Шелковый путь по горам Дагестана и Чечни

Исмаил Газимагомедов 2
                «ВЕЛИКИЙ ПУТЬ НАРОДОВ»
               
     «В основе всей человеческой истории лежат интересы торговли. Если их не учитывать, бесполезно «выстраивать» историю политики и войн. На протяжении торговых трасс Средневековья возникали государства и военные объединения государств. Любой князек пытался «оседлать» эти трассы, чтобы самому взимать дань от проходящих по ним торговых и иных караванов. И стычки между различными группировками не были редкостью»[1].

                ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

     Автор этого текста родился и вырос в горах и с самых ранних лет, когда он только-только смог излагать на бумаге свои, какие-нибудь мысли, мечтал написать книгу о прошлом родного аула. Осуществить свою мечту ему удалось, но спустя много-много лет. В процессе работы над ней открылись малоизученные или вовсе неизвестные многим современным специалистам вещи, объяснить одну из которых он попытался в этой маленькой, но интересной работе.

                ПОЧТИ ОЗАРЕНИЕ

     Не будет преувеличением, если скажу, что село мое находится на таком уникальном месте кавказских гор, где на несколько десятков квадратных километров земли пресекаются границы без малого дюжины обществ и народов, каждый из которых имеет свой собственный язык и самобытная культура. Поэтому, когда шла работа по сбору и изучению информации о его прошлом, волей-неволей, приходилось изучать и историю всех этих соседей, также и языковые особенности некоторых из них.
     Еще в начале своих поисков, при детальном рассмотрении географии горной Чечни, то есть, исторической области Кистия[2], в основном по книге[3] краеведа Ахмада Сулейманова, меня удивили названия местностей и, особенно, места расположения башен-крепостей, которых, в отличие от Дагестана, там сохранилось множество. Как известно, находятся они, в основном, в Шаройском и Итум-Калинском районах,  и большинство из них - на узком и вытянутом на северо-запад пространстве, одним краем которое упирается на дагестанские горы, а другим – на горы Ингушетии. Когда это понял, меня осенила мысль, что подобное расположение таких строений не простое совпадение и, что в нем может быть скрыто, что-то очень важное. 
     Шли годы, работа над книгой продолжилась. Собирал я ее не только из материала местных источников и различных архивов, но и из материала с просторов интернета. И в один прекрасный день в Ютубе наткнулся на документальный фильм, который называется «Дербент и Великий шелковый путь». От услышанного и увиденного там меня словно током ударило. И это не преувеличение. Читайте и судите сами.

