Ч. 21 Нашли покой на дне океана. Конвои

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2017/01/22/2283

Тесное сотрудничество между Советским Союзом и фашистской Германией окончилось 22 июня 1941 года.  К тому времени Англия уже два года воевала с гитлеровским режимом.

Она была единственной страной в Европе, которая дала мощный отпор фашистам.  Остальные европейские  страны были оккупированы немецкими войсками, либо являлись союзниками -  Болгария, Румыния, Италия, Испания, Финляндия.

Первый год войны принёс Советскому Союзу ужасающие поражения и потери. В истории войн не было ранее примера, чтобы количество военнопленных, сдавшихся германским войскам, исчислялось миллионами.

В день, когда фашисты напали на Советский Союз, Черчилль сделал заявление, в котором говорилось: «…мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем…». 12 июля 1941 года в Москве было подписано советско-британское соглашение о совместных действиях против Германии.

Великобритания предоставила СССР военный кредит и направила в августе 1941 года в Архангельск первый конвой под кодовым названием «Dervish». Транспорты из Англии доставили самолёты, в которых отчаянно нуждался Советский Союз, поскольку значительная часть его авиации оказалась уничтоженной в первый же день войны.

Необходимо иметь в виду, что англичане сами понесли тяжёлые потери в авиации во время воздушных боёв во Франции и в Англии. Им не хватало опытных лётчиков и самолётов. В Германии были уверены, что после капитуляции Франции и эвакуации английских и частично французских войск в Дюнкерке, им удастся заключить мир с Англией.

Чтобы вынудить англичан заключить перемирие, Германия приступила к морской блокаде Англии и воздушным атакам. Чтобы сломить моральный дух англичан, они бомбили не только промышленные и военные объекты, но и города, стремясь добиться больших жертв среди населения. Завершить давление на Англию должна была операция «Морской лев» со вторжением немецких войск.

Но английские лётчики сорвали гитлеровские планы. Они уничтожили транспортные суда, приготовленные для вторжения в Англию, и дали отпор фашистской авиации. Воздушное сражение в британском небе получило название «Битва за Англию». В ней победили англичане.

По поводу лётчиков, которых насчитывалось около трёх тысяч человек, Черчилль сказал, что «…мы обязаны так многим такому малому числу». Среди этих трёх тысяч пилотов находились свыше пятисот иностранных лётчиков, среди которых больше всего было поляков.

Когда Германия напала на Советский Союз, большую часть немецких самолётов перебросили на восточный фронт, поэтому у англичан появилась возможность отправить часть своего лётного персонала и самолётов  для помощи Советскому Союзу.

Англия, а позднее и США, слали в Советский Союз вооружение, боеприпасы, продовольствие, тёплую одежду и стратегические материалы. Каждый шестой истребитель, и каждый пятый бомбардировщик были получены от союзников.

В Красной Армии артиллерию возили на американских «студебеккерах», боеприпасы снаряжались американским порохом, взрывчатка была тоже заморская, как и листовая сталь для танков.

После войны советские партийные историки и пропагандисты всячески старались принизить значение союзнических поставок. Такова была установка партийной верхушки, чтобы никто не мог усомниться в том, что наша страна могла победить фашистскую Германию в одиночку, хотя на самом деле это было совсем не так.

Назад транспорты шли, в основном, порожняком, иногда везли руду, лес, меха, гусиный пух. Поэтому немцев интересовали в первую очередь те транспорты, которые шли с запада.

Поставки военных грузов в Советский Союз осуществлялись через Север, Дальний Восток и Иран. Самым коротким был северный путь по Баренцеву, Норвежскому и Гренландскому морям. Но, не зря сказано, не тот путь короткий, который ближний.
Он был самым опасным, и далеко не все смогли его пройти.

Переход  между советскими и английскими портами занимал от десяти до четырнадцати суток. Конвои формировались в Лох-Ю, Скапа-Флоу и в Исландии. Разгружались транспорты в Архангельске, Молотовске (Северодвинске) и в Мурманске.

Маршрутов было два: один, летом и осенью, в 60 - 100 милях севернее острова Медвежий, другой, зимой и весной, в 40 – 60 милях южнее Медвежьего. Они определялись ледовой обстановкой.

Это была смертельно опасная морская дорога, потому что любой маршрут проходил по полосе, где самая широкая часть не превышала 180 – 200 миль. На пути у моряков не было ни единого порта, где можно было бы укрыться от шторма, или произвести ремонт.

Немцы всё прекрасно знали. Их самолёты взлетали с аэродромов в северной Норвегии и постоянно вели разведку. Обнаружив конвой, противник преследовал его на всём протяжении пути.

Охраняли конвои корабли англичан, а на меридиане 30° в.д. к ним присоединялись 2 -3 советских эсминца. Помимо эсминцев, конвой прикрывали советские истребители  Пе-3, а также самолёты минно-торпедной авиации Ил-4.

Первые конвои прошли удачно. Конвой «Дервиш» 31 августа 1941 года прибыл в Архангельск. Он доставил 16 истребителей типа Hawker Hurricane, 534 английских военнослужащих, лётчиков и наземный обслуживающий  персонал. Кроме того, с транспортов выгрузили 10 000 тонн каучука и олова, и 3 800 глубинных бомб.

Конвой PQ-1 доставил 200 истребителей Hawker Hurricane. В 1941 году все конвои прошли благополучно, только PQ-6 подвергся атаке немецких эсминцев, но отбился.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/01/25/2251

На фотографии: атака Heinkel He-111