Деревенский алфавит. Буква З - Звонкая

Манико
Звонкая: от Грабежево до Терешково.

После буквы Е наш "Деревенский алфавит" впервые споткнулся. На Ё деревень, судя по справочнику "Ярославская область. Административно-территориальное деление", в нашем районе не было. Следующая буква алфавита - Ж, на нее значилось всего 3 деревни. Но, как мы выяснили у специалистов сельских поселений, в Жолнино постоянных жителей не осталось, деревня дачная и на зиму закрывается. А в Жаденево и Жирово сейчас даже и домов не сохранилось. В нашем алфавите, если представить, что буквы - это зубы, начали образовываться пробелы - словно во рту старика...
Итак, перескакиваем на букву З. Деревня Звонкая заинтересовала историей своего переименования и тем, что стоит на федеральной трассе. Едем!

Специалист Дмитриевского сельского поселения Нина ЯКУШЕВА сообщила, что Звонкая нынче осталась без постоянных жителей. Есть дачники, некоторые из них и зимуют в деревне, а вот коренных обитателей уже нет. Но в Данилове, в Доме ветеранов, живет Анна Сергеевна СЫТОВА, много лет проживавшая в Звонкой, а значит, о деревне еще есть кому рассказать. Вначале мы узнали об истории деревеньки и побывали в Звонкой нынешней.

Лесные грабители и космонавтика
До 1970 года Звонкая называлась Грабежево.
- Когда я собирала сведения об истории деревни, расспрашивала старожилов, - сообщила нам библиотекарь из Бабаева Анна ЛИХАЧЕВА. - Они рассказывали, что в старые времена через деревню шла большая дорога, по которой архангельские купцы везли в Москву рыбу, другие товары. Ездил здесь по делам и ярославский торговый люд, ходили тропами крестьяне. За деревней, в сторону Данилова, рос густой лес. Вот в этом-то лесу торговцы постоянно подвергались разбойным нападениям, от чего деревня и носила говорящее название Грабежево.
В самой деревне располагался постоялый двор Константина Никитича Аникина. Купцы останавливались у него отдохнуть или устраивались на ночлег, кормили лошадей. Когда через стоящие рядом деревни делали дорогу, то в низине, что шла от Грабежево к Калитино, пилили осину на чурочки-шашечки и укладывали их здесь же, дабы полотно не проваливалось. Это место до сих пор называется шаштовка.
В сведениях о церкви Архангельского на Касти Анна Павловна нашла информацию о том, что в Грабежеве была деревянная часовня. В то время (год не установлен, известно лишь, что рубли тогда назывались билетами, а расстояния мерялись верстами) в деревне жили 19 мужчин и 20 женщин.
В 1970 году, когда населенный пункт решили переименовать, в нем было 10 домов. Деревня всегда была небольшой. Об истории превращения Грабежево в Звонкую нам поведала Анна Сытова.
- Думаю, указание о переименовании дала Советская власть, - размышляет Анна Павловна. Секретарем сельсовета тогда была Анна Захаровна Воробьева. Созвали собрание, оно проходило прямо на улице в теплое время. Вся деревня пришла, даже детки маленькие.
Варианты будущего названия предлагались разные - Весенняя, Цветочная, Звонкая. А на волне гордости за страну с передовой космонавтикой были и другие предложения - Гагарино, Терешково. Почему отказались от этих вариантов, Анна Павловна не знает, но наш корреспондент Валентина БЕРЕЗКИНА вспомнила, что вроде бы тогда о возможности назвать деревню именем первой женщины-космонавта у В. В. Терешковой просили разрешения, но согласия не получили. Возможно, поэтому космонавтику решили оставить в покое и просто назвать деревню Звонкой. Возражений ни у кого из жителей не было. Правда, прежнее название - Грабежево - многие используют и по сию пору.