                ЗАПИСКИ ЗНАМЕНИТОГО ИТАЛЬЯНЦА

     «В 1355 году служащий торгового дома «Бартны» Франческо Пагалотти возвращается домой во Флоренцию после восьми лет странствий, и с собой он привозит написанный им в пути бесценный фалиант «Практика торговли или сочинение о далеких землях». В этой работе, ставшей основой для многовековых исследований ученых во всем мире, историки обратили внимание на следующий отрывок:
«А потом дорога уходит резко на север и теряется высоко в горах, название которым «Кимирийские». Никто не рискует идти по ней, кроме самых отважных и отчаянных купцов и торговцев. Многие прощаются с ними перед Железными Вратами. Скрываясь в горах на несколько недель, они потом неожиданно появляются у Тебриза, минуя все опасные земли».
     Этот фрагмент текста из работы флорентийского путешественника заинтересовал ученых. Дело в том, что «Кимирийскими» западные путешественники называли горы Северного Кавказа, а Тебриз – это древний город на берегу Черного моря, с западной стороны Кавказского хребта.
     Не было бы ничего странного в цитате знаменитого флорентийца, если бы главной задачей его труда не стояло детальное описание Великого Шелкового пути (дальше в тексте – ВШП), легендарной трассы, соединявшей когда-то западной и восточной цивилизации.
     Это открытие необычайно важно. Всегда считалось, что торговый маршрут, известный сегодня как Великий Шелковый путь (ВШП), обходил Кавказ далеко с юга, через пустыни Ирана и Ирака. Но если поверить Франческо Пагалотти, то получается, что одна из самых удивительных дорог в истории мировой цивилизации некогда проходила по территории современной России.
     И, что не менее важно, из этого отрывка следует, что в средние века по горам Северного Кавказа тоже проходил торговый путь из Азии в Европу. Об этом говорят и другие источники[4].
     Ни одного упоминания о ВШП ни в античной, ни в средневековой литературе не содержится, нигде в мире о таком названии никто не услышал. Свое современное название эта дорога получила только в XIX веке.
     Первое упоминание о ВШП содержится только в книгах Фердинанда Фон-Ризенгофеля, автора классических трудов по физической географии Китая и Азии, творившего во второй половине 19 века. Благодаря ему это название принято повсеместно. По этой причине исследователям, изучающим историю этой дороги в источниках, надо искать не ВШП, а торговую дорогу из Китая в Европу, не имеющую определенного названия.
     Если верить описаниям многочисленных купцов и путешественников, то дорога эта существовала целых 18 веков - от II века д. н. э. до XVI века нашей эры. Ни один торговый маршрут в истории человечества не функционировал так долго.
По самым приблизительным подсчетам дорога в один конец занимала 300 дней. Начиналась она в китайском городе Хиан, откуда, через пустыни и горы, шла к Ташкенту и к Самарканду, поднималась к Бухаре и выходила к Тегерану, чтобы потом, через территории современной Турции, пройти через Анкару и упереться в Стамбул (Константинополь).
     По этой дороге из далекого Китая на другой конец обитаемого мира доставляли не только шелк, но и другие разнообразные товары. В последние века своего существования она была одной из ведущих магистралей Великой Монгольской империи Чингисхана. И все это время товары непрерывным потоком шли с востока на запад.
     Но маршрут ВШП никогда не был одним и тем же. Менялись исторические эпохи, на карте мира возникали новые государства, и купцам приходилось искать более безопасные, но и более труднопроходимые дороги.
     Маршрут ВШП проходил, практически, через весь континент и на всем его протяжении сокровища и бесценные товары приходилось охранять целой армии, сопровождавшей купцов, потому что многие народы, через земли которых проходил маршрут, мечтали обогатиться за счет странствующих купцов.
     При внимательном изучении воспоминания купцов и путешественников, видно, что ВШП был не просто дорогой с одного конца континента на другой, а настоящей цепью крепостей и неприступных поселений, протянувшихся на несколько тысяч километров.
     Любой караван нуждался в уходе и охране. На нужды для многочисленных караванов использовали уже имеющиеся военные постройки или задействовали в их строительстве местное население. По всему маршруту дороги стояли крепости, в которых путники могли безопасно провести ночь. Поэтому доказательством слов флорентийского путешественника о том, что и по Северному Кавказу проходила одна из веток ВШП, будет наличие по маршруту старинных торговых дорог системы горных крепостей.

ЕСЛИ ЭТА ДОРОГА СПУСКАЛАСЬ С ГОР В РАЙОНЕ ДРЕВНЕГО ТЕБРИЗА НА БЕРЕГУ ЧЕРНОГО МОРЯ, ТО ГДЕ БЫЛО ЕЕ НАЧАЛО?

     Изучая вновь отрывок текста из книги флорентийца, исследователи поняли, что ответ на этот вопрос все время был перед ними – «Железные врата», о которых писал Пагалотти, вовсе не метафора. Такое название на Кавказе в средние века имел город Дербент.  Его естественное географическое положение просто уникально – город закрывает узкий проход между Каспийским морем и предгорьями Северного Кавказа.
     Первое ответвление от классического маршрута ВШП и был проложен к Дербенту. С иранского нагорья дорога поднималась резко вверх и доходила до этого города-крепости. Поэтому поиски начала северокавказского маршрута ВШП надо начинать именно в Дербенте.

 КАКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ЗАСТАВИЛИ МАРШРУТ ШЕЛКОВОГО ПУТИ ТАК СИЛЬНО УЙТИ НА СЕВЕР ОТ ПРИВЫЧНЫХ ТРАСС И ГДЕ ЕГО ИСКАТЬ ДАЛЬШЕ?

     Все караваны ВШП меняли свои маршруты по одной единственной причине: они уходили от войн и сражений, которыми так богата была история Средневековья, а в XIII веке карта мира в очередной раз была перекроена.
     В 1210 – 1250 гг. н. э. возникла огромная Монгольская империя. Какое-то время ВШП функционировал почти идеально, но после смерти Чингисхана его огромная империя распалась на четыре части. Эти государства оспаривали друг у друга отдельные участки торговых путей, и всё Закавказье стало ареной постоянных войн ханов Золотой Орды с ханами Ирана. А купцы стали заложниками этой непростой ситуации, и им просто жизненно необходим был новый маршрут между двумя империями. Этим естественным путем и была дорога через Северный Кавказ.
     Если внимательно присмотреться к карте XIII - XIV веков, то можно заметить, что Северный Кавказ находился посередине между двумя ханствами и народы, проживающие на этой территории, в силу ее географической изолированности и труднодоступности, могли сохранить за собой относительная независимость.
Все это показывает на верность высказывания флорентийского путешественника о неизвестном маршруте Шелкового пути. Совпадают и военно-политические условия для его создания. Вопрос только в том, как он мог проходить дальше от Дербента?»[5].

