 600 комплектов. С течением времени, с возрастом я был уже не в состоянии в полной мере участвовать во всех этих работах, и постепенно переключался на чисто организационную работу: составление планов, оформление отчётов, справок, обоснований, проведение экономических расчётов.

В этот период времени я достаточно плотно занимался общественной работой: дважды избирался в профсоюзный комитет предприятия, в работе которого принимал активное участие. Нужно отметить, что это были трудные годы для деятельности профсоюзных организаций. На многих предприятиях, в том числе оборонных отраслей, сотрудники, разочаровавшись в деятельности профсоюзов, начали в массовом порядке выходить из профсоюзных организаций, которые действительно лишились многих прав, санаториев и зачастую не имели возможности влиять на администрацию в отстаивании прав работающих. К чести нашей профсоюзной организации, она удержала численность работающих в своём составе, сохранила боевой настрой, и в условиях недофинансирования отрасли ей удавалось путём длительных переговоров с администрацией приходить к компромиссным решениям, с одной стороны, не допуская массовых сокращений, с другой, по возможности индексируя уровень зарплаты. Я входил в состав производственной комиссии, разрабатывающей совместно с администрацией коллективный договор, регулярно выступал на профкоме.

На одном из заседаний я выступил с критикой действий администрации, считая, что у нас недостаточно внимания уделяется техперевооружению производства и обновлению станочного парка, что в дальнейшем может привести к утрате предприятием его лидирующих позиций в отрасли. Приводил пример Тульского объединения «Сплав», который в те годы ускоренно переоснащался и внедрял высокие технологии. Генеральным директором «Сплава» был Герой России Николай Александрович Макаровец, с которым я неоднократно встречался у общих знакомых и беседовал на эти темы. В последние годы переоснащению нашего предприятия стало уделяться гораздо большее внимание.

Следует отметить, что ФЦДТ»Союз» являлся в течение многих лет основным градообразующим предприятием города, город рос и развивался вместе с ним, были построены многие десятки жилых зданий, несколько школ, спортивных сооружений, торговых и бытовых заведений. Вторым градообразующим предприятием стала крупнейшая в Европе ТЭЦ-22. Городу очень повезло, что им в течение многих лет руководил замечательный человек — В.И.Доркин. Он оставил заметный след не только в истории города, но и в истории России. Он избирался депутатом Государственной Думы, организовал всероссийскую партию развития муниципалитетов. Разочаровавшись в возможности достичь позитивных результатов в масштабе России в ельцинские времена, он решил сосредоточиться на реальной работе на муниципальном уровне, был избран руководителем Совета депутатов города. Впервые в истории России он организовал в 1995 году, несмотря на сопротивление областных и районных властей, референдум жителей по отделению города и образованию самостоятельного муниципального образования — города Дзержинского. Для этого ему и его команде пришлось не только проявить личное мужество, но и удалось привлечь на свою сторону членов Совета Европы по правам человека. Властям пришлось отступить. 90% жителей поддержали его, он был избран первым мэром города.

Заключение

31 декабря 2010 года стал моим последним рабочим днём на предприятии, которому я посвятил 53 года, 5 месяцев и 22 дня своей жизни. Мне тогда исполнилось 78 лет.
Пришло время подвести итоги. Я удовлетворён тем, что мне удалось многое сделать нужного и полезного для предприятия, что находило положительную оценку со стороны руководства предприятия, в первую очередь академика Б.П.Жукова. Меня неплохо поощряли за результативную работу: за время работы моей большой семье не один раз улучшали жилищные условия, я был награждён правительственными наградами, и другими знаками отличия, занесён в Книгу Почёта предприятия. Я ощущал, что и подавляющее большинство моих подчинённых относилось ко мне, как мне представляется, с уважением и с доверием, так как я правильно организовывал работу, давал сотрудникам возможность профессионального роста. Некоторые из них сделали успешную карьеру. При необходимости я помогал их семьям в решении разных житейских проблем, старался поступать по справедливости и не ставил их в унизительное положение даже в случае их промахов и серьёзных проступков. Встречаясь с ними уже после ухода на пенсию, я чувствую, что они относятся ко мне вполне благожелательно, так же, как и я к ним.

Мысленно прослеживая свою работу в ФЦДТ «Союз», ловлю себя на на ощущении, что на протяжении всей жизни я вкладывал свои способности, знания, труд на решение важных проблем. Не всё у меня получалось идеально, были ошибки, промахи, но они не носили определяющего характера. И в том, что предприятие создавало новейшие образцы твёрдых топлив, зарядов и двигателей для различных ракетных комплексов, до настоящего времени стоящих на боевом дежурстве, есть и частица моего труда. Характеристики топлив, созданных на предприятии, намного превосходили параметры американских ракетных топлив, что позволяло сохранять паритет в ракетно-ядерном противостоянии с потенциальным противником, несмотря на больший вес наших боеголовок и электронных систем управления ракет. Расчётные работы по всем изделиям производились на электронных вычислительных машинах и комплексах, специализированных средствах обработки данных, запуском, эксплуатацией и развитием которых я и занимался вместе со своими сотрудниками все эти годы.