Кто во что горазд

Юрий Каргин
Балаковские библиотеки ведут активную работу по краеведению. Честь им и хвала! Однако порой их краеведческие изыскания строятся на невероятных фантазиях непрофессионалов, которые не только в архиве никогда не работали, но и забыли курс школьной истории. В результате общедоступной становится нелепая информация, которая и звание библиотекаря дискредитирует, и историческое прошлое переворачивает с ног на голову.

Татаромания

На сайте Балаковской городской центральной библиотеки есть раздел «Сёла Балаковского района». Здесь представлены все сельские муниципальные образования. Внешне всё замечательно – не подкопаешься, но если полистать страницы их истории, то какая-то татаромания получается.
По мнению составителей этого раздела, совершенно русское слово «отрог», которое обозначает «ответвление», записали в татарское со значением «селение». Такая же участь постигла и слово «елань». Его «перевели» с татарского как «гиблое место», хотя в словаре Даля написано: в московских, рязанских и тамбовских диалектах – «обширная прогалина, луговая или полевая равнина».
Но и это ещё не всё. Оказывается, Еланка появилась во времена татаро-монгольского ига. Однако ига здесь, на берегах Волги быть не могло, потому что тогда это была территория Золотой Орды. Что ж они, золотоордынцы, сами у себя под игом ходили?
Дальше – больше. В район Еланки поместили битву между русским и татарским войсками, в которой победили, конечно, наши. Ни один исследователь Древней Руси об этом не знал и не знает – только балаковцы.

Основание без оснований

Не менее «любопытны» и фантазии на тему основателей сёл.
Например, основание Головановки в 1905 году приписали помещику Голованову, который «в честь новорожденной дочери Натальи и в форме её имени» посадил здесь лес. Хотя и помещика с такой фамилией в ближайшей округе не было, и Головановки нет в «Списках населённых мест» даже 1928 года.
Несмотря на неоднократные публикации о том, что Натальино появилось благодаря княгине Наталье Голицыной (отсюда название), которая в 1780-х гг. поселила здесь несколько семей своих крепостных из села Алексеевки (данные из архива), библиотекари по-прежнему убеждены, что оно основано князем Кочубеем. Только если до этого чаще всего утверждали, что он назвал его в честь своей возлюбленной крестьянки, то теперь «виновницей» названия села стала его дочь.
А с Наумовкой «бытописатели» Балаковского района и вовсе запутались. По их «летописи», с одной стороны, её основал «знатный купец, владелец хрустальных заводов Бердников Д.Н.», который «построил здесь очень красивую усадьбу из белого камня», с другой, – село назвали в честь разбойника Наума, который со своей шайкой грабил купцов, проезжавших мимо из Балакова. Причём балаковцы снова сделали «открытие»: вписали в историю развития хрустального дела в России никому из специалистов неизвестную фамилию.

А пирожки-то сгорели

Многое из того, что помещено в «сельском» разделе библиотечного сайта, утверждается так, словно перед написанием материалов были проведены серьёзные научные исследования. На мои недоумённые вопросы библиотекари ответили, что всю информацию списали с книги, посвящённой 85-летию Балаковского района и увидевшей свет в 2013 году. Смотрю исходные данные: информационно-аналитическое агентство  «Деловой мир», редактор Наталия Ивлиева, и ни одного консультанта-историка. Получается: как рука писала.
Но самое интересное, что книга наверняка выпущена по заказу местной власти и на бюджетные средства: юбилей всё-таки. Спрашивается, почему выпуск юбилейного издания, которое призвано быть этаким своеобразным краеведческим эталоном, обошёлся без консультации с профессиональными историками и краеведами? В таких случаях это обязательная практика для тех руководителей, кто серьёзно относится к истории родного края, а значит, и к воспитанию патриотизма.
Невольно вспоминается добрый советский мультфильм «Вовка в Тридевятом царстве», где главный герой, школьник, попробовал испечь пирожки в чудо-печке, запихав в её рот кадушку с тестом и кучу брёвен: «И так сойдёт». В итоге получились угольки: и силы потрачены зря, и не поел никто.

Юрий КАРГИН

2016 г.