             "ВЕЛИКИЙ ПУТЬ НАРОДОВ":  ДЕРБЕНТ – ДАРЬЯЛЬ

      Так же, как человеческое тело пронизано системой вен, в те далекие времена, вся горная часть Северного, и не только, Кавказа была пронизана тропами, проникавшими в самые отдаленные и труднодоступные уголки гор. И подобно всякой такой системы, у троп этих были еще и, условно говоря, свои «основные кровеносные магистрали». Одна из таких - дорога, которая в грузинских исторических хрониках обозначена как «Лекетская».
      Эта известная с древнейших времен транскавказская торговая дорога сыграла немалую роль, не только в истории и судьбах народов, населявших эти горы, но и народов всего северокавказского региона.
      Называвшаяся еще и «Великим путем народов» она начиналась у берегов Каспия и, практически, ровной линией, параллельно отрогам Главного кавказского хребта пересекала все главные реки и хребты Внутреннего Дагестана и уходила вглубь Чечни и Ингушетии, чтоб потом, в Ассинском и Дарьялском ущельях соединиться с другой, более важной торговой дорогой, идущей из Китая и Индии[6].
      Северное ответвление Великого шелкового пути, которое огибало Каспийское море с севера, по астраханским и калмыцким степям спускалось к Кавказу. Пресекая в нескольких местах Главный кавказский хребет и соединившись там с Лекетским и другими подобными дорогами, оно доходило до берегов Черного моря, откуда по сухопутным и морским маршрутам шло в столицу Византии Константинополь.
      Несомненно, Лекетская дорога являлась очень важной для данного региона торговым путем, который связывал рынки всего Северного Кавказа, также и Закавказья 
      Источники говорят, что по участкам этой артели связи мы наблюдаем хорошо нам известную эру прохождения больших человеческих масс, приведенных в движение взаимной и столкновением интересов. По такой же линии поддерживались и торговые отношения между странами; путь служил средством связи между югом и севером Кавказа, в обход Прикаспийской низины, с незапамятных времен. Это особенно относится к передвижению конницы в летний сезон, когда дорога через горы вместе с обеспечением коней подножным кормом представляет несравненно благоприятные климатические преимущества против изнурительных условий передвижения вдоль берега моря с широко заболоченными низовьями рек и речек.
     Дороги в те времена проходили не по ущельям и долинам, как сейчас, а по склонам гор и горных плато, чтобы избежать строительства мостов, а реки переходили по возможности там, где меньше каньонов и других пересеченных мест. Маршруты-дороги прокладывались на протяжении тысячелетий, и в конечном итоге преимущественными становились те, где было меньше природных препятствий. Так обозначен процесс этот в историографии Кавказа.

                БАШНИ ЧЕЧНИ – КЛЮЧ ЗАГАДКИ!

     Общества и сёла Дагестана, по землям которых проходила Лакетская дорога, говорят сами за себя:
- Город Дербент; 
- Кубачи (Дахадаевский район РД.); 
- Кумух (Лакский район РД);
- Андаляльское общество (союз 19 селений, Гунибский р-н РД);
- Гидатлинское общество (союз 19 селений (XIX в.), Шамильский р-н РД);
- Карата (Ахвахский район РД);

- селение Тинди (единственное селение на Западном Дагестане, по местным преданиям называвшееся "городом");
- общества Анди и Тех-Нуцал (Ботлихский район РД);
- общества Багвалал, Чамалал, Ункратль (Цумадинский район РД).
      Далее, естественно, Чечня и Ингушетия – регион с многочисленными башнями, караван-сараями и дорогами, по которым, судя по местным преданиям, можно было проходить, несмотря на времена года и  погодные условия.
      Как было отмечено еще в начале нашей статьи, поводом давшим старт ее написанию были исследования по топонимике и обнаруженная при этом интересная закономерность в размещении башен и укрепленных аулов Чечни. Мы уже говорили, что находятся они, в основном, в Шаройском и Итум-Калинском районах. И большинство из них - на узком и вытянутом на северо-запад пространстве, одним краем которое упирается на дагестанские горы, а другим – на горы Ингушетии. То есть, несомненно, прямо на линии описываемого нами пути!
      Таким образом, загадав нам загадку в начале, такая их особенность сама же и стала, в итоге, ключом от нее. 
      Судя по местам сосредоточения ингушских же башен, можно сказать, что продолжением этой знаменитой дороги после гор Чечни были тропы по речной долине правого притока реки Асса, Гулойхи, которые, проходя через «укрепленный город» Таргим, уходили в Дарьялское ущелье. Что здесь важно отметить, на дагестанском участке пути башни были другого типа и в меньшем количестве, но аулы – крупнее и более укрепленные.

