Эстебан Бартоломео Мурильо Мадонны

Алина Алексеева-Маркезин
      Бартоломео Эстебан Мурильо .Мадонна с Mладенцем, с чётками1650-55гг., холст, масло, 164 x 110 cм Музей Прадо, Мадрид, Испания
      Бартоломео Эстебан Мурильо.Мадонна с Младенцем 1670г., холст, масло, 166 x 115 cм Дрезденская галерея, Германия

       МУРИЛЬО БАРТОЛОМЕО ЭСТЕБАН (род. в 1618 г. — ум. в 1682 г.) Выдающийся испанский живописец, болшой мастер религиозной и жанровой живописи. Создатель и первый президент Академии художеств в Севилье (1660 г.).

        Его творчество стало блистательным завершением «золотого века» испанской живописи, представителями которого были Хусепе Рибера, Франсиско Сурбаран, Диего Веласкес.
            Им были написаны различные варианты мадонн. Замечательно то, что Матерь Божья у Мурильо — всегда прекрасная андалузка, смуглая девушка с красивыми, миндалевидными глазами. Он мастерски сумел передать на этих полотнах и глубокое счастье материнства, и неувядающую красоту севильских женщин. Недаром Мурильо получил прозвище — «художник Мадонн»

                По отзывам современников Мурильо обладал легким, ровным, добрым характером. Неисчислимы достоинства дона Эстебана и как художника. Одаренный самым блестящим воображением, чувством нежным - полным грации и восторга, он особенно склонен был к сюжетам религиозным, где искусство может обратиться к миру идеальному. В особенности неподражаемы у него лики Христа и Богородицы. В каком бы возрасте он не писал их, везде у него выходят изображения, приводящие зрителя в благоговейный восторг.

         В Испании образ Марии был синонимом всемогущества доброты.Все его картины (за редким исключением) изображают Мадонну в радостном сиянии, возносящейся среди прозрачных облаков к небу. Ее кроткий лик с увлажненными глазами, красными, как вишня, губами, нежным и радостным выражением лица окаймлен роскошными золотистыми волосами, волнами рассыпающимися по ее плечам. Ее детские руки, нежные и тонкие, обычно скрещены на груди, как будто сдерживают волнение.

       Иконография Марии у Мурильо отличается одной характерной особенностью. На многочисленных изображениях Мадонны ее лица каноничны, ведь отступление от догмата было просто немыслимо. Но нет ни одной Марии, которая бы походила на другую. Постоянно варьируются ее глаза (незначительная для канона, деталь эта очень важна для физиогномики) - их разрез, открытость, припухлость; лоб - чуть покатый или прямой, нос - чуть длиннее, короче, разная форма крыльев; подбородок, округлость щек. И возникает эффект присутствия многих лиц в одном.

      Эта особенность Мурильо создавать Мадонн с ярко выраженными чертами испанки постепенно развилась настолько, что некоторые его Мадонны вызывают весьма специфические ассоциации. Например, знаменитая картина "Мадонна-цыганка".

      Про "Непорочные зачатия" исследователь творчества Мурильо Куглер сказал: "Произведения эти знаменуют собой одну из вершин XVII века, и во всей области искусства только они вполне достойны равняться "Сикстинской мадонне" Рафаэля".

           А отношение самих испанцев к художнику дон Эдуард д'Амигис выразил так: "Для испанцев Мурильо - святой. Они произносят его имя с улыбкой, как будто желая этим сказать: "Он - наш!" И говоря это, смотрят так, как будто и от слушателя требуют уважения".