Голод - не тетка

Александр Георгиевич Гладкий
После сильных морозов, сопровождавшихся снегопадами, приехал на дачу. Стоило мне открыть настежь дверь веранды, как мимо меня, нисколько не опасаясь, внутрь пролетела большая синица, фыркнув крылышками и резко пискнув, мол, я прилетела. Оторопев от неожиданности, я замер на месте, боясь резким движением вспугнуть гостью, но это оказалось лишним: она немедленно занялась своими делами, изредка поглядывая на меня.

Синица принялась методично обследовать подоконник и уголки окон веранды, находила засохших насекомых, с удовольствием их расклевывала и поедала. Зима: где свежих найдешь – пришлось поедать «сухой корм». Вытащила она и все засохшие мушиные трупики из паутины в углу окна и тотчас съела. Все это время я стоял рядом, наблюдая за ней, и птичка меня нисколько не боялась. Решив подкормить её посущественнее, чем сухие насекомые, я отрезал кусочек хлеба, обмакнул в куриный жир и насадил этот бутерброд на ветку розы, растущей рядом с крыльцом. Птица очень скоро поняла, что надо вылететь из веранды и взяться за это угощение: скорее всего, ее привлек запах хлеба. Устроившись на розовой ветке, она стала с аппетитом отщипывать кусочки хлеба, позируя и позволяя мне провести фотосессию ее обеда с расстояния менее метра.

Пожалуй, и на руку ко мне она бы села, если бы я протянул ей ладонь с зернами. То, что это лесная, не прирученная птица было очевидно, поскольку дачный поселок зимой совершенно пуст, а до ближайшей деревни пара километров и, тем более, было удивительно ее поведение. Это в городе и в парках кормушки на каждом шагу, а здесь в лесу их в помине нет.

Такую доверчивость к человеку со стороны птиц в зимний период я наблюдал неоднократно. Однажды, рыбача со льда недалеко от острова на Заславльском водохранилище, я решил перекусить. Достал пищевой контейнер с нарезкой и приступил к трапезе. Внезапно, рядом раздался пронзительный писк и синица, подлетев вплотную ко мне и поглядывая, то одним, то другим глазком, стала настойчиво требовать угощение. От кусочка хлеба презрительно отказалась, тогда я предложил ей на выбор все, что было у меня в контейнере и мотыля из мотыльницы. Выбор был сделан в пользу сыра, который она сначала щипала на месте, а затем, схватила кусок весом с себя и, усиленно трепеща крылышками, полетела в сторону острова. Силенок у неё хватило метров на двадцать полета, и сыр упал в снег. После она попробовала и колбаску, и ветчинку, и мотыля – всё пошло, кроме хлеба. Опять же, во время еды она позировала, сидя на краю пищевого контейнера, никак не реагируя на щелчки фотокамеры и позволяя себя фотографировать, буквально, вплотную.

Не только у синиц чувство голода притупляет инстинкт самосохранения, заставляя дикую птицу буквально выпрашивать пищу у человека. Посмотрите, что творится в морозы на незамерзающих полыньях пригородных водоемов. Сотни, иногда тысячи водоплавающих птиц – разнообразных уток и лебедей теснятся в них, своими движениями и теплом не позволяя морозу сковать воду. Людей они совершенно не боятся, принимая угощение прямо из рук: голод не тетка – пойдешь на риск, чтобы выжить.

Но пройдет зима, побегут ручьи, придет время образования пар и гнездования и поведение наших зимних, почти ручных, пернатых друзей коренным образом изменится. Инстинкт самосохранения и сохранения гнезда полностью восстановится и недавно ручная птица станет вновь дикой, скрытно строя гнездо, а в период насиживания яиц поведение станет настолько осторожным, что глядя со стороны не поймешь, заселена дуплянка, или пустует. И только тоненький писк птенцов спустя пару недель скажет о том, что «квартира» занята и дети подрастают.

На основании моего опыта и наблюдений могу сказать, что единственная птица, которая ведет себя летом подобно синице зимой – малиновка: совершенно не боится человека и голодом это не объяснить. Есть мнение, что у ряда птиц есть особый ген, отвечающий за любопытство. Видимо, он у синиц и малиновок доминирует, влияя на их поведение.

А может они разумны?