          КАК ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ  ПУТЬ МОГ  ПРОХОДИТЬ ДАЛЬШЕ ОТ ДЕРБЕНТА?
 
      Долгое время линия Шелкового пути имела «канонический» маршрут, но недавно у ученых появились сомнения насчёт того, что он единственный. На основе сделанных в 2000 г. археологических открытий возникли серьёзные предположения, что часть Шелкового пути проходила через горы Северного Кавказа. Группа ученых и энтузиастов общества «Искатели» обнаружили в горах Ингушетии систему древних башен и практически  доказали это смелое предположение. Но вопрос о конкретном маршруте прохождения этого пути дальше от Дербента оставался открытым.
      Специалисты, к кому я обратился с вопросом об этом, мою версию маршрута пути не отвергли, но и подтверждать ее, ссылаясь на отсутствие фактического материала, они не стали. Это никак не повлияло на мое решение искать дальше и скоро удалось познакомиться с некоторыми работами, где ученые говорят о северокавказских торговых путях, и мысли их откликаются с моим видением вопроса.

       «Через внутренний Дагестан проходил важнейший стратегического и торгового значения путь, по маршруту р. Самур – Курах – Кумух - Чох – Гидатль – р. Андийское Койсу и Чечня. Назвав эту дорогу «великим путем народов через горы Дагестана» Б. Малачиханов писал: «Наметившейся линии р. Самур – Курах – Кумух – Чох – Гидатль, мы рассматриваем трассу чрезвычайно важного стратегического пути с Юга на Северный Кавказ в обход Дербента и всей приморской узкой полосы»[7].
       Нахождение Северного Кавказа на стыке Европы и Азии, на узком перешейке между Черным и Каспийским морями, способствовало усилению значения его торговых путей, что в свою очередь дал толчок развитию местных рынков и различных кустарно-ремесленных производств.
       Источники говорят, что из города Севастополиса (ныне Сухуми) на Черном море путь шел через Клухорский перевал и далее по долине Теберды и Кубани вглубь Кавказа. Он связывал Черноморское побережье с горскими народами Центрального Кавказа и с прибрежными народами Каспийского моря. Судя по историческим памятникам, встречающимся на этом пути, наиболее оживленное движение по нему проходило в IX – XIII вв[8].
       Кавказский путь от Черного к Каспийскому морю шел по горам Северного Кавказа через Дигори и Газел, прорезав истоки многочисленных правых притоков Сунжи и Терека и, пройдя пункт Адитское и южные части Чечни, направлялся в Дагестан, а оттуда в город Дербент. Начиная VI века, основная нагрузка ложится на кавказские трассы Шелкового пути, в частности, на его северокавказские дороги, которые с конца VI века становятся регулярно функционирующими торговыми магистралями[9].