Незваные гости
В Звонкую мы отправились наобум – номеров телефонов живущих там дачников добыть не удалось, предупредить о визите корреспондентов не получилось. В итоге, как и предполагали, оказались в роли незваных гостей, которые хуже... из политкорректности не будем говорить кого.
Деревня располагается вдоль федеральной трассы, внутри нее - дорога (здесь прежде и ездили купцы), дома стоят по обе стороны. Звонкая буквально утопает в зелени, особенно удивили яблони, сплошь увешанные плодами, - в Данилове после прошлого яблочного года этот фрукт нынче редкость. Старенькие дома полузаброшены, один с заколоченными окнами. Но есть и новые, уже дачные. Возле одного из домов на грунтовой дороге асфальтированный кусок – видимо, кто-то позаботился о собственном авто. Рассказывали нам позже, что коренные жители попримерли – до 80-90 годов доживали, а из деток в деревне никто не остался, все по городам разъехались. Дачники же не все и летом теперь хорошо приезжают: когда старики у них были – привозили их весной, те все обихаживали, к субботе-воскресенью напекут-наготовят, в Карповском рыбы наловят, накоптят, шашлыков наделают. А молодые в основном только отдыхать да праздновать приезжали…
Постучались в первый дом. Ольга Новикова, хоть и не считается постоянной жительницей Звонкой, живет здесь уже 15 лет. Ярославна, совсем не умевшая прежде обращаться с животиной, завела большое хозяйство, причем весьма и весьма успешно.
- В городской квартире мне плохо, а здесь гораздо лучше, - объясняет свой побег из города дачница.
Шум оживленной трассы стал ей привычным и практически не беспокоит. Недавно Ольга Новикова перенесла на ногах инфаркт и теперь здоровье подкачивает. Подумывает о том, что хозяйство надо уже переводить... Посмотреть на ее индюков, уточек и прочее нам удалось лишь через забор - во двор хозяюшка впустить нас, видимо, поопаслась. Вполне ее понимаем - мошенников нынче пропасть, доверять, увы, никому нельзя.
В следующем доме, куда мы решили зайти, встретили однозначный отпор (ох, плохо быть незваными!). На наш рассказ о том, что мы корреспонденты, пишем о деревнях, выглянувший в дверь мужчина резко ответил: "Вот и пишите, людей смешите" и захлопнул перед носом дверь. Когда мы, несколько расстроившись, поплелись обратно, дверь открылась еще раз.
- Кто вас подослал? - сердито крикнул мужчина.
Мы объяснили, что явились по собственной воле и убрались восвояси.
После такого не слишком удачного знакомства с деревней, прошлись вокруг – эх, красивые у нас места! - и собрались обратно в Данилов, решив, что о визитах все же надо предупреждать. Уже выезжая из деревни, заметили мужчину и женщину, которых, видимо, заинтересовали наши персоны. Вернулись. И - о, чудо! - встретили радушный прием! Сергей Михайлович и Ирина Николаевна УТКИНЫ, хотя мы уже и не напрашивались, с удовольствием показали свою усадьбу.

Еремей с ирокезом
Обосновались Уткины в Звонкой 4 года назад, они также ярославские, пенсионеры. Их домик стоит в глубине участка, перед ним большая территория, на которой расположился картофельник, поляна и... собственный лесок. Как объяснили хозяева - это для того, чтобы не бегать за грибами далеко. И ведь растет лесное мясо! Радуют подберезовики, рыжиков много бывает, волнушек. Всего вокруг своего дома супруги высадили около 300 деревьев - закрывали жилище от ветра, шума и пыли трассы.
Перебравшись в деревню, также впервые завели мелкую живность и даже пчел. Справляться со всем этим учились по специально купленным книгам. Не обошлось, конечно, без казусов.
- Пчел приобрели по объявлению, в Ачкасове, - рассказывает Ирина Николаевна. - Еле перевезли их. Поставили, не зная, на солнце. Так они от жары, да от чужой местности как полетели, меня всю покусали.
- Не ругались с супругом - зачем, мол, мы их купили? - спрашиваем лукаво.
- Ну как вам сказать, - смеется хозяйка, - было маленько.
Потом все, конечно, наладилось. Сейчас у супругов и индюшата подрастают, и курочки удивительные гуляют - с прическами. У одних шевелюры на голове, а у других на лапках.
- Мы любим таких, - поясняют супруги, - это павловская порода. А петька у них знаете какой красивый - с ирокезом на голове и лохматыми лапами. Еремеем зовут.
Сергей Михайлович рассказал, что о домике в деревне мечтал всегда. В Ярославле Уткины работали на заводе дизельной аппаратуры, потом стали не нужны – сократили.
- Что было делать? – вспоминают. – В таком возрасте никуда особо не берут. Решили – чем идти метлой на улице махать, лучше переедем в деревню. Ни капли не жалеем!
Супруги с большим удовольствием обустраивают свое жилище – обивают деревом, утепляют. Растят яблони и груши, виноград и даже – представьте себе! – черешни, арбузы и дыни, занимаются тепличкой.
- Встаем в 6 утра, - рассказывают о своем дне, - пьем кофий и разбегаемся кто куда по своим делам – поливать, полоть, кормить птицу и так далее. Занятие всегда находится!
К шуму авторассы привыкли. К тому же она еще и большое преимущество – очень удобно добираться хоть в Ярославль, хоть в Данилов, куда супруги ездят затариваться в магазины или просто развеяться. Скучно супругам не бывает.
- Ой, нам вдвоем хорошо, никого больше и не надо! Наверное, за всю свою жизнь уже наобщались…. – говорят.
Спасибо хозяевам за прием, все-таки мы не зря съездили в Звонкую.