        Помимо трех основных трасс Великого Шелкового пути, существовали и другие дороги, посредством которых все эти три трассы соединялись между собой. В столице Согда - древней Мараканде начинался Кавказский Шелковый путь, который шел в Хорезм, огибал Каспийское море, пересекал степи Северного Кавказа, а затем по так называемой Даринской дороге подходил к перевалам хребта: Клухорскому и Марухскому и спускался к городу Цхуми. Отсюда торговые караваны переплывали Черное море к городу Константинополю - столице Византийской империи. Особое значение Кавказский Шелковый путь приобрел во 2-й половине VI в. н. э., когда Сасанидская империя закрыла проход торговых караванов с шелком через свою территорию в Византию.
      Император Юстиниан, распространивший религиозное и военно-политическое влияние своего государства от Африки до Кавказа, приложил немалые усилия для того, чтобы изменить привычные маршруты караванов, идущих из Китая, и направить их к Понтийскому побережью (ныне Черноморскому) именно через горные перевалы Северного Кавказа, в обход Персии.
      Маршруты эти функционировали и не теряли своей важности с VI по IX в., в период ирано-византийских и арабо-хазарских войн. Именно этим и объясняется обилие шелковых тканей в скальных захоронениях Карачаево-Черкессии, территория которой в те времена входила в состав Западной Алании. Великий Шелковый путь через Северный Кавказ использовался купцами вплоть до 1453 года, когда, после легендарного падения Константинополя под натиском турок-османов, торговля шелком замерла.
      Люди начали покидать эти места, храмы стали постепенно приходить в запустение, башни укрепленных комплексов превращались в жилища оставшихся жителей, а память об их строителях почти растворилась в толще времени.
      И, тем не менее, история все-таки сумела сохранить для нас эти прекрасные сооружения, возведенные вдоль караванных дорог Великого Шелкового пути, пролегавшего когда-то по суровым землям Северного Кавказа[10].
      В XIII веке, после распада империи Чингисхана, оформляется, как один из маршрутов, маршрут по Кавказу. Основными пунктами, через который проходил Великий Шелковый путь на Кавказе, были Дербент («Железные врата») и Магас.
      Ответвление пути от основной ветви проходило через Джейрахское (Арамхинское) ущелье и далее через Чулхойское и Ассинское ущелья и оттуда уже – на равнину. Еще одна боковая ветвь Великого Шелкового пути, идущая от Дербента на запад, проходила через территорию чеченских и ингушских древних  городищ. Ветви Шелкового пути проходили также по долине реки Сунжа с востока на запад, по долине Камбилеевки с юга на северо-запад (от Дарьяла к Эльхотовским воротам) и далее – через Ачалукский проход с юга на север. Система древних ингушских городищ расположена на стыке гор и равнины между выходами на плоскость из Дарьяльского и Ассинского ущелий[11].
      Изучая источники по истории Кавказа, археологические материалы и архитектуру древних поселений, историки пришли к выводу, что транскавказские дороги исполняли роль не только торговых соединений, но и являлись главной артерией перемещения войск. Зачастую военные дружины, как и купцы, покупали у горцев право на беспрепятственный проход через них, что приносило немалые доходы[12].

ПОЧЕМУ МОЖНО СЧИТАТЬ, ЧТО ОДНА ИЗ ВЕТВЕЙ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ ПРОХОДИЛА ЧЕРЕЗ ГОРЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА?

      Подобно крепостной стене, шириной сто и более километров, протянулись кавказские горы с Востока на Запад, перерезав, таким образом, полосу суши между двумя морями.

      Эти горные кручи в трудные для Кавказских равнин времена служили убежищем для различных народов и являлись естественным мостом между Азией и Европой, которым в разные времена с разной интенсивностью пользовались.

      Как уже было сказано ранее, «Шелковый путь» – понятие позднего происхождения, поэтому отсутствие в старинных названиях караванных дорог упоминание шелка или другого слова, связанного с этим Великим торговым путем, вовсе не означает, что, та или иная дорога не имела к нему никакого отношения.
      Притом, что понятие «шелковый путь» очень условное, и путь этот представлял собой не одну караванную дорогу, проложенную по одной какой-нибудь территории, а был сетью множества дорог, которая охватывала территорию шириной тысяча и более километров.
      Разные исторические периоды каждая из этих дорог имела разное значение, но служили они все одному общему делу – торговле.
      Хотя традиционным маршрутом Шелкового пути принято считать караванные дороги, проходившие южнее Кавказских гор, из Китая к Средиземноморью и в Европу, в средние века и раньше часто случалось, что из-за войн и конфликтов они меняли свое направление. Заинтересованные в торговле государства, да и сами купцы, иногда вынуждены были искать более безопасные маршруты.
      Продолжая мысль, изложенную в предыдущем абзаце, можно сказать, что очень часто в средние века, когда вся Малая Азия, также и Кавказские равнины представляли собой сплошную зону войн и конфликтов, горы Северного Кавказа, делившиеся на владения сильных ханов и свободных общинников, оставались островками стабильности. Туда и устремлялись купцы, желавшие через эти территории попасть на берега Черного или Каспийского морей. Сами эти ханы и общества, заинтересованные в получении доходов от дорог и торговли, поспособствовали им в этом.
      Самым могущественным государственным образованием в горах Северного Кавказа в средние века был Сарир.
      История свидетельствует, что правители Сарира владели землями не только центрального и западного Дагестана, но и примыкающие к ним соседние территории были под их контролем. Какое-то время они владели и побережьем Каспийского моря[13]. По всем этим землям и пролегали очень важные для региона караванные дороги.
      Область Ункратль на Западном Дагестане состоит из восьми селений, для жителей которых аварский язык является родным. У историков нет однозначного мнения о причинах возникновения этого своеобразного анклава в окружении андо-цезских, нахских и грузиноязычных народов и вдали от основного ареала обитания авароязычного населения. Хотя последнее обстоятельство недвусмысленно указывает на то, что они являлись переселенцами, и что Ункратль был одним из «форпостов» Аварского нуцалства в этом регионе.
      Последними владетелями Ункратля являлись нуцалы из рода аварских ханов, и местом их проживания был одно из селений Ункратля -Кеди.
В этом селении есть кладбище, называемая «Гьидерил хабал», то есть – «Кладбища гидатлинцев».
      Также существует предание, что раньше этими территориями владели гидатлинцы, которые, продав свои земли нуцалам, ушли из Ункратля и заселились в Чиркее. В аварском селение Урада Шамильского района, жители которого называют себя гидатлинцами, и сегодня считают, что сел. Кеди и сел. Чиркей были образованы выходцами из их селения.
      В историческом архиве Грузии есть документ, датированный 1884 годом, где со слов представителей дома кединских нуцалов написано, что их предки, прежде чем купить у гидатлинцев землю Кеди, покупали у них землю Хучада[14] (село Шамильского района, резиденция последнего хана Гидатля, Хаджиали – Хвалчадулава, брата Булач-нуцала), которое, почему-то, позже вернули им обратно.
      По преданиям, недалеко от села Кеди, в местности Асали находилось старинное поселение. Возраст его, по мнению ученых, 700-800 лет. Там проходит старинная караванная дорога, которая через террасные поля села Кеди направляется на скальную вершину Сиват1а (на башне) и оттуда - на перевал Ягодак. По всему этому маршруту старинной дороги местами и сегодня можно увидеть отпечатки деятельности человеческих рук: остатки подпорных стен, искусственно созданные повороты на крутых склонах, расширения в скальных породах, каменные столбы – указатели вдоль троп и т. д.
      В местности Асали, недалеко от старинного поселения, был христианский храм, про большой каменный крест которого рассказывали старики. На этом месте сегодня расположены хутора людей тухума Нуцаби. Судя по некоторым источникам, они младшая ветвь ханов Сарира.
      Когда, через много лет после сожжения мюридами Шамиля крепости Каву, чистили одно из ее нижних помещений, в целях постройки дома от накопившейся земли и песка, на камнях внутренней стороны стены фундамента обнаруживались разноцветные полоски сгоревшей и расплавленной материи. По преданиям, помещения эти были подвалами крепости, куда наряду с другими богатствами кединских нуцалов, на хранение складывались и тюки разных тканей.
      В Кеди есть род, о котором в селе говорят, что их предки раньше жили в Асали, в местности Г1урус кьонлъал. Так как существует предание, что из Кеди ушли не все гидатлинцы, есть предположение, что этот род и есть гидатлинцы.
      Существует также предание, что гидатлинский правитель в Гидатль и обратно в Кеди шел по дороге через сел. Тинди.
      Есть еще предположение, что гидатлинцы могли уйти из Ункратля во второй половине XV или в начале XVI века. Если они на этой территории выполняли функцию охраны дорог и сбора дани, то, видимо, к этому времени торговый путь замер и, оставшись не у дел, гидатлинцы предпочли уйти, продав эти земли. Это вовсе не означает, что земли Ункратля принадлежали именно обществу Гидатля. Их владетелями могли быть правители Гидатля (ими обычно бывали представители фамилии нуцалов Хунзаха).
      Тиндинцы, старинную дорогу через их земли, которая, проходя через село Дагъбаш и Хучада, прямиком идет в Гидатль и Урада, называют «Умумузул нух» (Дорога предков). В позднее Средневековье Тинди претендовал на земли Ункратля, да и сейчас тиндинцы говорят, что земли Ункратля и Киялала в старину принадлежали им, что у них их силой забрали хунзахские ханы.
      Известно, что с начала XVI века в Тинди жил род Гъайтулава, он же Гъанбулат, он же сын Хаджиали, брата Булач-нуцала (Булач-нуцал владел Аварией, а Хаджиали – Гидатлем и прилегающими территориями), и последними представителями этого рода являются Денга-хажилал (Динга-швили), которые еще в начале XIX века среди жителей Тинди занимали ведущее положение. Кстати, в старину Тинди называли Шагьар (город), и в средние века, да и позже, там действовал самый большой  в Западном Дагестане рынок рабов.