Такое чудо– машины ездят!
Анну Сергеевну Сытову мы навестили в даниловском Доме ветеранов. Она перебралась сюда в 2010-м, а до этого с 1952 года жила в Звонкой.
Родилась Анна Сергеевна в деревне Леонтьево Гужовского сельсовета. После тутаевской сельскохозяйственной школы 18-летней девчонкой попала в Звонкую – в колхоз имени Кирова ветеринарным фельдшером. Отвечать за здоровье животных было не страшно – к скотине деревенская девушка привычная. К тому же у председателя колхоза был заместитель по животноводству, он молодому фельдшеру и помогал.
- Обучил, как барана зарезать, как вскрывать животных, если околеют, - рассказывает женщина. – Это не страшно, только вот горло барану не могла перерезать.
Жила на квартире, деревня девушке тогда ой как понравилась!
- Я и на дома-то не глядела, какие они, а подумала – машин сколько по дороге ходит, счастье-то какое! До Данилова всего 10 километров, подвезут, пешком не надо ходить, как в прежней деревне – 30 километров без дороги, по колеям, да пешочком… Вот эти машины и привлекли.
С будущим мужем познакомились на деревенских беседах. Ох и весело тогда отдыхали в деревне! Кадрили гуляли, козулю танцевали – в пустых сенных сараях собирались со всей округи, с гармонистами. Будущий супруг Анны Сергеевны – Геннадий Владимирович – тоже был гармонистом, завидный жених!
- Гармонь у него особенная была – белая, легкая, красивая, - вспоминает женщина. – Он служил в армии в Германии, оттуда ее и привез.
Молодые супруги немного пожили в других деревеньках, а потом вновь вернулись в Звонкую. Вначале дом у них был старенький, потом пошло поветрие – молодые стали отделяться от родителей, строить свои дома, колхоз помогал. Строительство вели сообща – в один выходной пилили в лесу бревна одной паре, в другой – следующей и так далее. В 1961 году дом Сытовых был построен. Он и сейчас стоит – в нем нынче как раз наши гостеприимные Уткины и живут.

Мерила счастья
Удивительными с точки зрения современного балованного благами человека мерилами измеряет счастье Анна Сергеевна. Только подумайте – чем измерялось благополучие тогда и о чем мы печалимся сейчас.
- После войны было и голодно, и холодно, - рассказывает женщина. – А потом, когда отменили карточную систему, хорошо стало! Стали песок сахарный продавать, так я пила чай с песком и хлебом.
Или вот о счастье в замужестве:
- Я замужем голодна не была ни разу, и детки не голодали. Муж работал механизатором широкого профиля – на любой сельхозтехнике, от Даниловской МТС, так им деньги платили. А в колхозе что зарабатывали – хлебом отдавали. Так у нас хлеба-то все время много было, возили в Данилов на мельницу и сами пекли хлеб. Скотину сразу завели. Ну мы уж богачами жили.
Вот так – богато и весело. Потому что сытно. Потому что дружно. Эх, поучиться бы нам, теперешним, быть счастливым тем, что имеем…
Развалился колхоз в 2002-м. Как говорит Анна Сергеевна, за год-два все ухнуло. Хотя, размышляет женщина, если бы тогда не сменили председателя, возможно, хозяйство и сейчас бы жило. Ведь славно было – колхоз на дороге, сообщение хорошее. Льнотресту в Рощино возили по нескольку раз в день да первым номером сдавали, дорого, зарплаты хорошие получали. От колхоза даже в Москву возили – выставку ВДНХ смотреть, на Бородинское поле. А в Ярославле – в театр, цирк, зверинец.
- Нарядимся! В самое хорошее одевание, - улыбается женщина. – Валенки с галошами уж не надевали, кожаных сапогов тогда не было. А были такие фетровые ботики – у кого со шнурочками, у кого на молнии. Пальто самое лучшее, шапку. Одежда была как у городских, но наверное мы не так красиво выглядели.
Воспоминания разбередили душу. Анна Сергеевна говорит, что в деревне очень хорошо жить. Здесь, в Доме ветеранов, тоже хорошо, делать ничего не надо, соцработники, медсестра, все удобно. И первое время она и не поминала деревню.
- А сейчас… Вот сейчас бы я села у крыльца на лавочку, сидела б и смотрела на деревню Субаево. Соловьи поют, кукушка кукует, так хорошо…
Марина БОРОДИНА
 
Количество зарегистрированных в Звонкой:
1997 год - 15
2000 - 4
2007 - 2
2012 - 3
2015 - 3