      В Тинди, когда кто-то медлил со строительством чего-то, говорили: «Не тяни так, ты же не Ширван-хъала строишь» (Ширван-хъала – это Дербент в старину). Если же кто-то слишком быстро шел, говорили: «Куда так бежишь, ты же не в Гъалгъаялъ идешь» (Гъалгъай – Ингушетия).
      Старинная караванная дорога, проходя через ункратлинский перевал Ягодак, прямиком направляется в бассейн реки Шаро-Аргуна, а после, через перевал Джеинжаре - в бассейн Чанти-Аргуна, пересекая реку в районе Итум-Кала, поднимается в горы и, пройдя еще несколько малых перевалов, приходит в Ингушетию – в Таргим.
      По всему этому маршруту, начиная от перевала Ягодак, стоят крепости и караван сараи: первую, которая находится сразу после Ягодака, ункратлинцы называют «Гьин» (Крепость), а местность, где она стоит – «Гьиндух» (У крепости).
Там же недалеко и сегодня можно увидеть обширное помещение с арочным покрытием, которого ункратлинцы называют «Ганч1и-бокьал» (Каменные сараи).
      В этой же местности расположены разработанные еще в старину серебро-свинцовые рудники, называемые в народе «Хонотлинские шахты».
      В географических справочниках указывается, что через перевал Ягодак, на высоте 2952 м. над уровнем мирового океана, проходит караванная и скотоперегонная дорога[15].
      Тиндинский перевал и старинная дорога, идущая прямиком на Гидатль и Кази-Кумух, также и ункратлинский перевал Ягодак, несмотря на высоту расположения, и зимой проходимы.
      На перевале Ягодак к караванной дороге, идущей из Тинди и Кеди, соединяется еще одна ветвь дороги, по которой через селение Гако в Цумадинском районе можно попасть в Цунтинский район Дагестана, в Кахетию, также и в область Туш[16].
      На том же перевале Ягодак, у караванной дороги есть возвышенность, называемая ункратлинцами «Дуг1а гьабулеб гох1» («Холм, у которого читают молитвы»). Возможно, остановившись у этой возвышенности, путники просили Бога о благополучном исходе их путешествия.
      Там же, на перевале Ягодак, за несколько сот метров от бывшей дороги, над местностью возвышается вершина «Ц1ад гьарулеб мег1ер» («Гора, где просят дождь»). Поднявшись на эту гору, в засушливый год кединцы просили у Бога дождь.
      А под этой горой, у самой тропы, идущей на перевал, находится родник, называемый кединцами «Жал хъолеб ицц» (Родник, у которого режут скот), по преданиям, в целях жертвоприношения.
      Еще в середине XX столетия эта дорога действовала – по ней в оба направление круглый год беспрерывно проходили люди, которые направлялись в Къиялъ (в Чечню), Гъалгъаялъ (в Ингушетию), Гьириялъ (в Осетию) и в Россию.
      То, что два ответвления Великого Шелкового пути, называемые «Мисимианский» и «Даринский», в районе верховьев реки Асса и горы Казбек, пересекали Главный Кавказский хребет и, проходя в Грузию и Абхазию, упирались на побережье Черного моря, не требует доказательства. Старинная же дорога, берущая свое начало в Дербенте (так же и ниже Дербента, на побережье Каспийского моря) и проходившая через Внутренний Дагестан и горы Чечни, а потом, непременно, соединявшаяся с этими ответвлениями в ущелье, по которому сегодня проложена Военно-Грузинская дорога, пока не имеет такого «кричащего» статуса и вынужденно довольствуется простым названием «Караванная».
      Крепости, которые стоят на чеченском участке этой дороги, по мнению некоторых ученых, построены в XIII-XIV века. Это время, когда предкавказскую равнину занимало государство монголов - Золотая Орда, а Закавказье принадлежало монголам-Хулагуидам, и оба эти государства вели между собой захватнические войны.
      Топонимия местности, а также и собственные имена людей, кому приписывается принадлежность многих крепостей, расположенных вдоль караванной дороги по направлению Ягодак – Таргим, часто встречаются в собственных именах ранних и поздних ханов государства Сарир, что и натолкнуло на мысль о функциональной важности данной дороги.
      Кумухцы говорят, что проходившая через села их района по направлению Чечни старинная караванная дорога имела прямое отношение к Великому Шелковому пути.
      О важности этой дороги говорят и жители андаляльских сел Согратля и Чоха. Они - одни из самых сильных обществ Внутреннего Дагестана.
      Еще в эпоху Средневековья в Дагестане сложились крупные специализированные центры по производству тех или иных видов изделий художественного ремесла, находившие широкий сбыт по всему горному краю и далеко за его пределами: художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроделие, обработка кости, узорное вязание и золотошвейное дело, холодное и огнестрельное оружие, а также разнообразные ювелирные изделия из серебра. Производилось все это в селениях Кубачи, Кумух, Балхар, Ахты, Микрах, Хив, Хучни, Дербент, Гоцатль, Гамсутль, Унцукуль, Амузги, Харбук, Верхнее Казанище, Чох, Согратль, и др. Практически, все эти села сосредоточены на одном направлении – по маршруту караванной дороги Дербент (р. Самур) – Урада - Чечня. То есть, расположены они или непосредственно на ней, или же недалеко от нее. Вот и думаем, что такое удивительное совпадение не может быть просто так.
      История свидетельствует о том, что после падения Константинополя в 1453 году пришли в упадок многие города Азии, обязанные своим благополучием торговле и проходящему через них Великому Шелковому пути. (К этому времени открылись и морские пути всемирной торговли, что и являлось еще одной причиной такого упадка). С этого времени пришел в упадок и Дербент, являвшийся до этого торговым центром и служивший перевалочным пунктом для купцов и их товаров.
      И дорога, существование которой доказывалось в данной статье, тоже утратила свое былое значение. Люди начали покидать эти места, храмы стали постепенно приходить в запустение, башни укрепленных комплексов превращались в жилища оставшихся жителей, а память об их строителях почти растворилась в толще времени. Но, как дорога регионального значения она, все-таки, свою важность еще на сотни лет сохранила и продолжала функционировать вплоть до времен появления в горах автомобильных дорог.

 [1]С. Валянский, Д. Калюжный.
"Другая история Средневековья".
[2]На аварском  языке «Къиялъ».
[3]«Топони;мия Чече;но-Ингуше;тии» (в поздних переизданиях «Топони;мия Чечни;») — основной труд чеченского исследователя-краеведа А. С. Сулейманова, впервые опубликованный четырьмя частями с 1976 по 1985 год.
[4]Иерусалимская A.A. О северокавказском «Шелковом пути» в раннем Средневековье // СА, 1967, № 2. С. 68—72 (см. также: Она же. Аланский Мир на «Шелковом пути» (Мощевая Балка — историко-культурный комплекс VIII—IX веков).
[5]"Дербент и Великий Шелковый путь". ИСКАТЕЛИ, А. Ф. Хорошев.
[6]ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Древняя Греция и Рим. К вопросу о торговых путях в Восточном Причерноморье © 2012 Н. В. Ефремов. С. 3
[7]Малачиханов Б.К. К вопросу о хазарском Семендере в Дагестане // УЗ ИИЯЛ, T.IV. (сер. ист.). Махачкала, 1965.
[8]Акритас П.Г. Древний торговый путь от Черного моря к Каспийскому по горам Центрального Кавказа //УЗ КЕНИИ. T.XVI. Нальчик, 1959.
[9]М. Р. Гасанов, «Дагестан и народы Кавказа в V – XV вв. (Некоторые вопросы расселения и этнической общности и взаимоотношений)». Дагестанское книжное издательство. Махачкала, 2008 год.
[10]Валентин Кузьмин. Журнал «Вокруг света» / Июнь 2002 /.
[11]История Ингушетии. 2013. с. 119.
[12]ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ. Харсиев Борис Магомет-Гиреевич, к. филос. наук. Сайт «Чеченское национальное право».
[13]Ал-Истахри: Дербент «служит портом на Хазарском море для Серира». Книга путей и царств // СМОМПК. Вып. XXIX. Тифлис. 1901. С.29-35
[14]Центральный исторический архив Грузии. Ф. 231. Оп. 1. Д. 95 («Прошения разных лиц об отыскивании ими личных прав (из россыпи)». Без даты. 11 л.). Л. 4 (Показания беков сел. Киди Андийского округа. 4 августа 1884 г.).
[15] Ахмадов Я. З. Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI—XVIII веках.
[16]Тушетия (или Тушети по-грузински) – самый отдаленный район Грузии. Находится на границе с Дагестаном и Чечней.
 
               

(По мере поступления информации, статья будет пополняться новыми сведениями).
ПИШИТЕ И ЗВОНИТЕ МНЕ!

+79034810540
ismail_1967@mail.ru